Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оборудование онлайн-тахографами с 1 марта 2023 года обязательно!». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начиная с 1 ноября 2019 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.
Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?
Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):
1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.
На данный момент Министерство транспорта и перевозок уже занимается подготовкой нового федерального закона, основные положения которого регулируют деятельность юридических и физических лиц, которые занимаются перевозкой, а также частных владельцев грузового транспортного средства.
К подобному положению водители относятся по-разному, но основное предназначение закона об устройствах способно благосклонно сказаться на общей транспортной ситуации.
Устройства такого плана эффективно контролируют скорость движения, оптимизируют время работы и отдыха, рассчитывает заработную плату и оптимизирует маршрут.
Автолюбителям настоятельно рекомендуется позаботиться о наличии данного приспособления. Вопрос, обязателен ли тахограф на грузовое авто при осуществлении коммерческой деятельности, является положительным.
На какие транспортные средства ставится прибор?
При использовании автомобиля для личных нужд без цели получения финансовой выгоды необходимости в установке тахографа нет. Если он уже установлен, то при поездке по своим делам можно активировать специальный режим, отключающий некоторые функции прибора. При этом Минтранс четко регулирует, в каких категориях транспорта должен быть установлен тахограф.
К ним относятся:
- M2 – ТС массой до 5 тонн, наличие не менее 8 пассажирских мест;
- M3 – ТС массой свыше 5 тонн, наличие не менее 8 пассажирских мест;
- N2 – ТС массой от 3,5 до 12 тонн, используемое для перевозки грузов;
- N3 – ТС массой более 12 тонн, используемое для перевозки грузов.
Чтобы избежать денежных взысканий в 2022 году, нужно не только установить устройство и следить за его работоспособностью, но и своевременно проводить проверку прибора. Тахограф признают допустимым к использованию только в том случае, если выполнены следующие требования:
- на пломбе отсутствуют следы физического воздействия;
- присутствует устройство, позволяющее контролировать показатели скоростного режима;
- установлен навигатор, подключенный к системе ГЛОНАСС и GPS;
- на самом приборе отсутствуют царапины, вмятины и дефекты, которые могут говорить о попытке физического воздействия на тахометр;
- корпус изделия цел;
- у водителя присутствует чип карты, которую использует только он.
Такие требования вытекают из положений приказа Минтранса РФ №440 от 28 октября от 2021 года. Если прибор не соответствует требованиям, это чревато наложением штрафов за тахограф по статье 11.23 КоАП РФ. Поэтому нужно следить за состоянием тахометра и своевременно его менять.
По-прежнему, тахографами должны быть оснащены следующие транспортные средства юридических и физических лиц:
M2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т |
M3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т |
N2 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т |
N3 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т |
Согласно законам, передвижение некоторых автомобилей без работающего тахографа запрещено. Нарушение может повлечь за собой серьезное взыскание в виде крупного штрафа. Причем отвечать придется не только водителю, но и юридическим и должностным лицам, допустившим выпуск транспортного средства компании на дороги без тахографа. Привлечь к ответственности могут даже за нарушение режима труда – длительная работа без отдыха запрещена соответствующим Приказом №15, изданным Минтрансом.
Использование тахографов регулируется несколькими нормативными актами и законами. Они регулярно дополняются, из-за чего некоторые водители невольно становятся нарушителями, т. к. случайно нарушают новые требования. Несмотря на незнание законодательных правок, понести разные виды ответственности им все равно придется.
Первые законы о тахографах приняли в 1990-х годах. А серьезный интерес к таким приборам со стороны власти возник лишь в 2009 году.
С тех пор приняли множество постановлений и законов, среди которых:
- Федеральные законы № 184 и 196;
- Постановления № 273, 470, 720 и 1213;
- Приказ Минтранса № 36 и 277.
Как пользоваться и хранить данные — срок эксплуатации
Придерживаться определенных правил следует также при использовании тахографа. Их нарушение тоже может привести к ответственности, причем как внутри компании, так и со стороны закона.
Как правильно ездить на автомобиле с тахографом:
- Вставить свою карту в тахограф и ввести PIN. Если с водителем едет сменщик, то его карточку нужно вставить в соответствующий слот и тоже ввести код.
- При желании произвести настройку прибора, указав яркость дисплея, его автоотключение и т. п.
- Начать движение. Взаимодействовать с прибором не требуется, т. к. он автоматически переходит в режим езды и считывает информацию со всех установленных датчиков.
- При остановках, связанных с работой, нужно активировать режим «Работа», который показывает, что водитель занят иной деятельностью, входящей в рабочий процесс.
- По окончании смены карточку из тахометра нужно достать. На время отдыха следует просто переключать прибор на соответствующий режим.
Штрафы для организаций (юридических лиц и ИП)
Штрафы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей также предусмотрены статьей 11.23 КоАП:
Статья КоАП | Нарушение | Наказание |
11.23 часть 1 | Отсутствие тахографа или нарушение требований к использованию тахографа |
Водитель: 3 000 — 5 000 рублей |
11.23 часть 2 | Выпуск на линию автомобиля без тахографа или автомобиля, с нарушениями требований к использованию тахографа |
Должностное лицо: 7 000 — 10 000 рублей ИП: 15 000 — 25 000 рублей Юр. лицо: 20 000 — 50 000 рублей |
11.23 часть 3 | Несоблюдение режима труда и отдыха водителя | Водитель: 1 500 — 2 000 рублей Должностное лицо: 7 000 — 10 000 рублей ИП: 15 000 — 25 000 рублей Юр. лицо: 20 000 — 50 000 рублей |
Где и как получить карту водителя для тахографа
Оформить карту водителя можно разными способами:
- Личным обращением в организацию, уполномоченную принимать заявления о выдаче и замене карт тахографа. На сайте Росавтотранса есть перечень таких организаций с адресами в разных городах России.
- Можно заказать карту онлайн на сайте аккредитованной организации, приложив скан-копии документов.
- Также оформить карту водителя можно в МФЦ по месту жительства.
Во всех случаях потребуется предоставить определенный перечень документов с копиями:
- Паспорт;
- Водительское удостоверение;
- Фото черно-белое 3,5х4,5 см;
- СНИЛС;
- ИНН (для СКЗИ);
- Справка-ходатайство с места работы (для СКЗИ).
Также потребуется заполнить заявление о выдаче карты и согласие на обработку персональных данных.
Стоимость оформления карт колеблется в пределах 3 000 — 5 000 рублей, в зависимости от вида карты и изготовителя.
На какие типы делится по конструкции
По своей конструкции тахографы подразделяют на аналоговые и цифровые. Первые считаются менее современными устройствами и постепенно уступают место вторым.
Аналоговые тахографы по виду подобны либо спидометру, либо магнитоле. Они оснащены бумажной шайбой (диском), который помещается внутрь устройства.
Далее на этот носитель с помощью иглы самописца заносится информация о его движении в течение суток.
Цифровые тахографы по виду напоминают радиомагнитолу. В эти устройства сведения о движении машины поступают с датчиков, один из которых монтируется на КПП машины.
Это аппарат работает с помощью карты водителя. Вся доступная устройству информация заносится как на запоминающее устройство в самом тахографе, так и на помещенную в его слот карту водителя.
Оснащение транспортных средств в России новыми аналоговыми тахографами было запрещено, начиная с 2014 года.
Причина этого решения была в том, что цифровые устройства являются более современными, поэтому с того времени был взят курс на переход на них.
В то же время в дальнейшем допускалось использование транспортных средств, на которых аналоговый прибор был установлен до 2014 года.
С 2021 года такая возможность отменена. Введено требование установить новую модель тахографа и на устройства, на которых старая стояла изначально.
Требования к тахографам
Полные функции и требования к тахографам устанавливаются Приказом Минтранса от 13 февраля 2013 № 36. Первоначальный проект подразумевал использование таких приборов для учета работы водителей, чтобы не допускать переработок. Именно они влекли за собой многочисленные ДТП с участием автобусов и грузовых машин. Водители выходили на рейсы непрерывно и попросту засыпали за рулем. Ситуацию необходимо было менять кардинально и, как следствие, стали внедряться приборы учета времени нахождения водителя в пути.
Законодательная инициатива с установкой тахографов дала возможность минимизировать такие случаи и улучшить дорожную обстановку. Однако со временем появились усовершенствованные аппараты, позволяющие дополнительно отслеживать скоростной режим и сообщать о его превышении.
Современные тахографы имеют следующие функции:
- определять скорость движения транспортного средства и соотносить ее с данными, получаемыми от ГЛОНАСС;
- регистрировать скоростной режим автосредства, сообщать и фиксировать превышение допустимых величин;
- определять координаты нахождения и регистрировать их;
- определять пройденное расстояние (пробег).
Обязательной составляющей использования прибора является карта водителя, которая обеспечивает его распознавание и хранение данных о выходе на маршрут. Карта содержит следующую информацию:
- наименование организации, выдавшей карту, а также дату выдачи;
- сведения о водителе, включая его ФИО, дату рождения, номер водительского удостоверения, кем оно выдано, фотографию владельца;
- срок действия карты (три года от даты выдачи).
Тахографы должны строго придерживаться следующих параметров:
- соответствовать сертификатам соответствия требованиям электромагнитной совместимости элементов;
- соответствовать техническим регламентам Таможенного союза, что подтверждено соответствующими сертификатами;
- иметь документы о верификации тахографа с указанием данных об установке прибора, его калибровке, а также сведения об организации, осуществившей установку и пломбировку (организация должна иметь на это аккредитацию);
- иметь возможность предоставить распечатку показаний прибора по запросу инспектора ГИБДД;
- быть исправным в момент выезда на маршрут.
Законом предусмотрена проверка аппарата представителями правоохранительных органов, т.е. сотрудниками ГИБДД. Она осуществляется в части:
- наличия тахографа в транспортном средстве;
- работоспособности аппарата путем запроса распечатки показаний с него;
- наличия карточки водителя и соответствия ее фактическим данным.
При этом водитель не вправе отказать инспектору в требовании допустить его в транспортное средство для проверки его наличия, а также иных мероприятий, направленных на уточнение сведений с прибора и водительских данных. В случае отказа инспектор составляет протокол о нарушении, который влечет за собой штраф.
Можно ли обжаловать штраф за тахограф?
Да, можно.
Но для обжалования штрафа за тахограф у вас должны быть веские аргументы. Право на оспаривание наказания доступно как водителям, так и подвергнутым санкции ИП или юридическим лицам.
Приведём пример:
ИДПС остановил фуру для проверки документов. Требование распечатать данные с тахографа водитель выполнить не смог – по его словам, он потерял ленту. Сотрудник ГИБДД выписал штраф водителю, а заодно должностному лицу и транспортной компании – за то, что те допустили нарушения в эксплуатации контрольного прибора. Однако ни механик, организация не согласились с наказанием. Они оспорили выписанные штрафы, а в жалобах указали, что лента для тахопринтера была утеряна из-за невнимательности самого водителя, а до выпуска фуры на линию комплектующие устройства были проверены (о чем имеется опись). Аргументы заслуживают внимания. Суд обязан отменить оба штрафа должностному лицу и транспортной компании. А штраф водителю обоснован.
Жалоба подаётся в течение 10 дней с момента получения постановления. Обращение нужно адресовать либо вышестоящему начальнику сотрудника ГИБДД, либо в суд по месту совершения правонарушения. Подробнее о том, как обжаловать штраф ГИБДД читайте в другой нашей статье.
Сроки установки тахографов с СКЗИ
Транспортные средства | Срок установки тахографов |
Автобусы, кроме пригородных и городских | 1 июня 2014 |
Пригородные автобусы | 1 июня 2018 |
Городские автобусы | 1 июля 2021 |
Грузовики для перевозки опасных грузов | 1 апреля 2014 |
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок | 1 июля 2014 |
Грузовики тяжелее 12 тонн | 1 сентября 2014 |
Грузовики тяжелее 3,5 тонн | 1 апреля 2015 |
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами | 1 июля 2016 |
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ | 1 января 2018 |
За что еще будут штрафовать с 1 ноября?
За то, за что штрафуют и сейчас, — за несоблюдение режима труда и отдыха.
Но (что крайне важно!) на данный момент за такое нарушение наказывают только водителя, причем водителя, работающего на юридическое лицо или ИП. С 1-го ноября взыскание ждет и тех, кто перевозит грузы для себя, а также должностных лиц, юридических лиц и ИП:
- должностных лиц — на 7-10 тыс. рублей;
- индивидуальных предпринимателей — на 15-25 тыс. рублей;
- юридических лиц — на 20-50 тыс. рублей.
Для водителя при этом штрафные границы сузятся: с нынешних 1-3 тыс. рублей до 1,5-2 тыс. рублей.
Что еще следует отметить, что штрафовать на самом деле будут не только за нарушение установленного режима труда и отдыха, но и за несоблюдение установленных норм времени управления транспортным средством и отдыха.
Что это значит? То, что водители, работающие на юридические лица или ИП, должны будут, как и прежде, придерживаться действующего режима труда и отдыха, а водители, осуществляющие перевозки, скажем так, для себя, — Правил дорожного движения, куда эти временные нормы, правда, еще не внесли (читаем выше).
Обязательна ли установка тахографа на автобус?
Перечисленные нормативы касаются почти всех транспортных средств, которые используются для перевозки пассажиров. Согласно этим документам техника, которая относится к категориям М2/М3, имеет более 8 мест для пассажиров и используется на городских, пригородных, междугородных и международных маршрутах, должна оснащаться бортовыми самописцами.
Наличие тахографа, требуется как и при выполнении регулярной перевозки пассажиров, та и при нерегулярных пассажирских перевозках (по заказу либо договору найма/фрахта).
Если транспортная компания, перевозит пассажиров, только внутри Российской Федерации, то по 36 Приказу, необходимо устанавливать тахографы с блоком СКЗИ. Если Вы, регулярно или периодически выезжаете в страны работающие только по ЕСТР (Европейское Союзное Транспортное Соглашение), то Вам требуется тахограф по ЕСТР,
В целом же, Приказ Министерства транспорта, хотя и установил переходные периоды, распространил тахографический контроль не только на юридических лиц и ИП, но и на физических лиц, устранив тем самым существующее больше месяца противоречие.
Закон, вступивший в силу с 1-го ноября этого года, четко указывает, что «физические» собственники грузовиков должны устанавливать тахографы. При этом он ссылается, в том числе, на пресловутые Приказы Министерства транспорта №36 и №273. А в 273-м приказе до настоящего времени говорилось, что в транспорте физических лиц тахографы не требуются.
Теперь же все обстоятельства нового порядка приведены в соответствие.
Опубликованный сегодня Приказ (а мы как-то забыли уточнить, что он вносит изменения в Приказы Министерства транспорта №36 от 13.02.2013 г. и №273 от 21.08.2013 г.) говорит, что тахографы СКЗИ являются обязательными к установке в транспорте юридических лиц и ИП и в грузовых автомобилях массой свыше 3,5 тонн и автобусах, эксплуатируемых физическими лицами.
Плюс, документ, по сути, предусматривает, что карта предприятия может выдаваться не только на предприятие или ИП, но и, в принципе, владельцу транспортного средства и что на него же может быть активирован блок СКЗИ тахографа.
Устройство и принцип работы тахографа
Регистрация требуемых параметров осуществляется тахографом благодаря связи с системами спутникового мониторинга автотранспорта. Прибор работает в том числе и при выключенном двигателе. Сейчас в Российской Федерации разрешено использование только цифровых тахографов. Их основными компонентами являются:
- Датчик перемещения.
- Приемник GPS/ГЛОНАСС для мониторинга местоположения автомобиля.
- Модуль GPRS для передачи данных.
- Резервная аккумуляторная батарея для поддержания бесперебойного энергопитания.
- Энергонезависимый модуль криптографической защиты для записи, шифровки и сохранения информации (в центральной памяти устройства — 365 суток, а на ключе-карте водителя — 28 суток) в любых условиях.
В зависимости от того, где эксплуатируется транспортное средство (ТС), в опломбированный корпус тахографа устанавливают блок памяти одного из двух типов:
- СКЗИ (система криптографической защиты информации). С этим устройством можно перемещаться только по территории России. Перечень моделей устройств, разрешенных к установке, определяется Росавтотрансом.
- ЕСТР. Такой тахограф, произведенный в Европе и сертифицированный согласно европейскому соглашению о работе экипажей ТС, позволяет выезжать за границу. Для передвижения по территории России водители зарегистрированных в РФ автомобилей с ЕСТР-тахографами должны иметь допуск к поездкам за рубеж. В противном случае будет считаться, что такой тахограф не соответствует требованиям законодательства.
Нужен ли тахограф на личный грузовик?
До 1 ноября 2021 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.
Однако с 1 ноября 2021 года в закон «О БДД» добавлен следующий пункт:
3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны: … обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;
Таким образом, с 1 ноября 2021 года тахограф нужен в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.
Введение тахографов на автомобили физических лиц с 1 ноября 2019 года