Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приказ об обеспечении экологической безопасности на предприятии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Внимание! В настоящее время стандарты или нормативы, определяющие структуру (количественный состав) экологических служб, отсутствуют. Однако эта норма не указывает на необходимость иметь штатных специалистов-экологов.
Обучение в области охраны окружающей среды
Природоохранные требования предусматривают два вида обязательной подготовки в области охраны окружающей среды, которыми должны обладать отдельные категории специалистов и работников, занятых на объекте, оказывающем НВОС:
- подготовка в области экологической безопасности руководителей предприятий и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду (ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды»);
- профессиональная подготовка в области обращения с отходами I-IV классов опасности лиц, допущенных к обращению с отходами (накоплению, сбору, транспортированию, обезвреживанию, обработке, утилизации, размещению отходов I-IV классов опасности) (ст. 15 Федерального закона от 10 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция)
10 января 2002 года N 7-ФЗ
ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
20 декабря 2001 года
26 декабря 2001 года
Список изменяющих документов
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ,
от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ,
от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ,
от 24.06.2008 N 93-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,
от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 14.03.2009 N 32-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ,
от 29.12.2010 N 442-ФЗ, от 11.07.2011 N 190-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ,
от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ,
от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ,
от 23.07.2013 N 226-ФЗ, от 28.12.2013 N 406-ФЗ, от 28.12.2013 N 409-ФЗ,
от 12.03.2014 N 27-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. 29.07.2018),
от 24.11.2014 N 361-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015),
от 29.06.2015 N 203-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 28.11.2015 N 357-ФЗ,
от 29.12.2015 N 404-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 23.06.2016 N 218-ФЗ,
от 03.07.2016 N 254-ФЗ, от 03.07.2016 N 353-ФЗ, от 03.07.2016 N 358-ФЗ,
от 29.07.2017 N 225-ФЗ, от 29.07.2017 N 280-ФЗ, от 29.12.2017 N 463-ФЗ,
от 31.12.2017 N 503-ФЗ, от 19.07.2018 N 212-ФЗ, от 29.07.2018 N 252-ФЗ,
от 27.12.2018 N 538-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ,
от 27.12.2019 N 453-ФЗ, от 13.07.2020 N 207-ФЗ, от 31.07.2020 N 298-ФЗ,
от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 30.12.2020 N 494-ФЗ, от 09.03.2021 N 39-ФЗ,
от 11.06.2021 N 170-ФЗ, от 02.07.2021 N 342-ФЗ,
с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ
(см. Обзор изменений данного документа)
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Проект Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ «Об утверждении Положения об установлении порядка подготовки и аттестации специалистов в области обеспечения экологической безопасности» (подготовлен Минприроды России 23.03.2018)
В соответствии со статьей 73 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства РФ, 2002, № 2, ст. 133) и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. № 303 «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 21, ст. 2023, 2006 г. № 13 ст. 1409, 2008 г. № 12, ст. 1130, № 23 ст. 2713, № 24 ст. 2867, № 50 ст. 5946, 2009 г. № 6 ст. 738, № 10 ст. 1224, № 18 (часть II) ст. 2248, 2010, № 38, ст. 4825, 4835; 2011, № 7, ст. 981, № 47, ст. 6662, 2012, № 37, ст. 5002, № 46, ст. 6339, 2013, № 24, ст. 2999, ст. 3000, № 32, ст. 4311, 2017, № 6, ст. 928, № 8, ст. 1251), приказываю:
1. Утвердить Положение о порядке подготовки и аттестации специалистов в области обеспечения экологической безопасности.
2. Федеральной службе по надзору в сфере природопользования обеспечить:
организацию и контроль подготовки и аттестации специалистов в области обеспечения экологической безопасности;
организацию и контроль деятельности территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по вопросам подготовки и аттестации специалистов в области обеспечения экологической безопасности.
Министр | С.Е. Донской |
Современные требования к экологической безопасности зафиксированы в целом ряде правовых актов. Основными из них становятся:
- федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, посвященный вопросам охраны окружающей среды с последними изменениями, включая те из них, которые были внесены федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ;
- федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ, регулирующий порядок обращения с отходами производства и потребления;
- федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ, устанавливающий общие правила лицензирования в Российской Федерации;
- Кодекс об административных правонарушениях, который определяет санкции за нарушение действующего законодательства в области благополучия окружающей среды;
- другие нормативные документы.
Нормативы, содержащиеся в перечисленных правовых актах, дифференцированы в зависимости от области деятельности компании, степени интенсивности его влияния на экологию и иных факторов.
Обязанности эколога на предприятии. С чего начать?
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛУГИ Экология и охрана труда предприятиям руками лучших инженеров города Проектирование и согласование экологической документации по всей стране
- Календарь эколога
- Услуги
- Блог
- Планы проверок
- О компании
- Клиенты
- О компании
- Наши сотрудники
- О компании
- Карьера
- Отчетность об обращении с отходами
- Проект СЗЗ
- Клиенты
- Обучение по экологии и охране труда
- Общее
- Обучение по экологии и охране труда
- Производственный экологический контроль
- Производственный контроль за соблюдением санитарных правил
- Государственная статистическая отчетность по форме 2-ТП
- Расчет платы за НВОС
- Ведение журналов
- Специальная оценка условий труда
- Постановка на учет объектов негативного воздействия
- Комплексное экологическое разерешение
- Декларация о воздействии на окружающую среду
- Сопровождение по охране труда
- Экологический аутсорсинг
- Специальная оценка условий труда
- Постановка на учет объектов негативного воздействия
- Ведение журналов
- Проект ЗСО
- Экологический сбор
- Планы проверок
- Проект НДС в сети Водоканала
- Государственная статистическая отчетность по форме 2-ТП
- Производственный контроль за соблюдением санитарных правил
- Вода
- Декларация о составе и свойствах сточных вод
- Проект НДС в сети Водоканала
- Лицензия на недропользование в части добычи воды
- Проект ЗСО
- Баланс водопотребления и водоотведения
- Проект НДС
- Отходы в доходы
- Комплексное экологическое разерешение
- Декларация о воздействии на окружающую среду
- Воздух
- Проект ПДВ
- Проект СЗЗ
- Паспорт ГОУ
- Инвентаризация источников выбросов
- Расчет платы за НВОС
- ПНООЛР
- Инвентаризация отходов
- Наши сотрудники
- Баланс водопотребления и водоотведения
- Лицензия на обращение с отходами
- Проект ПДВ
- Календарь эколога
- Карьера
- Перевод отходов в сырье (Технические условия)
- Лицензия на недропользование в части добычи воды
- Производственный экологический контроль
- Блог
- Сопровождение по охране труда
- Декларация о составе и свойствах сточных вод
- Паспорт отхода
- Экологический аутсорсинг
- Услуги
- Вода Декларация о составе и свойствах сточных вод
- Проект НДС в сети Водоканала
- Лицензия на недропользование в части добычи воды
- Проект ЗСО
- Баланс водопотребления и водоотведения
- Проект НДС
- Воздух
- Проект ПДВ
- Проект СЗЗ
- Паспорт ГОУ
- Инвентаризация источников выбросов
- Отходы
- ПНООЛР
- Перевод отходов в сырье (Технические условия)
- Экологический сбор
- Отходы в доходы
- Инвентаризация отходов
- Паспорт отхода
- Продление лимитов
- Отчетность об обращении с отходами
- Лицензия на обращение с отходами
- Общее
- Обучение по экологии и охране труда
- Производственный экологический контроль
- Производственный контроль за соблюдением санитарных правил
- Государственная статистическая отчетность по форме 2-ТП
- Расчет платы за НВОС
- Ведение журналов
- Специальная оценка условий труда
- Постановка на учет объектов негативного воздействия
- Комплексное экологическое разерешение
- Декларация о воздействии на окружающую среду
- Сопровождение по охране труда
- Экологический аутсорсинг
- Проект НДС
- Паспорт ГОУ
- Отходы
- ПНООЛР
- Перевод отходов в сырье (Технические условия)
- Экологический сбор
- Отходы в доходы
- Инвентаризация отходов
- Паспорт отхода
- Продление лимитов
- Отчетность об обращении с отходами
- Лицензия на обращение с отходами
- Продление лимитов
- О компании
- Инвентаризация источников выбросов
- О компании
- Наши сотрудники
- Карьера
- Экологический аутсорсинг
- Отчетность об обращении с отходами
- Проект СЗЗ
- Перевод отходов в сырье (Технические условия)
- Ведение журналов
- Воздух
- Проект ПДВ
- Проект СЗЗ
- Паспорт ГОУ
- Инвентаризация источников выбросов
- Паспорт ГОУ
- Баланс водопотребления и водоотведения
- Постановка на учет объектов негативного воздействия
- Общее
- Обучение по экологии и охране труда
- Производственный экологический контроль
- Производственный контроль за соблюдением санитарных правил
- Государственная статистическая отчетность по форме 2-ТП
- Расчет платы за НВОС
- Ведение журналов
- Специальная оценка условий труда
- Постановка на учет объектов негативного воздействия
- Комплексное экологическое разерешение
- Декларация о воздействии на окружающую среду
- Сопровождение по охране труда
- Экологический аутсорсинг
- Продление лимитов
- Проект ПДВ
- Инвентаризация источников выбросов
- Государственная статистическая отчетность по форме 2-ТП
- Производственный контроль за соблюдением санитарных правил
- Паспорт отхода
- Лицензия на недропользование в части добычи воды
- Специальная оценка условий труда
- Вода
- Декларация о составе и свойствах сточных вод
- Проект НДС в сети Водоканала
- Лицензия на недропользование в части добычи воды
- Проект ЗСО
- Баланс водопотребления и водоотведения
- Проект НДС
- Отходы в доходы
- Проект ЗСО
- Комплексное экологическое разерешение
- Расчет платы за НВОС
- Экологический сбор
- Проект НДС в сети Водоканала
- Сопровождение по охране труда
- Производственный экологический контроль
- Обучение по экологии и охране труда
- ПНООЛР
- Декларация о составе и свойствах сточных вод
- Отходы
- ПНООЛР
- Перевод отходов в сырье (Технические условия)
- Экологический сбор
- Отходы в доходы
- Инвентаризация отходов
- Паспорт отхода
- Продление лимитов
- Отчетность об обращении с отходами
- Лицензия на обращение с отходами
- Лицензия на обращение с отходами
- Инвентаризация отходов
- Декларация о воздействии на окружающую среду
- Проект НДС
Рекомендуем прочесть: Штраф 03 01 2021 г до какого числа действует скидка
Обязанности эколога на предприятии.
Персональная страница torik23 13.07.2010 08:50,
Перечень приказов по экологической безопасности предприятия *** Приказ об обеспечении экологической безопасности на предприятии Приказ о назначении лица, ответственного за проведение вводного, первичного (повторного) инструктажа по экологической безопасности Приказ о назначении лица, ответственного за проведение производственного экологического контроля Приказ о разработке плана мероприятий по производственному экологическому контролю Приказ об утверждении перечня загрязняющих веществ и отходов производства и потребления, образующихся на предприятии Приказ о назначении лица, ответственного за техническое состояние и эксплуатацию пылегазоочистных установок Приказ о назначении лица, ответственного за обслуживание и эксплуатацию локальных очистных сооружений Приказ о разработке плана мероприятий,
Нормативные документы по экологии на предприятии
При разработке документов по экологии учитывается специфика организации, в статье мы постараемся дать наиболее полный список экологических документов, необходимых на предприятии.
Приказы о назначении ответственного:
- за охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
- за организацию и осуществление производственного экологического контроля;
- за эксплуатацию газоочистных установок — ГОУ, ведение паспорта ГОУ. При наличии газоочистных установок разрабатывается инструкция по их эксплуатации, а также документация, которая обеспечивает соблюдение правил эксплуатации сооружений и оборудования по очистке воздуха.
Планы. Программы:
- программа производственного экологического контроля — разрабатывается экологом предприятия или специализированной организацией;
- программа повышения экологической эффективности;
- план мероприятий, направленных на охрану окружающей среды;
- программа проведения техобслуживания, осмотров, проверки показателей и планового ремонта ГОУ;
- план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в период неблагоприятных метеоусловий;
- программа создания системы автоматического контроля выбросов/сбросов загрязняющих веществ.
Журналы учета:
- стационарных источников выбросов вредных веществ в воздух и их характеристик;
- выполнения мероприятий по защите атмосферного воздуха;
- работы газоочистных и пылеулавливающих установок;
- водопотребления;
- водоотведения;
- качества сбрасываемых сточных вод;
- принятых отходов;
- переданных отходов;
- учета в области обращения с отходами.
Журналы относятся к первичной учетной документации.
Отчеты:
- о выбросах вредных веществ в атмосферу;
- об образовании опасных отходов, их использовании, обезвреживании, размещении;
- о выполнении нормативов утилизации;
- об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля;
- по форме федерального государственного статистического наблюдения 2-ТП (воздух);
- по форме 2-ТП (водхоз);
- по форме 2-ТП (отходы);
- по форме 2-ТП (рекультивация);
- по форме 4-ОС;
- по форме 4-ЛС;
- по форме 18-КС;
- о реализации плана мероприятий по охране окружающей среды;
- о реализации программы экологической эффективности;
- сведения, которые получены в результате учета: объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, объема сброса сточных и (или) дренажных вод, качества сточных и (или) дренажных вод.
Декларации. Расчеты:
- о плате за негативное воздействие на окружающую среду (внесение платы за загрязнение окружающей среды предусмотрено Федеральными законами № 7-ФЗ, 89-ФЗ, 96-ФЗ);
- о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров;
- о воздействии на окружающую среду;
- расчет экологического сбора.
Паспорта:
- отходов;
- ГОУ.
В документах по экологии для предприятий 3 категории должны быть расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов только для высокотоксичных веществ, а также для веществ, которые обладают канцерогенными, мутагенными свойствами. Для отходов, которые образуются на объектах 3 категории, нормативы в обязательном порядке не рассчитываются.
Документы по экологической безопасности на предприятии также включают разрешение на пользование природными объектами (например, водным объектом для сброса сточных/дренажных вод), на выброс вредных веществ в атмосферу, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии нормативов предельно допустимых выбросов санитарным правилам. При пользовании водными объектами обязательно составляется Схема размещения мест сброса сточных и (или) дренажных вод, которая согласовывается с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов и органами санитарно-эпидемиологической службы.
Разрешительная документация: последствия неполучения
Отсутствие необходимых документов (при условии фактического оказания перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду) является основанием для привлечения как юридического, так и ответственного должностного лица к административной ответственности по:
- ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) [за выбросы в атмосферный воздух] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней;
- ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ [за сбросы в водный объект] или ч. 1 ст. 8.14 – максимальные размеры административного штрафа для юридического лица составляют соответственно 40 000 рублей и 100 000 рублей (по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней);
- ст. 8.2 КоАП РФ [размещение отходов] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.
Более того, осуществление выбросов, сбросов загрязняющих и иных веществ в окружающую среду в отсутствие разрешений является основанием для исчисления и возмещения вреда, причиненного окружающей среде, как в добровольном (как правило, по требованию органа государственного экологического надзора), так и судебном порядке.
Описание загрязнения на рабочих местах
Наиболее распространенным отрицательным воздействием на предприятиях является загрязнение воздуха на рабочем месте. Это связано с присутствием в воздушном пространстве помещения опасных веществ или каких-либо газов (паров), частиц (пыли). Другие типы опасности могут быть связаны с контактом вредных веществ с кожей или их попаданием внутрь организма путем проглатывания. Воздействие опасных веществ может происходить несколькими способами:
- рабочий дышит загрязненным воздухом;
- рабочий имеет прямой контакт с токсичными и/или коррозионными материалами;
- случайное заглатывание токсических химикатов или неочищенной воды и других типов жидкости.
Кроме того, шум на производственных местах является еще одним примером загрязнения, которое требует защиты окружающей среды на производствах и предприятиях. Его воздействие может отрицательно повлиять на слух и психологическое состояние работников. Еще одна опасность может исходить от китайского гипсокартона, который часто используется в зданиях, где работают сотрудники компаний.
Разрешительная документация: оформление
Безусловно, вопрос оформления разрешительной документации является наиболее приоритетным для решения, так как отсутствие соответствующей разрешительной документации исключает возможность полноценного осуществления деятельности, связанной с оказанием негативного воздействия на окружающую среду. Поэтому до начала осуществления хозяйственной деятельности руководитель предприятия, как лицо по умолчанию ответственное за соблюдение организацией природоохранного законодательства, или иное лицо, в чей круг должностных обязанностей входит обеспечение вопросов экологической безопасности, должен определить перечень видов негативного воздействия на окружающую среду (далее также – НВОС), которые будут сопровождать производственный или иной хозяйственный процесс. Для упрощения поставленной задачи следует отметить, что особое внимание законодательством об охране окружающей среды уделено следующим видам НВОС:
- Выбросы загрязняющих и иных веществ в атмосферный воздух.
- Сбросы загрязняющих и иных веществ в водный объект.
- Размещение отходов производства и потребления.
Для оказания каждого из указанных видов негативного воздействия на ОС хозяйствующий субъект должен обладать специальным разрешением (п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды»), выдаваемым Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) или уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора органом исполнительной власти субъекта РФ (например, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга). Рис. Разрешительная документация по выбросам и сбросам Соответствующие разрешительные документы называются:
- разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух ;
- разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты ;
- документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение .
При этом указанные разрешительные документы должны быть оформлены в случае, если в процессе деятельности предприятия осуществляются выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, образование и размещение отходов производства и потребления, до начала осуществления деятельности.
Современному экологу необходимо иметь навыки по освоению и внедрению стандартов серии ISO, в частности международного стандарта ISO 14000 — основополагающего документа для предприятий в направлении природоохранной деятельности.
Данный документ регулирует не количественные показатели вредных масс, а конкретные нормы по концентрации и объемам выбросов.
Инженер должен знать, как разработать и провести экологическую экспертизу новых объектов, проектной документации, технологических процессов.
Специалисту в данной области необходимо владеть навыками составления отчетных документов в следующие ведомства: Министерство природных ресурсов, Росприроднадзор, Ростехнадзор, Росстат.
Помимо биологического, приветствуется наличие юридического образования и знание языков.
Следует также располагать багажом знаний в области химии, биологии, почвоведении.
Инженер-эколог должен разбираться в законах по экологической безопасности и понимать, какую ответственность при предоставлении информации он несет.
Инженером-экологом может работать как мужчина, так и женщина: отбора по половому признаку нет. Наличие водительских прав послужит преимуществом при приеме на работу.
Если предприятие имеет филиалы в других городах, работника будут отправлять в командировки.
Имея солидный стаж и опыт работы, можно добиться отличного карьерного роста.
Знание языков позволит получить работу за границей.
Карьерный рост стоит начинать в государственных надзорных органах (Ростехнадзор, Росприроднадзор).
Зарплаты там невысоки, но опыт, полученный в данных учреждениях, превосходно послужит при переходе на следующую карьерную ступень.
Работа предполагает занятость на полный рабочий день.
Карьерные амбиции инженера-эколога возможно реализовать в автомобильной промышленности, металлургии, судостроении, нефтегазовой сфере.
План мероприятий по охране окружающей среды — Центр экологических услуг
Специалисты на основе действующих правовых норм готовы качественно и быстро разработать план мероприятий по охране окружающей среды.
На основании изменений, внесенных в Закон об охране окружающей природы, план мероприятий потребуется предприятиям I и II категории. Юрлица и ИП, осуществляющие свою деятельность на предприятиях I категории, вне зависимости от формы собственности должны разрабатывать программу повышения экологической эффективности.
Правила создания плана работ по охране среды утверждаются органом исполнительной власти федерального значения. За выполнением прописанных в документе работ департаментом Росприроднадзора осуществляется постоянный контроль. Предприятия должны ежегодно отчитываться в органах статистики и перед надзорным ведомством о том, как реализуются природоохранные мероприятия.