Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа расселения из аварийного жилья собственников в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Судебная практика, которая касается расселения из непригодных для проживания квартир, довольно обширная. Чаще всего в суд обращаются граждане, которые недовольны новыми условиями проживания, а также действиями чиновников. Люди нередко указывают на некомпетентность госслужащих, их халатное отношение к выполнению программы, а также коррумпированность.
Когда дом признается аварийным?
Аварийное жилье – давно возведенное здание, которое вследствие износа представляет опасность для жизни людей. В аварийное здание превращается вследствие износа конструкций, материалов: также критерием может стать высокий уровень шума и использование при постройке токсичных материалов.
Признать аварийность жилья могут лишь, если проживание в нем опасно. И занимается этим не независимая комиссия, а межведомственная, которая работает при муниципалитете.
Здание аварийное, если:
- оно частично разрушено из-за пожара или иной стихии;
- его износ выше 70%;
- рядом находится магистраль, которая создает сильный дополнительный шум;
- постройка находится близко от катаклизмов, катастрофы;
- не учитываются санитарные нормативы, и соблюдение их невозможно без расселения людей.
Вопреки распространенному мнению, здание не признают аварийным, если в нем нет канализации, центрального водоснабжения. Если квартира меньше обозначенных нормативов, переселением жильцов тоже заниматься никто не будет.
Аварийное и ветхое жилье – понятия разные. Основное отличие в том, что в ветхом здании можно проживать дольше. И когда несущие конструкции целы, он подлежит серьезному ремонту, необязательно сносу.
Проявить инициативу на признание аварийности здания может:
- муниципалитет, осуществляющий контроль над домами на данной территории;
- сотрудники Роспотребнадзора;
- МЧС;
- проживающие в здании люди.
Ответственные лица определяют уровень аварийности жилья и выдают документ, на основании которого здание признано неподходящим для проживания. Если администрация отказывается предоставить другое жилье или деньги (при явных доказательствах), жильцы с иском обращаются в суд.
Для признания непригодности следует выполнить следующие действия:
- жильцы с коллективным иском идут в администрацию – нужно заявление;
- на основе заявления собирают комиссию, которая оценит состояние дома (это не больше 5 рабочих дней);
- оформленное заключение передают жильцам;
- в течение 14 дней людей должны расселить (но чаще на расселение уходят месяцы).
В заявлении важно указать адрес дома, данные об истцах, приложенные документы, подписи жильцов, просьбу о переселении и описание имеющихся разрушений. Из документов потребуются:
- заявления жильцов;
- заключение экспертов;
- жалобы, которые жильцы подавали в администрацию ранее;
- паспорта.
Иногда комиссия запрашивает и дополнительные справки.
Если здание признано непригодным для проживания, жильцы должны знать, когда его будут сносить. Получить информацию можно в администрации, в департаменте архитектуры.
После выдачи заключения экспертов дом согласно очереди включают в реестр региона. Если ситуация экстренная, жильцов выселяют незамедлительно. Но чаще переселение определяется наличием жилищного фонда и очередностью. Обычно на выселение отводят не больше 12 месяцев.
Очередь на расселение меняется, если:
- выявлена угроза обрушения здания;
- таково решение суда;
- таково решение людей, которые живут в аварийном доме;
- срок строительства дома для переселения был затянут.
Наименование Программы |
– |
областная адресная программа «Переселение граждан из многоквартирных домов, а также домов блокированной застройки, признанных аварийными после 1 января 2012 г., в 2017 – 2023 годах» (далее – Программа) |
Основание для принятия Программы |
– |
Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ), постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 604 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ростовской области» (признано утратившим силу 31декабря 2018 г.), постановление Правительства Ростовской области от 17.10.2018 № 642 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Территориальное планирование и обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ростовской области» |
Государственный |
– |
министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области |
Основной разработчик |
– |
министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области |
Главный распорядитель бюджетных средств |
– |
министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области |
Основная цель и задачи Программы |
– |
основной целью Программы является обеспечение безопасных и благоприятных условий для проживания граждан, ликвидация жилищного фонда, признанного в период с 1 января 2012 г. по 1 января 2017 г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, а также в связи с произошедшим пожаром, природными катастрофами, причинами техногенного характера и влиянием окружающей среды (за исключением мероприятий, реализуемых в рамках Указа). Для достижения данной цели решаются следующие основные задачи: разработка правовых и методологических механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда; формирование адресного подхода к решению проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда; формирование финансовых ресурсов для обеспечения благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда, в том числе с привлечением средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд) |
Сроки и этапы |
– |
в 2017 – 2018 годах формирование перечня домов, подлежащих расселению; средства, предусмотренные Программой, запланировано освоить в период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2023 г.; переселение граждан запланировано в период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2023 г.: этап 2018 – 2019 годов (срок реализации 2018 – 2019 годы); этап 2019 – 2020 годов (срок реализации 2019 – 2020 годы); этап 2020 – 2021 годов (срок реализации 2020 – 2021 годы); этап 2021 – 2022 годов (срок реализации 2021 – 2022 годы); этап 2022 – 2023 годов (срок реализации 2022 – 2023 годы) |
Основные направления реализации Программы |
– |
принятие муниципальных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; проведение организационных мероприятий по реализации Программы; разработка предложений по внесению изменений в областное законодательство по вопросам переселения граждан из аварийного жилищного фонда; сбор и обобщение информации о сносе расселенных аварийных домов |
Исполнитель Программы |
– |
министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области |
Соисполнители Программы |
– |
органы местного самоуправления муниципальных образований в Ростовской области, на территории которых расположены дома, признанные аварийными до 1 января 2017 г. (далее – органы местного самоуправления): город Гуково; город Донецк; город Зверево; город Каменск-Шахтинский; город Новочеркасск; город Новошахтинск; город Ростов-на-Дону; город Таганрог; город Шахты; Азовский район: Александровское сельское поселение; Калиновское сельское поселение; Аксайский район: Аксайское городское поселение; Багаевский район: Манычское сельское поселение; Белокалитвинский район: Белокалитвинское городское поселение; Богураевское сельское поселение; Горняцкое сельское поселение; Коксовское сельское поселение; Синегорское сельское поселение; Шолоховское городское поселение; Каменский район: Глубокинское городское поселение; Красносулинский район: Долотинское сельское поселение; Ковалевское сельское поселение; Красносулинское городское поселение; Октябрьский район: Персиановское сельское поселение; Мартыновский район: Большеорловское сельское поселение; Малоорловское сельское поселение; Миллеровский район: Ольхово-Рогское сельское поселение; Миллеровское городское поселение; Мальчевское сельское поселение; Сальский район: Сальское городское поселение; Тацинский район: Тацинское сельское поселение; Углегорское сельское поселение; Жирновское сельское поселение; Михайловское сельское поселение; Усть-Донецкий район: Усть-Донецкое городское поселение; Цимлянский район: Цимлянское городское поселение; Саркеловское сельское поселение |
Объемы и источники финансирования Программы |
– |
общий объем финансирования Программы составляет 7 188 328 913,80 рубля, из них: 4 724 958 850,83 рубля – средства Фонда; 1 948 436 113,92 рубля – средства областного бюджета; 514 933 949,05 рубля – средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 34,27 процента от общей суммы средств, направленных на реализацию мероприятий); общий объем финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, реализуемых с привлечением средств Фонда, составляет 6 356 196 369,57 рубля, из них: 4 724 958 850,83 рубля – средства Фонда; 1 256 107 732,65 рубля – средства областного бюджета; 375 129 786,09 рубля – средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 25,66 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия, реализуемые с привлечением средств Фонда); общий объем финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, реализуемых за счет средств областного и местных бюджетов, составляет 832 132 544,23 рубля, из них: 692 328 381,27 рубля – средства областного бюджета; 139 804 162,96 рубля – средства местных бюджетов. Распределение средств с разбивкой по этапам: общий объем финансирования по этапу 2018 – 2019 годов, реализуемому за счет средств областного и местных бюджетов, составляет 768 288 146,72 рубля, в том числе: 637 532 454,89 рубля – средства областного бюджета; 130 755 691,83 рубля – средства местных бюджетов; общий объем финансирования по этапу 2019 – 2020 годов составляет 1 106 886 738,40 рубля, в том числе: 498 094 930,51 рубля – средства Фонда; 489 636 929,56 рубля – средства областного бюджета; 119 154 878,33 рубля – средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 55,00 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия); общий объем финансирования по этапу 2019 –2020 годов, реализуемому с привлечением средств Фонда, 1 101 930 038,40 рубля, в том числе: 498 094 930,51 рубля – средства Фонда; 485 305 100,67 рубля – средства областного бюджета; 118 530 007,22 рубля – средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 54,80 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия); общий объем финансирования по этапу 2019 – 2020 годов, реализуемому за счет средств областного и местных бюджетов, составляет 4 956 700,00 рубля, в том числе: 4 331 828,89 рубля – средства областного бюджета; 624 871,11 рубля – средства местных бюджетов; общий объем финансирования по этапу 2020 – 2021 годов составляет 1 006 520 983,45 рубля, в том числе: 625 175 229,67 рубля – средства Фонда; 274 812 614,00 рубля – средства областного бюджета; 106 533 139,78 рубля – средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 37,89 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия); общий объем финансирования по этапу 2020 – 2021 годов, реализуемому с привлечением средств Фонда, составляет 994 661 873,03 рубля, в том числе: 625 175 229,67 рубля – средства Фонда; 264 708 508,37 рубля – средства областного бюджета; 104 778 134,99 рубля – средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 37,15 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия, реализуемые с привлечением средств Фонда); общий объем финансирования по этапу 2020 – 2021 годов, реализуемому за счет средств областного и местных бюджетов, составляет 11 859 110,42 рубля, в том числе: 10 104 105,63 рубля – средства областного бюджета; 1 755 004,79 рубля – средства местных бюджетов; общий объем финансирования по этапу 2021 – 2022 годов составляет 1 489 553 893,71 рубля, в том числе: 1 062 788 955,22 рубля – средства Фонда; 350 530 324,91 рубля – средства областного бюджета; 76 234 613,58 рубля – средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 28,65 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия); общий объем финансирования по этапу 2021 – 2022 годов составляет 1 468 857 786,62 рубля, в том числе: 1 062 788 955,22 рубля – средства Фонда; 332 500 276,09 рубля – средства областного бюджета; 73 568 555,31 рубля – средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 27,65 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия, реализуемые с привлечением средств Фонда); общий объем финансирования по этапу 2021 – 2022 годов, реализуемому за счет средств областного и местных бюджетов, составляет 20 696 107,09 рубля, в том числе: 18 030 048,82 рубля – средства областного бюджета; 2 666 058,27 рубля – средства местных бюджетов; общий объем финансирования по этапу 2022 – 2023 годов составляет 2 817 079 151,52 рубля, в том числе: 2 538 899 735,43 рубля – средства Фонда; 195 923 790,56 рубля – средства областного бюджета; 82 255 625,53 рубля – средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 9,87 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия); общий объем финансирования по этапу 2022 – 2023 годов, реализуемому с привлечением средств Фонда, составляет 2 790 746 671,52 рубля, в том числе: 2 538 899 735,43 рубля – средства Фонда; 173 593 847,52 рубля – средства областного бюджета; 78 253 088,57 рубля – средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 9,02 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия, реализуемые с привлечением средств Фонда); общий объем финансирования по этапу 2022 – 2023 годов, реализуемому за счет средств областного и местных бюджетов, составляет 26 332 480,00 рубля, в том числе: 22 329 943,04 рубля – средства областного бюджета; 4 002 536,96 рубля – средства местных бюджетов |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
– |
выполнение обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 г.; обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления безопасных и благоприятных условий проживания граждан; ликвидация 161 090,20 кв. метра аварийного жилищного фонда с переселением 8 826 жителей из жилых помещений, в том числе: по мероприятиям, реализуемым при финансовой поддержке за счет средств Фонда, 139 695,53 кв. метра аварийного жилищного фонда с переселением 7 585 жителя из жилых помещений, которые расположены в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2017 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; по мероприятиям, реализуемым за счет средств областного и местных бюджетов, 21 394,67 кв. метра аварийного жилищного фонда с переселением 1 241 жителя из жилых помещений, расположенных в домах блокированной застройки, многоквартирных домах, признанных до 1 января 2017 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, а также в связи с произошедшим пожаром, природными катастрофами, причинами техногенного характера и влиянием окружающей среды |
Оценка эффективности реализации Программы |
– |
реализация гражданами права на безопасные и благоприятные условия проживания; снижение доли населения Ростовской области, проживающего в домах блокированной застройки, многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, а также в связи с произошедшим пожаром, природными катастрофами, причинами техногенного характера и влиянием окружающей среды |
Управление Программой |
– |
министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области осуществляет общее руководство и координацию деятельности соисполнителей Программы, представляет отчеты о ходе реализации Программы в Правительство Ростовской области, Фонд; контроль за ходом реализации Программы осуществляют Фонд, Правительство Ростовской области в соответствии с полномочиями, установленными областным законодательством |
Многие граждане соглашаются на предложенные органом МСУ варианты жилой площади, даже не понимая, что они не соответствуют правилам. Только небольшая часть жильцов набирается смелости и оспаривает решение администрации в суде. Причем они чаще всего побеждают.
Таким образом, расселение из аварийного жилья осуществляется строго по правилам, установленном законодательством о переселении. Если есть сомнения по поводу неправомерности действий чиновников, не нужно бояться обращаться в судебный орган.
Действующие схемы расселения
Переселение жителей ветхого жилья осуществляется по трем схемам:
- Если здание объявлено непригодным для проживания и подлежит сносу без реконструкции, расселение производится с учетом статуса жильцов. Отселение семьи квартиросъемщика сопровождается аннуляцией договора социального найма и оформлением нового соглашения на получение равноценной квартиры в этом же районе.
- Вместо сноса дом подлежит реконструкции и на этот период его обитателям выдается жилое помещение из муниципального маневренного фонда.
- Собственник может взять вопрос поиска нового жилья на себя (например, если хочет переехать в другой регион) и получить денежную компенсацию в размере установленной комиссией рыночной стоимости старой квартиры.
Изменения, которые были внесены в ЖК РФ и в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» от 21.07.2007 N 185-ФЗ, обращены на улучшение юридических способов соблюдения прав граждан на предоставление жилья после признания жилых домов аварийными, обеспечение их благоустроенным жильем и на реализацию задач Федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жильё и городская среда».
В программу переселения, которая рассчитана до 2024 года, внесены объекты, признанные непригодными для проживания до 01.01.2017 года. К 2024 г. из аварийных домов в новое жилье должны быть переселены более 530 тыс. граждан на территории всей России.
В целях реализации проекта выделено финансирование из бюджета порядка 430 млрд. руб., кроме того, будут привлечены средства из внебюджетных источников.
Новый закон сохранил все имеющиеся механизмы расселения ветхих и аварийных здания жилого фонда.
Квартиросъемщикам муниципального жилья по договорам социального найма в ходе переселения также должны быть предоставлены равноценное жилые помещения, площадь которых не менее ранее занимаемых.
В отношении собственников аварийных квартир, закон делает уточнение, касающееся того, что в сумму компенсации взамен старой жилплощади должна входить рыночная стоимость участка земли, на котором находится жилой дом.
Также внесенные в закон изменения наделяют органы государственной власти субъектов РФ компетенцией на использование мер дополнительной помощи, требуемой для расселения аварийного жилья.
Например, финансирование, выделяемое Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в 2023 году может использоваться для частичной денежной компенсации собственникам квартир в аварийном доме затрат на оплату процентной ставки по ипотечному кредиту размером не более ключевой ставки за пользование кредитными средствами, которые использованы на покупку жилплощади.
Помимо этого, региональные власти могут решить предоставить в отношении граждан-собственников квартир в аварийном жилом доме субсидий на частичную компенсацию расходов на покупку другого жилья. Следует учитывать, что субсидия на покупку жилого помещения выделяется в размере не более разницы между ценой квартиры, равноценной по метражу изымаемой, которая рассчитывается в зависимости от нормативов стоимости кв. метров, и предоставленной компенсацией.
Также в качестве меры содействия может применяться выделение жилого помещения в наемном жилом доме.
Регулируется порядок определения ветхого и аварийного жилья, предоставления другого в качестве переселения двумя документами:
- Федеральным законом 185-ФЗ от 2007 года «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» с изменениями;
- Жилищным Кодексом РФ.
В нормативных актах предусмотрены компенсационные выплаты жильцам в случае переселения в квартиру меньшей площади или взамен утраченной. При этом предпочтительнее используется вариант предоставления благоустроенных помещений равнозначных по количеству квадратных метров тем, которыми владели в домах, официально признанных ветхими и аварийными.
Заключение о признании выдается территориальной администрацией на основании заключения комиссии. В состав комиссии приглашаются представители контрольных и надзорных ведомств:
- МЧС;
- санитарной службы;
- жилищного надзора;
- органов по соблюдению норм экологического контроля;
- эксперты по оценке и специалисты по регистрации недвижимости;
- правозащитных организаций;
- местной администрации.
Совещание проходит в открытом режиме, о дате, времени и месте проведения извещаются жильцы рассматриваемых домов. Они могут присутствовать и вносить свои предложения в работу комиссии.
Расселение из непригодного для проживания жилья происходит только с согласия собственника с решением администрации.
Переселение граждан из аварийного жилья осуществляется в порядке очередности кандидатов на новые квартиры. Жилье предоставляется на основании норм, содержащихся в Жилищном кодексе РФ.
Список очередников на выдачу новых жилых площадей сформирован до 2024 года. Жильцам, подпадающие под программу в 2021 году, рекомендуется не ждать предоставления другого жилья, а взамен него получить выкупную цену.
Важно понимать, что при включении аварийного дома в список для расселения, точную дату переселения не удастся узнать.
Официальный сайт Фонда содействия реформированию ЖКХ содержит информацию о статусе домов, включенных в список для переселения.
Существует перечень граждан, имеющих право на первоочерёдный переезд:
- Лица, проживающие в постройке, которая может обрушиться;
- Граждане, в отношении которых вынесено решение суда о расселении;
- Граждане, ранее внесенные в список.
При отсутствии исключительных обстоятельств, процесс переселения будет совершаться в соответствии с очередностью. Но могут быть и особые ситуации. Объекты недвижимости могут объединяться по принципу территориального зонирования, а снос осуществляться вместе с другими домами. В этом случае, порядок очередности, установленный в списке, может нарушаться.
Сколько денег пошло в регионы?
Как выяснил «АиФ» в госкорпорации – Фонде содействия реформированию ЖКХ, там уже готовят свои предложения о перераспределении средств, предусмотренных для реализации программы расселения аварийного жилья, на более ранние сроки.
«Учитывая, что целый ряд регионов готов работать опережающими темпами, мы начали их финансирование для реализации этапа программы 2021–2022 гг., – рассказал председатель наблюдательного совета Фонда ЖКХ Сергей Степашин. – Уже перечислены авансы в размере 5,4 млрд рублей по заявкам 29 регионов».
Вопрос-ответ
Что изменится в правилах расселения аварийного жилья? Это помимо того что госкорпорация направила в субъекты РФ по авансам и реестрам контрактов по этапу 2019–2020 гг. программы 29,96 млрд рублей, по авансам и реестрам контрактов этапа 2020–2021 гг. – 10,62 млрд рублей.
«Планировалось, что с 2022 г. финансирование программы переселения вырастет почти в 3 раза, – отметил Сергей Степашин. – Поэтому, конечно, было бы правильным перенести часть финансирования с последующих лет на ближайшее время начиная с 2021 г. Это позволит увеличить объёмы и темпы расселения аварийного жилья».
Уже сейчас, по его словам, 7 регионов – Хакасия, Кабардино-Балкария, Астраханская, Новгородская, Магаданская, Саратовская и Томская области – взяли на себя обязательства досрочно расселить аварийное жильё, признанное таковым до 1 января 2017 г.
В этом году в стране 54,6 тыс. человек должны покинуть квартиры общей площадью 1 млн кв. метров в непригодных для жизни домах и переехать в новые. Однако эти планы будут пересмотрены в сторону увеличения, пообещал Сергей Степашин. Решение по поводу новых сроков и количества переселенцев Фонд ЖКХ примет в ближайшее время.
PRO новостройку (Москва)
Каждый человек, проживающий в старой многоэтажке, должен изучать документацию, которая имеет отношение к признанию данного строения к аварийному жилью. Дело в том, что проживание в таких объектах является опасным и неприемлемым, поэтому государство стремится переселить граждан из таких домов.
- жизнь в таком строении является опасной, так как существует вероятность его обрушения или аварии в инженерных коммуникациях;
- власти города должны найти для всех жильцов новые места для жизни;
- новое жилье должно обладать той же квадратурой, а также находиться в том же районе города;
- собственники могут выбрать не только новое жилье, но и компенсацию;
- если владельцы квартир выбирают новое жилье, то они должны заплатить за его получение некоторую сумму, а если она у них отсутствует, то они подписывают с муниципалитетом договор соцнайма.
Программа переселения из аварийного жилья, законы 2020 года
В Российской Федерации есть законы, которые регулируют вопросы проживания людей в непригодном для этого здании. Если объекту недвижимости присвоят статус аварийного или ветхого, жильцов обязаны переселить в новый, который соответствует техническим и санитарным нормам.
Нюанс заключается в том, что не все законы соблюдались так, как нужно, а сроки переезда затягивались на более длительный период. Но, в 2019 году правила переселения из аварийного жилья изменились. Данный вопрос регулируется в рамках программы «Жилье и городская среда». Власти обещают, что теперь процесс переезда будет происходить быстрее и соответствовать всем ранее прописанным нормам.
Далее в статье будут рассмотрены все нюансы такой программы, а также процедура ее регулировании со стороны законодательства.
Механизм переселения из аварийного жилья устанавливает определенные критерии для нового объекта недвижимости, который жильцы получат взамен. Если старая квартира была оформлена на условиях договора социального найма, новую предоставят с такими же правами. Новое жилье должно быть таким же по площади, как и старое, находится в том же регионе, и быть готовым к эксплуатации. Такие условия прописаны в статье 89 Жилищного кодекса Российской Федерации. Семье, которой необходимо улучшить условия для жизни, могут дать квартиру относительно социальным нормам.
В итоге, при оформлении процедур переселения из жилья, непригодного для жизни необходимо различать понятия ветхости и аварийности. Если результат проверки на пригодность для жизни не удовлетворит жильцов, они могут отстоять свои права суде.
Программа переселения
Государство поставило задачу властям регионов переселить жителей из объектов, признанных аварийными, в безопасные жилые помещения. Ветхие строения подлежат демонтажу. С этой целью в 2010 году была разработана госпрограмма «Модернизация инфраструктуры», регламентирующая процедуру. Хотя на достижение поставленной цели субъектам отводилось несколько лет, многие регионы не справились. Последняя реформа ЖКХ продлила этот процесс до 2020 года. Поэтому, в 2019 году действует аналогичная программа, получившая название «Жилье».
Каждый субъект РФ, подчиняясь распоряжению федеральной власти, разрабатывает собственные законодательные акты, регламентирующие детали обновления собственного жилого фонда. О том, какой должна быть региональная программа переселения из аварийного жилья подробно написано в ст. 16 ФЗ «О содействии реформированию ЖКХ».
Документ должен содержать:
- Перечень домов, которые были объявлены аварийными до 2012 года;
- Сроки и порядок переселения жильцов. Он зависит от даты признания жилья ветхим. Чем раньше это произошло, тем быстрее нужно расселить людей;
- Объем долевого финансирования процесса из бюджета РФ, региона и муниципалитета. В документе должно быть расписано финансирование всего периода исполнения и каждого этапа отдельно;
- Целевое предназначение объема средств, которые планируется потратить. Тут должно быть описание способа переселения людей, стоимости новых квартир и положенного денежного возмещения отказавшимся от предложенного жилья;
- Предполагаемые итоги, отражающие общую площадь аварийного фонда
В чем отличия ветхого от аварийного жилья
Ветхое жилье | Аварийное жилье | |
Процент износа |
|
Аналогично |
Уровень опасности | Не опасно | Опасно |
Риск обрушения | Нет риска обрушения | Высокий риск обрушения |
Наличие деформаций несущих конструкций | Нет деформаций, обладают достаточной прочностью | Есть деформации и повреждения, потеряна расчетная прочность |
Расселение из аварийных домов осуществляется в соответствии со следующими нормативными актами:
- Жилищный кодекс Российской Федерации, где определён порядок выселения граждан из жилого фонда, признанного непригодным для проживания;
- ФЗ № 185, определяющий правила действия программ реформирования жилищно-коммунального хозяйства;
- программа «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» в рамках нац. проекта Правительства РФ «Жильё и городская среда»;
- Для выполнения всех норм отечественного законодательства касательно переселения людей из аварийного жилья, каждый субъект должен утвердить региональные программы, после чего подать график отселения и паспорт проекта переселения в федеральный реестр. Только в таком случае, отселение будет профинансировано из федерального бюджета.
Кто может претендовать на расселение из аварийного жилья
Согласно ст. 2 ФЗ № 185, в программе могут участвовать многоквартирные дома, подлежащие сносу или реконструкции по причине физического износа, вызванного естественной эксплуатацией.
Чтобы признать дом аварийным, необходимо пройти следующую процедуру:
- на основании заявления жильцов, Госжилнадзора или представителей муниципалитета, создаётся межведомственная комиссия для определения текущего состояния МКД;
- назначаются все необходимые экспертизы;
- проводиться экспертное обследование несущих конструкций, коммуникаций, расчёт допустимых нагрузок;
- оформляются результаты исследований, где подтверждается наличие существенного износа несущих элементов, что исключает дальнейшую эксплуатацию многоквартирного дома;
- на основании заключения межведомственной комиссии глава администрации принимает решение о сносе или реконструкции аварийного здания;
- решение направляется субъекту РФ для включения МКД в программу расселения.
Если дом признан аварийным, право на отселение приобретают наниматели, собственники и члены их семей зарегистрированные в жилых помещениях.