Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «6 Требования к безопасности на территориях жилых микрорайонов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
К придомовой территории отнесены участки земли, прилегающие вплотную к зданию, его парадным крыльцам, аркам и прочим элементам конструкции. Они закреплены за статусом площади, предназначенной для общего пользования жильцами дома. Несмотря на это, по закону разрешается приватизировать небольшую часть придомовой территории.
Понятие придомовой территории
Чаще всего такие участки применимы под следующие объекты:
- автомобильная парковка;
- велопарковка;
- гаражные боксы;
- детская площадка;
- зона отдыха;
- озеленение;
- складирование мусора;
- газоны для выгула собак;
- газовые и иные котельные;
- трансформаторные павильоны;
- другое.
Дальность от дома к границам такой территории может измеряться в пределах от 3 до 10 м. Стандартно в договорах ТСЖ, ТСН часто прописываются метраж – 3-6 м. Но многое зависит от целого ряда нюансов:
- Какова этажность дома.
- Насколько плотно стоят соседние дома.
- Близко ли проходят автомобильная трасса.
- Сливается ли придомовой участок с городским парком, сквером, иными зонами.
- Стоит ли на участке котельная, электроподстанция, колодец с водой, иной объект, который используется на несколько многоквартирных домов, близко расположенных друг к другу.
В обязанность всех проживающих в доме входит бережное отношение к общему домовому имуществу, поддержка чистоты, подчинение правилам, содействие в период ремонта общих коммуникаций, элементов конструкции.
В случае если что-то жильцов будет не устраивать, они сами могут составить общий договор, где будет обозначено, кто и каким образом должен будет обслуживать дом. Также жильцы могут подавать жалобу на ненадлежащее исполнение подрядчиками работ по благоустройству дома и его территории.
Контролирует все это председатель ТСЖ (ТСН), жилконтора, Роспотребнадзор и владельцы квартир. Жалобы на контролирующий орган подается в администрацию города. В течение 5 дней в рабочем режиме жалобу рассмотрят и государственные инспекционно-контролирующие инстанции примут соответствующие меры.
Придомовая территория многоквартирного дома: нормативы, СНиП
Размер придомового участка рассчитывается отдельно в каждом конкретном случае. На его площадь влияет плотность застройки вокруг, этажность здания, расположение рядом с домом дорог и проездов общественного пользования. Минимальным размером по правилам считается участок, который равен площади самого дома. Впрочем, если пространство позволяет, используют специальную формулу, и считают произведение жилой площади в доме на удельную единицу доли земли на квадрат жилья. Удельная единица прописана в СНиП: придомовая территория многоквартирного дома зависит от года его постройки. Если на общее пространство претендуют два дома или имеются общие проезды, формула будет сложнее.
Какие дома включаются в программу благоустройства?
Вопрос решается индивидуально в каждом субъекте. Будет ли включен конкретный дом в программу благоустройства на следующий год зависит от года постройки, внешнего вида, аварийности и других факторов. Так, обычно не включают в программу дома, которые:
- Признаны аварийными и подлежат сносу;
- Рядом планируется замена инженерных коммуникаций;
- Рядом находится новостройка;
- Работы, которые запланировали жители, уже были реализованы в рамках бюджетных средств.
КС РФ признал не соответствующими Конституции РФ часть 3 статьи 16 ФЗ 189 в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
«…Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным. В рамках действующего правового регулирования это означает, сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства, единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Кроме того, собственники помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, не несут связанное с использованием земельного участка налоговое бремя, хотя, как показывает правоприменительная практика, в некоторых случаях собственники нежилых помещений вынуждены уплачивать арендную плату за пользование этим земельным участком.
Следовательно, вытекающая из части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации)».
По мнению Конституционного суда, «… Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления».
С момента выхода указанного постановления КС РФ до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления будут являться основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. «…Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция».
Ну, а федеральному законодателю рекомендовано Конституционным судом РФ следующее: «…с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — внести в жилищное законодательство изменения, направленные, как на уточнение порядка рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если с таким заявлением обращается собственник жилого или нежилого помещения в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания, так и на регулирование соответствующих действий органов публичной власти, в том числе в части определения предельных сроков их совершения».
С вопросом о законности ст.36 ЖК РФ и ст.16 ФЗ 189 внесена ясность рассмотренным Постановлением КС РФ. Но сам порядок оформления и согласования границ придомовой территории при МКД, конкретно не прописан в жилищном законодательстве, что не всегда позволяет определить ее размер и оформить право собственности на земельный участок придомовой территории собственникам МКД. Провозглашенное в статье 36 ЖК РФ право собственников помещений на придомовую территорию не конкретизировано более подробно в ЖК и других законах и не всегда реализуемо на практике.
Сколько должно быть метров в придомовой территории, в Градостроительном кодексе не оговаривается. Строгих нормативов для определения рассматриваемого участка не установлено.
Однако Градостроительный кодекс закрепил минимальные и максимальные значения местности, которая может находиться в собственности у жителей МКД.
В настоящее время многоэтажные дома располагаются на разных участках и в разных районах города. Не всегда застройщик способен обеспечить такой размер территории, который необходим жильцам. Поэтому введена минимальная граница такого участка.
Предельные величины придомового участка ограничиваются зданиями, которые не относятся к МКД. В таблице отражены предельные показатели придомовой территории.
Максимально |
Минимально |
Четких ограничений закон не вводит. Пределы связываются с наличием зданий, которые не отнесены к инфраструктуре конкретного дома |
Величина рассматриваемого участка совпадает с границами многоквартирного дома. Такая ситуация складывается, когда строительная компания приобретает участок определенного размера и на всей площади возводит дом. Нарушения закона в этом случае не будет |
Других сведений в законодательстве относительно пределов придомовой территории не устанавливается.
Следить за участком вокруг дома жильцы должны регулярно.
В их внимание обычно входит целый ряд вопросов:
- строительство детских спортивных и развлекательных площадок;
- ремонт объектов, расположенных на территории;
- уборка участка, закрепленного за конкретным домом.
Что касается уборки обозначенной местности, то необходимые мероприятия меняются в зависимости от сезона. Зимой, к примеру, у дворника такие обязанности:
- Уборка снега с проезжей части и пешеходных зон.
- Очистка дорог ото льда.
- Нанесение слоя песка и соли на дорожки.
Границы земельного участка многоквартирного дома
Жилищный кодекс, ст. 36 говорит, что границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
По нормам земельного права, границы земельного участка должны быть определены и зарегистрированы в Росреестре. То есть, по сути, земля под МКД должна иметь координаты, по которым можно точно определить, где заканчиваются границы земельного участка, находящегося в собственности жителей дома. Однако реалии таковы, что не у всех МКД, есть обозначенные и зарегистрированные границы, но тем не менее примыкающую территорию к дому считают общей долевой собственностью, по отношению к которой у жильцов есть как права, так и обязанности.
Законодательное регулирование вопроса
Внимание! Чтобы определить понятие придомовой территории, необходимо обратиться к следующим нормативным документам:
- строительные Нормы и Правила (СНиП III-10-75) описывают правила устройства придомовой территории и порядок расположения коммунальных объектов на ней,
- Жилищный Кодекс РФ (статьи 36-37 и др.) устанавливает, каким образом объекты расположены на придомовой территории, чтобы обеспечить комфорт и безопасность проживания,
- Гражданский Кодекс в части права собственности на недвижимость,
- Земельный Кодекс в части распоряжения недвижимым имуществом,
- КоАП (гл. 7) в части нарушений при эксплуатации территории, прилегающей ко дому. Если нарушен порядок пользования собственностью, то лица, совершившие противоправные действия, будут оштрафованы. Размер штрафа зависит от площади территории, использованной не по назначению.
Придомовая территория передается в пользование жильцам многоквартирного дома на безвозмездной основе, но подлежит оплате налога. Сумма, подлежащая оплате, складывается из количества жильцов, проживающих в квартире. Стоимость услуг пользования придомовой территорией относится к услугам ЖКХ.
Таким образом, поддержание чистоты и эксплуатация придомовой территории является ответственностью жильцов дома. Территория является общей собственностью.
Учтите! Как правило, обязанности по уходу и обслуживанию территории, прилегающей к дому, возлагаются на:
- управляющую компанию, с которой жильцы установили договорные отношения,
- товарищество собственников жилья, которое работает за счет собственников жилья.
Собственники обязаны самостоятельно следить за эксплуатацией и состоянием придомовой территории. Жильцам следует проявлять инициативу и корректировать деятельность УК и ТСЖ в части контроля за состоянием придомовой территории. Жильцы вправе потребовать от уполномоченных организаций выполнять взятые на себя обязательства согласно договору.
При покупке квартиры жильцы также получают права и обязанности по уходу и использованию территории рядом с домом, а после продажи недвижимости лишаются этого права.
При этом для продажи квартиры потребуется только договор купли-продажи объекта недвижимости, а придомовая территория переходит в распоряжение автоматически. Также невозможно отдельно продать часть придомовой территории без продажи квартиры, поскольку передача прав в таком случае невозможна.
Работы по облагораживанию территории
Работы по облагораживанию территории не должны приводить к снижению качества и комфорта проживания жильцов, нарушениям общепринятых норм безопасности. Ширина проездной дороги для транспорта внутри придомовой зоны должна быть равна 3 м, за исключением переулков и дорог второстепенного значения, для которых допустимо значение в 2,75 м.
В ряде случаев нормами допускается рассчитывать ширину с учетом тротуара, который примыкает к подъезду. Если дородное покрытие заканчивается тупиком, то в обязательном порядке должна присутствовать территория для разворота размером 15×15 м, необходимая для пожарной техники.
Любые масштабные изменения должны приниматься коллективно на собрании жильцов. Вопросы его проведения регламентируются законодательно, предполагая соблюдение определенного порядка действий и фиксации итогового решения документом в виде протокола. Для возведения крупных объектов и больших работ по озеленению требуется получение разрешения от органа местного самоуправления.
По обыкновенной логике эта территория обязана быть собственностью жителей выстроенного на ней здания, так как придомовая земля с ее палисадниками, скамейками и спортивными площадками первоначально предполагалась для развлечения людей, живущих в доме. В статье 16 Федерального закона по Жилищному Кодексу №-189, обозначено:
- Территория вокруг дома, на которой выстроен многоэтажный жилой дом и другие входящие в число этого здания объекты и конструкции, которые связаны с территорией и созданы до вступления в действие закона и в касательстве которого проведен правительственный расценочный учет, передается свободно в единое (коллективное) долевое имущество владельцев квартир.
- Участок, на котором размещено многоквартирное жилое здание и другие входящие в его структуру объекты и конструкции, которые связаны с территорией являются совокупной (коллективной, общей) долевое имущество владельцев (правообладателей) квартир.
- Если территория, на которой размещено многоквартирное жилое здание и другие входящие в структуру подобного строения объекты и конструкции, которые связаны с территорией, не создана до внедрения в действие ЖК, то каждый владелец имеет право прибегнуть с соответствующим заявлением в органы общегосударственной власти либо регионального управления с просьбой о создании земельной зоны.
Если грамотно управлять не только самим объектом, но и прилегающей к нему территорией, можно сильно сократить расходы. При этом повышается и комфортность проживания. Многое зависит от того, как к этому относятся сами жильцы, насколько они активны.
Существуют лишь некоторые проблемы, связанные с моральным старением документов по определению площади придомовой территории. Из-за этого часто возникает путаница, которой пользуются коммунальные службы.
Но правительство старается изменить эту ситуацию, и создаёт новые принципы формирования придомовых территорий, как для многоквартирных, так и для частных домов. И проблем становится всё меньше, хотя основная их часть остаётся.
Какие программы благоустройства дворовых территорий и проекты существуют?
На территориях некоторых регионов и муниципальных образований действуют программы благоустройства дворов, позволяющие субсидировать ряд нужд по благоустройству многоквартирных домов и их территории.
Самой популярной и действенной признана программа благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов, проводимая в Тульской области, которая рассчитана на 2014-2016 год и была принята Постановлением местной администрации № 135.
Данная программа финансирует затраты на:
- озеленение;
- устройство детских площадок;
- осуществляет ремонт и реконструкцию фасадов и ограждений;
- создает так называемые зеленые зоны;
- создает скверы для отдыха и облагораживает их.
Государство не слишком активно субсидирует данные программы, в основном, средства выделяются из бюджета региона.
Нюансы благоустройства
При выполнении работ, направленных на благоустройство прилегающей к многоквартирному дому территории, следует помнить о следующих нюансах:
- Любое мероприятие, нанесшее вред озеленению, дорожному покрытию, освещению, ограждению или повредившее существующую детскую или спортивную площадку, грозит привлечением к административной ответственности и обязанностью возместить причиненный вред.
- Размер первоначального штрафа для физического лица составляет 2-3 тыс. руб., для организации или индивидуального предпринимателя – 15-600 тыс. руб.
- Повторное нарушение карается штрафом от 3 до 5 тыс. руб., если речь идет о гражданине и от 100 до 1000 тыс. руб., если о юридическом лице.
Важным моментом является приватизация. Многие предприниматели и организации незаконно используют придомовые территории МКД, размещая свои торговые точки в местах, где должны находиться детские площадки или зеленые насаждения. Если владельцы квартир своевременно побеспокоились о приватизации придомовой территории, то бизнесмену придется убрать постройки, необходимые для коммерческих мероприятий.
Кроме того приватизация четко обозначает границы, что позволяет осуществить анализ проводимых санитарных работ, а также определить их четкую стоимость. В результате жильцы могут узнать, за что они ежемесячно перечисляют средства коммунальщикам, а также подстраховаться на случай возникновения пожара, взрыва бытового газа, обвала и т.д.
Придомовой территорией считается участок земли, прилегающий к жилому дому. Размеры и границы придомовой территории указаны в градостроительной документации.
На территории могут располагаться нежилые постройки, служащие для удобства проживания.
Определение количества квадратных метров, закрепленных за каждым жителей, производится индивидуально. Площадь участка вычисляется с учетом сведений, указанных в правоустанавливающих и градостроительных документах. В среднем такая площадь составляет от 3 до 6 кв.метров.
Расчет придомовой территории производится в соответствии со СНиП.
При этом учитываются:
- наличие проезжей части рядом с домом, находящейся в общем пользовании,
- этажность дома,
- плотность застройки в данном районе.
ПТ = суммарная площадь всех жилых помещений дома * удельная величина земельной доли.
Данная формула может быть изменена и содержать дополнительные компоненты, значимые для данной застройки. Придомовая территория может быть неправильной формы, иметь изгибы и ломаные линии ввиду архитектурных особенностей.
Законом регламентированы некоторые ограничения, связанные с использованием данной территории.
Собственники жилья обязаны поддерживать порядок в доме и на придомовой территории. Этим могут заниматься как сами жильцы в соответствии с внутренним порядком, так и УК или ТСЖ на договорной основе. Таким образом, силами собственников производится ремонт и замена устаревших конструкций и приспособлений.
Обслуживание придомовой территории не является расходной частью городского бюджета.
Важно! Существует ряд ограничений, связанных с использованием данной территории:
- собственникам жилья запрещено производить работы, не связанные с эксплуатацией территории (например, ремонтировать или мыть машину),
- по желанию собственников жилья придомовая территория может быть окружена забором. При этом высота забора не должна превышать 60 см. В противном случае потребуется согласование с администрацией города,
- запрещена стоянка транспорта с работающим двигателем. Это относится также к машинам такси и курьерских служб,
- парковка транспорта производится только в установленных местах. Запрещено оставлять машину в местах произрастания деревьев, вблизи клумб и газонов,
- площадка для стоянки транспорта может быть увеличена за счет уменьшения зеленой зоны по согласованию с администрацией города,
- контейнеры для сбора мусора устанавливаются только в специально отведенных местах.
Эти ограничения учитываются при расчете размера придомовой территории.