Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отказ в приватизации земельных участков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Но чиновники не ограничиваются перечнем оснований для отказа, который определен действующим законодательством. И довольно часто выносятся неправомерные отказы, которые, тем не менее, формально могут быть истолкованы как обоснованные. Чаще всего люди, желающие приватизировать надел, сталкиваются со следующей отказной мотивировкой.
Оспоримые основания для отказа в приватизации ЗУ
- Недостаточно документов. Определенные бумаги могут быть утеряны или пришли в негодность. Органы, которые ответственны за них, могут быть уже расформированы, а архивы пропасть. Но при этом забывается, что чиновники в ряде случаев обязаны самостоятельно делать необходимые запросы.
- Ошибки в обработке сведений из отчетной документации. В итоге наблюдается расхождение между сданными документами и данными, которыми располагает муниципалитет. Несмотря на явную ошибку муниципалитета или 3-х лиц, «виновником» объявляется человек, желающий приватизировать ЗУ.
- На участке расположены незаконно возведенные строения. При этом власти не учитывают капитальность постройки. Ведь некапитальные конструкции не являются основанием к отказу в приватизации.
- Имеется задолженность по налогам, перед коммунальщиками. Это, как и в случае с квартирой, не может рассматриваться как основание для отказа в безвозмездной передаче земли на основании приватизации.
Если имущество находится в долевой собственности
Земельный участок может находиться у нескольких владельцев. Зачастую в старых домам проживают несколько граждан (собственников).
Получить землю на двух собственников можно при наличии обоюдного согласия каждого из них.
Для приватизации необходимо обратиться в органы исполнительной власти согласно ЗК РФ.
В уполномоченный орган требуется направить заявление всех участников, в котором изложить просьбу о передаче им прав на земельный надел, находящийся под их общим частным домом.
Если согласия добиться не удалось, то вопрос так же решается через судебные инстанции. Имущественный объект передается в долевую собственность, потому что дом все равно остается неделимым. Доли определяются в тех пропорциях, которые обозначены в праве собственности на жилой объект.
Отличие садовых и дачных домов
С целью совершенствования набора мер в области землепользования в законодательстве был принят ФЗ № 93 от 2006 г., известный под обывательским термином как дачная амнистия. Если обратить внимание на действующую редакцию свода правил, то можно увидеть, что его действие распространяется вплоть до текущего, 2018 года. В нем содержится порядок проведения операций, направленных на приватизацию дачных и приусадебных участков, а также сооруженных на их площади строений. При этом схема предусматривает крайне упрощенный алгоритм действий по оформлению права на собственность для ее (их) владельца (ов).
На стадии идентификации строения, расположенного на приусадебном или дачном участке, зачастую могут возникнуть вопросы относительно его принадлежности к жилому или нежилому типу. Усугубляется это тем, что законодательство, как таковое, не предоставляет четких различий между дачным домом и садовой постройкой. Однако, на помощь приходят два дополнительных документа – это СНиП и ЗК РФ, которые, по сути являются достаточно четким регламентом.
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О приватизации государственного и муниципального имущества»
О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
30 ноября 2001 года
5 декабря 2001 года
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Статья 2. Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества
1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий).
3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:
1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;
2) природных ресурсов;
3) государственного и муниципального жилищного фонда;
4) государственного резерва;
5) государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации;
6) государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
7) безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, а также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций;
8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий, и государственного и муниципального имущества, передаваемого государственным корпорациям и иным некоммерческим организациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
9) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
10) государственного и муниципального имущества на основании судебного решения;
11) акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом;
12) акций акционерного общества, а также ценных бумаг, конвертируемых в акции акционерного общества, в случае их выкупа в порядке, установленном статьями 84.2, 84.7 и 84.8 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
13) имущества, переданного центру исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;
14) земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в отношении которых уполномоченным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» Правительством Российской Федерации межведомственным коллегиальным органом принято решение, которое предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона и в соответствии с которым единый институт развития в жилищной сфере выполняет функции агента Российской Федерации;
15) федерального имущества в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми в целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и технологического развития экономики, развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в том числе в связи с осуществлением деятельности акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» на основании Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства;
16) имущества, передаваемого в собственность Российского научного фонда в качестве имущественного взноса Российской Федерации;
17) движимого имущества (за исключением акций и долей в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ), обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации или поступившего в собственность государства в порядке наследования;
18) федерального имущества в случае его обмена на олимпийские объекты федерального значения, находящиеся в частной собственности, определяемые в соответствии с Федеральным законом «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и созданные во исполнение заключенных с Государственной корпорацией по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта соглашений об организации строительства олимпийских объектов федерального значения;
19) имущества, передаваемого в собственность управляющей компании в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»;
20) ценных бумаг на проводимых в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 325-ФЗ «Об организованных торгах» организованных торгах и на основании решений Правительства Российской Федерации;
21) имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России», при его реорганизации на основании Федерального закона «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
22) судов, обращенных в собственность государства, а также имущества, образовавшегося в результате их утилизации.
Отчуждение указанного в настоящем пункте государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и (или) иными нормативными правовыми актами.
Если отказ госоргана по передаче в собственность оспорить можно
В большинстве случаев, отказ в приватизации земли членам СНТ необоснован или неправомерен. Его можно оспорить в суде. Чтобы понимать, правомерен или не правомерен отказ, надо попросить провести экспертизу документов у адвоката. Только специалист может ответить на вопрос, достаточно ли у Вас доказательств и правомерно ли поступила Администрация или иной орган, выдавший отказ. Во многих случаях, не права. И можно бороться в суде по защите ваших прав. Надо составить правильный иск и с приложением документов, доказывающих Ваши права, подать в суд. Лучше и во много раз более результативно, если судебную защиту будет вести тот же адвокат, который написал исковое заявление.
Обращайтесь к нам за помощью. У наших специалистов достаточный опыт работы с земельными вопросами.
Судебная практика: обжалование решение об отказе в приватизации
Роман Сидоров направил в областную администрацию заявление с просьбой предоставить ему возможность приватизировать участок земли в собственность. В просьбе Сидорову отказали, так как он, подчеркнули в администрации, ранее уже пользовался правом приватизации. Сидоров с таким решением не согласился и направил исковое заявление в суд.
В суде было установлено, что Роман Сидоров в 1993 году получил в собственность часть земельного участка бесплатно. Вторая часть участка, которая фактически стала предметом спора, может быть передана ему в собственность исключительно в формате выкупа. Суд удовлетворил исковое заявление Сидорова, посчитав отказ со стороны администрации незаконным. В суде ссылались на то, что в первый раз Сидоров воспользовался правом бесплатной приватизации в 1993 году – тогда нормы Земельного кодекса, в частности, однократная бесплатная приватизация, не распространялись на правоотношения, возникшие ранее.
В России земельное законодательство существенным образом изменилось в 2011 году, и отказ в приватизации участков по основаниям использования, возникшим до начала применения соответствующего права, не во всех случаях считается правомерным.
Соответственно, тот факт, что Роман Сидоров приватизировал земельный участок до принятия ЗК, юридического значения не имеет и не может быть учтен как причина для отказа в приватизации.
Приватизация земли под частным домом по упрощенной схеме
Статья 39.5 Земельного кодекса РФ определяет перечень случаев, когда допускается бесплатная передача муниципальной и государственной земли в личное владение физического лица. В этой же статье перечислены особенности процесса для территорий, на которых расположены различные строения. Исключительное право на приватизацию земли под частным домом принадлежит гражданину – собственнику жилого помещения и иных построек на рассматриваемой площади.
Собственник дома может приватизировать землю под постройкой, если она перешла в его пользование на базе бессрочной аренды или пожизненного наследования до принятия Земельного кодекса РФ, то есть до ноября 2001 года.
Оформление документации по упрощенной системе также доступно льготной категории населения — ветеранам ВОВ, семьям с низким достатком, детям, оставшимся без попечения родителей.
Земельный кодекс РФ определяет перечень земель, для которых недоступна приватизация с домом:
- особо охраняемые территории;
- часть водного или лесного фонда;
- территория, выведенная из оборота;
- места особого назначения — парки, площади.
Мотивированный отказ в приватизации участка под домом возможен, если государство планирует использовать его для своих нужд — монтаж трубопровода, строительство дорог. Если у администрации нет законных оснований для отрицательного решения, гражданин может оспорить его в судебном порядке.
Список документов для приватизации земельного участка под частным домом
Пакет документов для приватизации земли под частным домом отличается в зависимости от ситуации. Если оформлением права собственности гражданин занимается не лично, дополнительно потребуется доверенность.
Если процесс затрагивает несовершеннолетних детей, следует позаботиться о наличии разрешения от органов опеки и попечительства. Базовый список документов выглядит следующим образом:
- заявление с указанием ИНН физического лица и присвоенного адреса частного дома;
- паспорт гражданина РФ – оригинал и копии;
- договор на передачу участка под ИЖС (индивидуальное жилищное строительство), соглашение о бессрочном использовании земли или другой документ, который устанавливает право физического лица на земельный надел;
- кадастровый план территории и технический план дома;
- выписка из ЕГРН;
- подтверждение об оформлении приватизации впервые;
- сведения о налогах на участок (можно получить в районной налоговой службе);
- выписка из БТИ (бюро технической инвентаризации) о стоимости земли.
Согласно ФЗ №1541-I «О приватизации жилищного фонда РФ», срок предоставления услуги не должен превышать 2 месяцев. Приватизация земли под частным домом носит безвозмездный характер, выкупать участок не требуется. Основные расходы будут связаны с подготовкой документов.
Если вы решили приватизировать земельный участок, не стоит откладывать начало процедуры в долгий ящик. По закону оформить надел в частную собственность по упрощенной схеме можно только до 1 марта 2020 года.
Основные законы, регулирующие приватизацию дачных участков
Существует 3 законодательных акта, на основании которых приватизация земельного участка может проводиться по упрощенной схеме:
- Закон 2001 г., предоставляющий право на льготную бесплатную приватизацию земли лицам, получившим ее в наследство или на правах бессрочного пользования до введения Земельного кодекса РФ.
- Закон «О дачной амнистии» 2006 г., благодаря которому бесплатная приватизация продлена до 1 марта 2015 г.
- Поправки к основному закону от 1 января 2015 г., упрощающие процедуру бесплатной регистрации земельных участков для членов садоводческих объединений. Благодаря ей садоводы, не успевшие приватизировать свою фазенду советских времен, вправе оформить участок в собственность, независимо от даты вступления в члены товарищества или кооператива, подготовив небольшой пакет документов.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Когда объект в долевой собственности
Если на каком-то участке расположен жилой дом, у которого сразу несколько владельцев, и один из них желает получить свою часть здания в персональное владение, ему необходимо заручиться согласием остальных хозяев, после чего пройти стандартную процедуру.
Если кто-то из этих лиц не хочет защитить свои интересы, можно провести выдел доли в натуре, и затем собирать и подавать документы, становиться на кадастровый учет, обращаться в муниципалитет. Если же и в этом вопросе не удается достичь компромисса, следует направить иск в суд, который практически наверняка примет решение в пользу заявителя и предоставит ему возможность свободно распоряжаться принадлежащим ему имуществом.
Есть еще один вариант того, как приватизировать участок земли в собственность: можно взять его в бессрочную аренду, заключив соответствующий договор. Нюанс в том, что вы должны предоставить соседу контракт на пользование, а он обязан его подписать (поступить по-другому он просто не вправе). Ну а впоследствии вы без проблем подтвердите законность своего владения, по сути, без согласия кого-либо еще – изящно и удобно.
В процессе оформления возникают самые разные нюансы, в зависимости от ситуации, поэтому помощь грамотного юриста точно не будет лишней, хотя бы в рамках консультации, и обернется уверенностью в отсутствии ошибок и экономией времени. Хотя в стандартных случаях даже бесплатная приватизация земельного участка в собственность не вызывает особых сложностей.
Сколько стоит приватизация земли
Стоимость приватизации земельного участка складывается из нескольких пунктов, обязательные из которых:
- оплата госпошлины — 350 рублей. Для упрощенного порядка сумма снижена, составляет 100 рублей;
- кадастровый план — от 3 000 до 15 000 рублей. Для упрощенного порядка — бесплатно, расходы ложатся на муниципалитет.
Те, кто обращается в органы через представителя, должны будут оформить нотариально заверенную доверенность. Она стоит около 200-500 рублей.
Также можно воспользоваться услугами юриста, который правильно составит заявление, поможет оформить другие документы. Тогда потребуется еще от 2 000 до 5 000 рублей.
Когда гражданин покупает землю у государства, цена рассчитывается следующим образом:
- для ИЖС, ЛПХ, СНТ — до 60 % от стоимости по кадастру;
- для постройки жилого дома на землях некоммерческих объединений — до 2,5 % от суммы кадастровой стоимости;
- сельскохозяйственные земли для создания крестьянского хозяйства — до 15 % от КС.
На кого распространяется право на приватизацию земельного участка
Этим правом пользуется несколько категорий владельцев земельной недвижимости:
- Многодетные семьи (ст. 39.5 и 39.19 ЗК РФ);
- Получившие земельный участок на 6 и более лет бесплатно для целевого использования – строительства дома и возведшие на нем строение, имеют право приватизировать его по истечении 5 лет (39.10 ЗК РФ);
- Арендаторы земельных участков, оформившие договор аренды до принятие Земельного кодекса РФ (25.10.2001 года);
- Владельцы объектов недвижимости, расположенных на таких участках, приобретшие право собственности в результате совершения сделки купли-продажи, обмена, дарения, наследования до принятие ЗК РФ;
- До 2001 года получившие/оформившие землю в бессрочное (пожизненное наследуемое владение) и построившие на ней строение/дом.
Сроки и стоимость приватизации
При наличии веских оснований, процесс производится бесплатно. Если человек начал арендовать землю после 2001 года, то с большой вероятностью он будет выполнен на платной основе. Стоит отметить, что при бесплатном оформлении права собственности на землю государственную пошлину все равно потребуется оплачивать. Она взимается при регистрации права собственности. Ее размер для физлиц составляет 350 рублей, при условии, что землю будет использована для садоводства, огородничества, жилищного строительства, подсобного хозяйства. Если цели иные размер госпошлины увеличивается до 2000 рублей.
Сроки приватизации сильно варьируются зависимо от наличия стартового набора бумаг. Обычно подготовка отдельных документов занимает около 2 недель. Кадастровый паспорт может оформляться 1-1,5 месяца. Рассмотрение заявления занимает от 2 недель до 2 месяцев. В итоге на сбор документов, подачу заявления и ожидание результата уходит 4-6 месяцев.