Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основания уменьшения размера административного штрафа». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Административный штраф – прописанная государством мера административной кары за осуществление административного нарушения права в форме финансового взыскания, которая применяется с задачей предупреждения совершения свежих нарушений права как нарушителем, так и другими особами.
Соответственно со ст. 3.5 КоАП России АШ может выражаться в размере, кратном:
- Минимальной величине уплаты труда, установленной ФЗ на время конца либо пересечения либо пресечения административного нарушения права.
- Цене предмета административного нарушения права либо пресечения АП.
- Величине невыплаченных налогов, сборов, которые подлежат оплате на время конца либо пресечения АП либо размере незаконного валютного действия.
Подтверждение универсальности правовой позиции
Смотря на противоречия в практике использования позиции права, которая выражена в Постановлении номер 1-П, Конституционный Суд России, не дождавшись решения закона по этому вопросу и скопив достаточное число обращений по этому поводу по другим составам административных правонарушений, принял Постановление номер 4-П.
В нем суд признал выраженную в Постановлении номер 1-П позицию права о вероятности использования наказания ниже низшего предела универсальной, то есть той, которая подлежит использованию по любым видам дел об административных нарушениях права, но ограничил ее использование только судами в исключительных ситуациях.
Эти ситуации бывают, когда решается проблема назначения АШ от 100 тысяч рублей, как предупреждение меры наказания.
Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. В отличие от возмездного изъятия конфискация является принудительным безвозмездным обращением в государственную собственность не изъятых из оборота вещей, принадлежащих на законном основании лицу, совершившему административное правонарушение.
Законодатель очень редко использует возмездное изъятие в качестве санкции за административные правонарушения. Поскольку порядок реализации этой санкции сложнее, чем конфискации, на практике она используется крайне редко.
Кроме того, законодательством предусмотрен перечень имущества граждан, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам.
Конфискация не может быть заменена для нарушителя возможностью выплатить стоимость предмета, подлежащего обращению в собственность государства.
Возмездное изъятие и конфискацию как административные наказания необходимо отличать от изъятия вещей, а также ареста товаров, транспортных средств и иных вещей как пресекательных мер и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.10 и 27.14 КоАП РФ). Изъятие имущества как мера административного пресечения применяется независимо от принадлежности орудий и предметов нарушителю, а также в отношении орудий или предметов, изъятых из оборота.
Возмездное изъятие по КоАП РФ нельзя отождествлять с реквизицией имущества, допускаемой ст. 242 ГК РФ в случаях стихийных бедствий, аварий и при иных обстоятельствах чрезвычайного характера, когда в интересах общества по решению государственных органов имущество может быть изъято у собственника с выплатой ему стоимости имущества.
Конфискация в административном порядке отличается также от принудительного привлечения и использования транспортных средств и другого имущества для нужд обеспечения безопасности по законодательству, регламентирующему режимы военного, чрезвычайного положений и мобилизационной готовности.
Конфискация как вид уголовного наказания Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. отменена.
Минимальные и максимальные суммы штрафов
Фиксированный размер для уплаты административного штрафа — базовый способ наказания. Окончательная сумма постановления будет зависеть от:
- суммы невыплаченного налога, сбора или других обязательных взносов в госбюджет;
- стоимости муниципального или государственного контракта;
- величины невыполненных договорных обязательств;
- кадастровой оценки недвижимого имущества;
- минимальной заработной плате без учета районного коэффициента на момент совершения противоправного действия;
- стоимости объекта на момент начала или окончания нарушения;
- типа лиц, привлекаемых к ответственности — для физлиц 25 МРОТ, для должностного лица — 50 МРОТ, для предприятий вне зависимости от формы собственности — 1000 МРОТ.
Отдельные случаи финансового наказания можно представить в виде таблицы.
Что влияет на выбор размера административного наказания?
Рассмотрим статью 4.1 кодекса об административных правонарушениях:
2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Рассмотрим указанные в данной статье пункты:
1. Характер административного правонарушения. В данном случае речь идет о том, какое нарушение допустил водитель и насколько оно опасно. Например, рассмотрим пример с выездом на встречную полосу движения. Водитель может объехать пробку по встречной полосе и это весьма опасно. С другой стороны, водитель может по невнимательности выехать на несколько сантиметров колесом за пределы сплошной линии разметки при повороте. Во втором случае наказание должно быть мягче, чем в первом.
Если нарушение не несло опасности, то на практике водителю могут позволить самому выбрать тип наказания. Например, за управление автомобилем без номеров иногда предлагают выбрать между штрафом в 5 000 рублей и лишением прав на 1 месяц.
2. Личность виновного. На размер наказания может в том числе повлиять и поведение участника дорожного движения. Если водитель ведет себя по-хамски, пытается угрожать должностным лицам, то на минимальное наказание рассчитывать не приходится. С другой стороны, если водитель вежлив и сознает собственную вину, наказание будет меньше.
3. Имущественное положение. Если нарушитель имеет финансовые трудности, то ему могут пойти навстречу и выбрать меньшую из санкций.
Комментарий к Ст. 3.5 КоАП РФ
1. Часть 1 комментируемой статьи определяет правовые критерии исчисления размера административного штрафа.
Административный штраф — административное наказание имущественного характера, имеющее денежную форму, которая выражается во взыскании с нарушителя в доход бюджета определенной суммы денежных средств в рублях. Иными словами, административный штраф — мера административного денежного взыскания.
Комментируемая статья устанавливает порядок назначения административного штрафа и порядок взыскания назначенной к взысканию денежной суммы.
Статьей установлены предельные размеры административных штрафов:
1) для граждан штрафы устанавливаются в размере, не превышающем пяти тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 19.15.1 и ч. 2 ст. 19.15.2, — семи тысяч рублей, в случаях, предусмотренных ст. ст. 5.26, 6.22, ч. 4 ст. 6.29, ч. ч. 2 и 3 ст. 11.15.1, ч. ч. 2 и 3 ст. 11.15.2, ст. ст. 12.7, 12.8, ч. 2 ст. 12.24, ст. 12.26, ч. 3 ст. 12.27, ст. ст. 12.33, 14.1.2, ч. 2.1 ст. 14.16, ч. 2 ст. 15.15.5, ч. ч. 3 и 4 ст. 18.8, ч. ч. 2 и 3 ст. 18.10, ч. 4 ст. 18.15, ч. 3 ст. 19.27, ч. ч. 1 и 2 ст. 20.13, ч. 5 ст. 20.25, ст. 20.31 Кодекса, — пятидесяти тысяч рублей, в случаях, предусмотренных ст. 11.20.1, ч. 3 ст. 20.13 Кодекса, — ста тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных ст. 5.38, ч. ч. 2 и 4 ст. 6.21, ст. ст. 7.13, 7.14, 7.14.1, ч. 2 ст. 7.15, ст. 15.27.1, ст. ст. 20.2, 20.2.2, 20.18, ч. 4 ст. 20.25, ч. 2 ст. 20.28 Кодекса, — трехсот тысяч рублей;
2) для должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей, в случаях, предусмотренных ст. ст. 5.26, 6.22, ч. 3 ст. 11.15.1, ч. 3 ст. 11.15.2, ст. ст. 14.1.1-1, 14.1.2, частями 4 и 5 ст. 18.15, ч. 3 ст. 18.16, ч. 3 ст. 19.7.9 Кодекса, — ста тысяч рублей, в случаях, предусмотренных ст. 5.26, ч. 2 ст. 6.21, ч. 2.1 ст. 14.16, ст. 20.32 Кодекса, — двухсот тысяч рублей, в случаях, предусмотренных ст. ст. 5.38, 7.13, 7.14, 7.14.2, 7.15, 7.16, 19.34, ч. ч. 1 — 4 ст. 20.2, ст. ст. 20.2.2, 20.18 Кодекса, — шестисот тысяч рублей, в случаях, предусмотренных ст. 11.20.1 Кодекса, — восьмисот тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 15.36 Кодекса, — одного миллиона рублей;
3) для юридических лиц — одного миллиона рублей, в случаях, предусмотренных ст. ст. 6.19, 6.20, ч. 1 ст. 7.13, ст. ст. 7.14.2, 11.20.1, ч. 2 ст. 14.32, ст. ст. 14.40, 14.42 Кодекса, — пяти миллионов рублей, а в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.13, ст. 7.14.1, ч. 2 ст. 7.15, ст. 15.27.1 Кодекса, — шестидесяти миллионов рублей.
Размер штрафа может выражаться также в величине, кратной:
1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
2) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, кратной размеру ставки рефинансирования Центрального банка РФ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо сумме неуплаченного административного штрафа;
3) сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумме расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году;
4) сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года;
5) начальной (максимальной) цене гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением или иным юридическим лицом в соответствии с ч. ч. 1, 4 — 6 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», цене контракта, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
6) сумме излишнего дохода либо сумме убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком;
7) незадекларированной сумме наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов;
8) сумме средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению, либо сумме бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы РФ, либо сумме платы за пользование бюджетным кредитом, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы РФ, либо сумме полученного бюджетного кредита, либо сумме полученной бюджетной инвестиции, либо сумме полученной субсидии, либо сумме средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов бюджетной системы РФ, либо сумме средств незаконно произведенных операций;
9) разности суммы административного штрафа, который был бы наложен за совершение административного правонарушения при представлении достоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, и суммы наложенного административного штрафа.
Что такое административный штраф
Административные штрафы – самый распространенный вид наказания в судебной практике и выполняет он сразу несколько функций: карательную, компенсационную и превентивную. Видов правонарушений, за которые на физические или юридические лица налагаются материальные взыскания, огромное количество и перечислены они в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации
.
Самые распространенные из них:
- нарушение общественного порядка или общественной безопасности;
- нарушение правил торговли или хозяйственной деятельности;
- нарушение сроков подачи налоговой отчетности;
- нарушение правил дорожного движения;
- нарушение авторских и смежных прав;
- самовольное пользование чужой территорией или земельным участком;
- нанесение побоев, причинивших физическую боль, но при этом не повлекших за собой последствий, предусмотренных уже Уголовным кодексом РФ и др.
Какие санкции предусматриваются при совершении повторных нарушений?
Правонарушение, совершённое во второй раз в течение года, считается повторным. При этом ранее совершённый проступок должен быть не каким-либо другим, а административным. При повторном совершении аналогичного проступка это служит отягчающим обстоятельством при определении меры наказания в случае привлечения лица к ответственности ранее и не истечении после этого проступка срока, предусмотренного ст. 4.6 КоАП РФ.
За правонарушение, совершённое повторно, предусматривается более суровое наказание в виде большей суммы, которая в два раза увеличена по сравнению со взысканием, наложенным в первый раз.
Если, например, один и тот же человек был задержан за рулём в пьяном виде повторно во время движения автомобиля, то он должен будет заплатить уже в доход государства 50 тысяч вместо 30 тысяч за первое нарушение. Кроме этого, его могут лишить прав на управление машиной уже не на 4–6 месяцев, а на 3 года. Но и это еще не все: при повторном нарушении ПДД и управлении автомобилем в нетрезвом состоянии водителя могут привлечь ещё и к уголовной ответственности сроком до 2 лет, или к принудительным работам до 480 часов, или же наложить на него штраф в размере от 200 до 300 тыс. рублей.
Таким образом, закон устанавливает минимальный и максимальный предел административных денежных взысканий для физических, юридических и должностных лиц. Органы, рассматривающие административные проступки, не могут выходить за максимальные пределы, но по своему усмотрению в исключительных случаях могут уменьшать размеры штрафов на 50% от низшего предела.
Особенности проверки штрафов в онлайн-режиме
Штраф назначается за совершение административного правонарушения. После его фиксации и обличения в протокол, должностное лицо должно довести информацию до виновного лица. То есть документ направляется почтой или вручается под роспись.
Тем гражданам, которые письма не получают или проживают не по адресу регистрации, необходимо проверять наличие задолженностей с помощью онлайн сервисов.
Но если на сайте ГИБДД и на портале Госуслуг вы узнаете всю информацию в режиме актуальных данных, то у судебных приставов сведения о штрафах появятся только после того, как истекут 60 дней для добровольной оплаты.
Вторая особенность проверки в онлайн режиме в том, что данные, предоставленные ресурсом, носят ознакомительный характер. Иными словами, если гражданин захочет обжаловать постановление, то он его не найдет. Для этого нужно обращаться в орган, выдавший документ.
Комментарии к статье:
Статья дана в редакции Федерального закона от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение». Основная новелла данного федерального закона — отказ законодателя от исчисления административного штрафа в минимальных размерах оплаты труда. В соответствии с действующей редакцией комментируемой статьи административный штраф является денежным взысканием и выражается в рублях. В другом эквиваленте он применяться не может. В письме Минфина России от 2 апреля 2003 г. N 15-05-29/333 разъяснено, что сумма штрафа, налагаемого за административное правонарушение, должна исчисляться в рублях по официальному курсу Банка России. Административный штраф предусмотрен в санкциях всех статей Особенной части Кодекса, а также в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, что обусловило его широкое применение. Он может устанавливаться и применяться только в качестве основного вида административного наказания. Чаще всего он предусматривается альтернативно с предупреждением, реже — с другими видами административного наказания.
Основной показатель правоограничений рассматриваемого наказания — величина административного штрафа. Комментируемая статья определяет минимальный и максимальный размеры административного штрафа, которые могут устанавливаться за совершение административных правонарушений: в отношении граждан он не может превышать пяти тысяч рублей, в отношении должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей, в отношении юридических лиц — одного миллиона рублей.
Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей. Размеры штрафа в большинстве статей Особенной части КоАП РФ указываются в твердой сумме в рублях, как правило, с указанием минимального и максимального ее предела (за отдельные нарушения в области дорожного движения законодатель установил абсолютно определенные санкции в виде административного штрафа).
В соответствии с Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ санкции всех статей Особенной части, предусматривающих административный штраф, пересмотрены с учетом этого критерия исчисления штрафных сумм. Законодатель отказался от перечня административных правонарушений, совершение которых было основанием для установления и применения административных штрафов в повышенном размере. В технико-юридическом плане такая норма не была стабильной, и указанный перечень постоянно дополнялся. Действующая редакция ст. 3.5 КоАП РФ устанавливает общие пределы рассматриваемого вида административного наказания, в рамках которых в санкциях Особенной части КоАП РФ конкретизируются размеры административного штрафа за определенные виды административных правонарушений.
Кроме исчисления размера административного штрафа в твердом рублевом эквиваленте законодатель сохранил и другие критерии установления размера данного вида административного наказания. В соответствии с комментируемой статьей административный штраф может выражаться в величине, кратной:
— стоимости предмета административного правонарушения, но его размер не может превышать трехкратного размера стоимости соответствующего предмета на момент окончания или пресечения административного правонарушения за исключением случая, предусмотренного ст. 7.27 КоАП РФ (мелкое хищение), когда сумма административного штрафа не может превышать пятикратного размера стоимости похищенного имущества (см. Федеральный закон от 16 мая 2008 г.; N 74-ФЗ);
— сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) за численных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа. Максимум для рассматриваемого вида административного штрафа не может превышать трехкратного размера стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости. Данный вариант исчисления размера административного штрафа связан с определенными видами административных правонарушений: нарушение валютного законодательства (ч. 1, 5 ст. 15.25), незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (ст. 16.1) и др.;
— сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но размер штрафа не может превышать одну двадцатьпятую совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение, либо за предшествующую дате выявления правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работ, услуг) в предшествующем календарном году. Этот вариант исчисления размера административного штрафа связан с определенными видами административных правонарушений: злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31), заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий (ст. 14.32), недобросовестная конкуренция (ст. 14.33) и др. Под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения гл. 14 КоАП РФ согласно примечанию к ст. 14.31 (см. комментарий к этой статье) понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со ст. 248 и 249 Налогового кодекса РФ.
3. Следует иметь в виду, что при конструировании санкций за отдельные виды правонарушений законодатель комбинирует различные способы исчисления административного штрафа. Например, штрафные суммы в соответствии с ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ (незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации) исчисляются в отношении граждан и юридических лиц в размере, кратном стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения (в трехкратном размере), в отношении должностных лиц — в твердой сумме (от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей).
В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации. Штрафы подлежат зачислению в бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (см.ст. 46 Бюджетного кодекса РФ).
Административный штраф в соответствии с КоАП РФ применяется к гражданам, должностным лицам и юридическим лицам. Комментируемая статья определяет круг лиц, к которым данный вид административного наказания не применяется. Закон предусматривает ограничения применения административного штрафа к военнослужащим. В соответствии с ч. 6 данной статьи административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
Способы оплаты административного штрафа
Любое лицо, которому наложено административное взыскание, должно вовремя его погасить, иначе ему грозит добавочное наказание в более суровой форме.
К наиболее распространенному виду административного наказания можно отнести штраф ГИБДД за несоблюдение ПДД. Данное взыскание применяется для недопущения подобных действий автомобилистом в будущем. При таком нарушении инспектором ГИБДД составляется протокол, в котором нарушитель обязан расписаться.
В протоколе должны отображаться следующие сведения:
- Дата и место оформления документа.
- Ф.И.О. и должность инспектора ГИБДД.
- Ф.И.О. и контактные сведения шофера, осуществившего проступок.
- Ф.И.О. и контактные сведения свидетелей и пострадавших (если таковые имеются).
После вынесения судебного постановления о наложении взыскания, нарушитель имеет право на протяжении 10 суток обжаловать решение суда.
В распоряжении судебных структур находится 3 месяца для того, чтобы принудить нарушителя оплатить штраф, в противном варианте к нему будут применены более жесткие меры наказания, вплоть до ареста.
Как же оплатить такой штраф, чтобы не допустить дальнейших неприятностей?
Надо отметить, что сегодня существует множество способов для погашения долгов перед государственными органами, с использованием различных онлайн-ресурсов, предоставляющих услуги по перечислению задолженности по штрафам, не выходя из дому. Для этого нужно иметь компьютер или мобильное приложение и наличие Интернет-связи.
Среди наиболее распространенных способов погашения административных штрафов относятся следующие:
- Сервис «Госуслуги».
- Сбербанк онлайн.
- Ряд платежных систем, например, Яндекс деньги, КИВИ.
Следующий комментарий к статье 3.5 КоАП РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 3.5 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.
1. Административный штраф представляет собой административное наказание имущественного характера и имеет денежную форму, которая выражается во взыскании с нарушителя в доход бюджета определенной суммы денежных средств.
К административному штрафу как самой распространенной мере административной ответственности можно применить различные основания для классификаций.
По основаниям применения штраф подразделяется на: абсолютно-определенный и относительно-определенный.
Абсолютно-определенный штраф выражается в четко определенном размере, установленном действующим законодательством и не допускающим других вариантов (например, ст. 11.17 и 11.18, 12.1 КоАП РФ), где, в частности, за безбилетный проезд в пригородном поезде предусмотрен административный штраф в размере ста рублей и другие варианты отсутствуют.
Относительно-определенный штраф содержится в преимущественном количестве статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и заключается в установлении границ возможного к применению размера, например незаконное получение кредита влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей (ст. 14.11 КоАП РФ) либо исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, который не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение (часть 4 настоящей статьи).
Непосредственно применяемый размер штрафа в каждом конкретном случае определяется уполномоченными на то органами или должностными лицами на основании главы 23 КоАП РФ.
Кроме того, в зависимости от формы исчисления штрафа его можно рассматривать как величину, кратную:
1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
2) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции;
3) сумме незаконно полученной выручки за определенный (установленный) период времени.
2. Административный штраф налагается в зависимости от административно-правового статуса субъекта административного правонарушения: физическое лицо, должностное лицо, юридическое лицо — в том случае, если исчисляется в установленных минимальных и максимальных размерах возможно взыскиваемого штрафа.
Минимальный размер, единый для всех субъектов, — не менее ста рублей.
3. Максимальный размер имеет градацию в зависимости от субъекта административной ответственности:
— для граждан — не более пяти тысяч рублей;
— для должностных лиц — не более пятидесяти тысяч рублей;
— для юридических лиц — не более одного миллиона рублей.
Установление минимального и максимального размеров административного штрафа гарантирует возмещение не только материального урона, нанесенного гражданином или юридическим лицом государству и обществу в результате противоправного поведения (ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ), что также соответствует публичным целям гарантий административной ответственности и целям административного наказания (ст. 3.1 КоАП РФ), но и позволяет правоприменителю индивидуализировать наказание, выбрав именно то, которое соответствует совершенному противоправному действию (бездействию). Кроме того, в соответствии с принципом индивидуализации наказания возможность выбора размера штрафа в пределах санкции статьи Особенной части КоАП РФ с учетом различных обстоятельств совершения административного правонарушения, а также имущественного положения лица, привлекаемого к административной ответственности, обеспечивает реальность исполнения наказания и достижение целей административной ответственности.
Установление более высокого предела размера административного штрафа для должностных лиц (ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ) предполагает для них повышенные требования со стороны государства к исполнению своих обязанностей, в том числе и по соблюдению, охране и защите прав и свобод граждан, привлекаемых к административной ответственности.
Административный штраф может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания.
4. Также размер административного штрафа не может быть установлен с превышением пределов, перечень которых четко урегулирован данным Кодексом.
5. Так, Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ в статье 46 определены основы зачисления штрафа в бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и другими законодательными актами Российской Федерации (п. 1 в ред. Федерального закона от 19.12.2005 N 159-ФЗ).
6. Административный штраф уплачивается не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.
Важный момент, предусмотренный КоАП РФ, заключается в возможности предоставления рассрочки на уплату штрафа. Рассрочка предоставляется с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев. При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.
7. Важной гарантией является положение о недопустимости применения такой меры административной ответственности, как административный штраф, в отношении сержантов, старшин, солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву, и курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования до тех пор, пока ими не заключен контракт о прохождении военной службы.
При выявлении правонарушений составляется процессуальный протокол. Он является основанием для рассмотрения дела по существу и назначения наказания для виновных лиц. Штраф может назначаться следующим образом:
- судом – при рассмотрении материала, поступившего от должностных лиц и уполномоченных органов;
- должностными лицами федерального, регионального или муниципального уровня, если такие полномочия предоставлены КоАП РФ (например, по отдельным составам нарушений штраф могут назначать должностные лица ГИБДД);
- органы, уполномоченные на рассмотрение административных дел и применения санкций – учреждения ФНС, таможенные органы, МВД и т.д.
В статье КоАП РФ может быть указано несколько видов основных санкций (например, штраф, обязательные работы, арест, лишения права и т.д.). Органом или лицом, рассматривающим дело, может быть выбран только один вид основного наказания. Например, одновременное назначение штрафа и обязательных работ не допускается.
В постановлении суда или иного органа должна быть зафиксирована конкретная сумма, подлежащая уплате в бюджет. Если она будет превышать максимально допустимый предел, постановление может быть оспорено и отменено в вышестоящих инстанциях. При рассмотрении жалоб в вышестоящих инстанциях сумма штрафа может быть только снижена, поскольку усиление ответственности при пересмотре дел не допускается.
Административное наказание за нарушение карантина
Поправки внесли и в статью 6.3 КоАП (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения)
. В ней появятся две новые части — часть 2 наказывает за нарушение, совершенное во время действия режима чрезвычайной ситуации или при эпидемии заболевания, представляющего опасность для окружающих, а также во время карантина. По ней граждан смогут оштрафовать на сумму от 15 до 40 тысяч рублей (сейчас штраф меньше — от 500 до 1000 рублей). Штрафы для предпринимателей, должностных и юридических лиц значительно выше.
Более значительные штрафы предусмотрены и новой частью 3 этой статьи — она должна применяться в случае, если нарушения стали причиной смерти человека или нанесли вред его здоровью (но при этом «не содержат уголовно наказуемого деяния»). Наказание — штраф до 300 тысяч рублей для граждан.
В КоАП появится новая статья 20.6.1 (невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения)
. Теперь за нарушение правил поведения при «режиме повышенной готовности» (часть 1) — а именно он сейчас действует в Москве и всех остальных регионах России — для граждан предусмотрен штраф от одной до 30 тысяч рублей.
Иные способы определить величину штрафа
Административный штраф может выражаться:
- в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения или сумме неуплаченных и подлежащих уплате налогов, сборов или таможенных пошлин (ст. 9.17. КоАП РФ)
- сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), начальной (максимальной) цены гражданско-правового договора,
- сумме излишнего дохода, или незадекларированной сумме наличных денежных средств или сумме средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ,
- разности суммы административного штрафа, который был бы наложен за совершение административного правонарушения при представлении достоверных сведений, необходимых для расчета размера административного штрафа, и суммы наложенного административного штрафа (ст. 19.8. КоАП РФ),
- кадастровой стоимости земельного участка (ст. 7.1. КоАП РФ – самовольное занятие земельного участка) и т.д..
Эти специальные правила расчета размера штрафа также устанавливает статья Особенной части КоАП РФ. При составлении протокола об административном правонарушении уполномоченный орган обязательно указывает статью КоАП РФ. А конкретный размер наказания избирает орган (суд) при рассмотрении дела в постановлении об административном правонарушении.