Приватизация участка под многоквартирным домом – залог чистоты и тишины

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация участка под многоквартирным домом – залог чистоты и тишины». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Межевание придомовой территории в МКД перед приватизацией – обязательная процедура, позволяющая установить четкие границы участка, расположенного возле одного или нескольких строений. Как правило, инициаторами мероприятия выступают местные власти, однако, при отсутствии финансирования, данная обязанность возлагается на собственников помещений, расположенных в многоквартирном доме.

Процедура межевания состоит из нескольких этапов:

  1. Проведение общего собрания жильцов, результатом которого становится голосование.
  2. Обращение в органы местного самоуправления для уточнения границ территории.
  3. Изготовление проекта компетентной организацией.
  4. Утверждение готовой проектной документации собственниками МКД на общем собрании.
  5. Обращение к кадастровому специалисту для изготовления межевого плана.
  6. Регистрация земельного участка в Едином государственном реестре.

Стоит ли оформлять – плюсы и минусы

Однозначно сказать, стоит оформить землю при МКД в собственность или нет – нельзя, поскольку универсального решения здесь не может быть. У этой возможности есть как преимущества, так и недостатки, и окончательный вариант зависит от индивидуальной ситуации.

Преимущества Недостатки
+ возможность полностью распоряжаться земельным участком в соответствии с нуждами дома;

+ эффективный контроль за работой УК и обслуживающих организаций;

+ снижение расходов на ремонт, если собственники будут активно участвовать в организации работ;

+ исключается риск, что работы по благоустройству будут снесены администрацией (например, если жильцы решат проложить новый асфальт, его уже никто не снимет);

+ возможность получать дополнительную прибыль от сдачи в аренду, которая направляется на общедомовые нужды.

– процедура достаточно трудоемкая;

– управление будет осуществляться через собрания, организовать которые сложно;

– в крупных МКД управление будет затруднено за счет большого количества неактивных собственников;

– эффективность управления напрямую зависит от активности собственников и инициативной группы.

Особенности определения и согласования

Границы территории многоквартирного дома отражаются в межевом плане придомовой территории многоквартирного дома на этапе получения разрешения на застройку. Если такого проекта не существует, границы участка определяются по фактическому пользованию. Конфигурация границ участка и его размеры утверждаются местной администрацией.

Для расчётов размера площади придомовой территории существует утверждённая на законодательном уровне формула. Согласно ей в территорию включается земля под самим строением, детские площади, парковочные и игровые зоны, места отдыха.

Точные границы участка определяются по нормам и требованиям градостроительного и земельного кодексов. Статья 36 ЗК определяет правила вычисления территории и конфигурации участка на основе красных линий границ с соседними участками и природными границами (при их наличии).

Согласно ФЗ 221 при межевании придомовой территории необходимо согласовывать её границы с владельцами строений на соседних участках, а также арендаторами смежных земель.

Конкретная планировка зон до межевания территории многоквартирного дома находится в ведении отделов архитектуры и градостроительства муниципалитета. После того, как будет проведено межевание, решения по использованию территории могут принимать собственники, путём принятия решения на общем собрании.

Принятие закона затянет расселение аварийных домов в российской глубинке

Предложенный вариант закона осложнит ситуацию и с расселением аварийного жилья в российской глубинке: в районных городках, поселках городского типа, поселениях, городах-спутниках. Напомню, что сегодня расселением заведуют местные власти. Администрация признаёт дом аварийным, подлежащим сносу и выносит постановление. После того, как собственники — жильцы отказываются самостоятельно снести дом, чиновники обязаны изъять участок и квартиры и предоставить гражданам новое жилье либо выплатить деньги (ст. 32 ЖК РФ). Понятно и ясно. Однако дьявол скрывается в деталях. Скудные региональные бюджеты испытывают хронический недостаток средств. Поэтому власти специально затягивают изъятие земли и не выплачивают возмещение собственникам. Между признанием дома аварийным и решением об изъятии участка проходят годы. Доходит до того, что жильцы подают в суды иски и требуют обязать власти изъять участок и жилые помещения и выплатить компенсации, представить новые квартиры (решение Вольского райсуда Саратовской области по делу № 2 — 1 — 114/2019 от 08.02.2018 г). При желании читатели найдут десятки (если не сотни) таких дел на судебных сайтах.

Оправдывая бездействие, чиновники ссылаются на то, что «земельный участок под многоквартирным домом на кадастровом учете не состоит…». Поэтому в соответствии со «ст.ст. 1, 5, 7, 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» до прохождения государственного кадастрового учета и присвоения кадастрового номера земельный участок не признается недвижимым имуществом, обладающим признаками индивидуально-определенной вещи, и не является объектом гражданских прав». Следовательно, «до внесения сведений в ЕГРН администрация муниципального образования не вправе распоряжаться и выкупать участок» (решение Советского райсуда г. Томска по делу № 2а-2737/2017 от 24.10.2017 г).

Оформлять ли землю под многоквартирным домом

Несколько последних лет ведутся большие споры относительно того, является ли «приватизация» земельного участка под многоквартирным домом выгодной для собственников жилых и нежилых помещений. На настоящий момент, уже достаточно информации, в т.ч. судебной практики, чтобы сделать четкий вывод.

Сначала немного о правовых предпосылках. В соответствии со ст.

36 Земельного Кодекса РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством. Согласно ст.16 Жилищного Кодекса РФ земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Читайте также:  Транспортный налог в 2023 году для физических лиц Удмуртия

Важный момент: С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

КС РФ признал не соответствующими Конституции РФ часть 3 статьи 16 ФЗ 189 в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

«…Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным. В рамках действующего правового регулирования это означает, сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства, единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Кроме того, собственники помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, не несут связанное с использованием земельного участка налоговое бремя, хотя, как показывает правоприменительная практика, в некоторых случаях собственники нежилых помещений вынуждены уплачивать арендную плату за пользование этим земельным участком.

Следовательно, вытекающая из части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации)».

По мнению Конституционного суда, «… Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления».

С момента выхода указанного постановления КС РФ до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления будут являться основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. «…Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция».

Ну, а федеральному законодателю рекомендовано Конституционным судом РФ следующее: «…с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — внести в жилищное законодательство изменения, направленные, как на уточнение порядка рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если с таким заявлением обращается собственник жилого или нежилого помещения в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания, так и на регулирование соответствующих действий органов публичной власти, в том числе в части определения предельных сроков их совершения».

С вопросом о законности ст.36 ЖК РФ и ст.16 ФЗ 189 внесена ясность рассмотренным Постановлением КС РФ. Но сам порядок оформления и согласования границ придомовой территории при МКД, конкретно не прописан в жилищном законодательстве, что не всегда позволяет определить ее размер и оформить право собственности на земельный участок придомовой территории собственникам МКД. Провозглашенное в статье 36 ЖК РФ право собственников помещений на придомовую территорию не конкретизировано более подробно в ЖК и других законах и не всегда реализуемо на практике.

Как приватизировать придомовую территорию?

Процесс оформления зависит от некоторых нюансов. Может быть три типа ситуаций относительно этой территории:

  • дом введён в эксплуатацию до принятия Жилищного Кодекса, и при этом участок вокруг него сформирован.
  • Дом принят до этого времени, но участок не сформирован.
  • Здание построено после 2005 года. Жилищный Кодекс вступил в силу с 1 марта 2005 года.
Читайте также:  Перечень документов для оформления РВП по браку в 2023 году

В первом случае процедура достаточно простая. Нужно провести собрание собственников, посвящённое этому вопросу. Созвать его имеет право любой владелец квартиры в этом доме. Чтобы решение имело законную силу, надо, чтобы участвовало такое количество собственников, у которого более половины голосов. Голоса считаются пропорционально доле в общей собственности, т. е. площади квартир. Собрание проводит председатель. Решение принимается большинством голосов. В процессе оформляются такие документы, как:

  • лист регистрации собственников (или их представителей);
  • протокол общего собрания; и т. п.

Если большинство согласно, выбирается представитель. Им в органы местного самоуправления или исполнительной власти направляется заявление с просьбой о приватизации. В нём необходимо указать:

  • куда оно подаётся (название органа).
  • От кого (ФИО, адрес проживания, можно указать и контактный телефон).
  • Адрес и кадастровый номер квартиры.
  • Просьбу предоставить в собственность участок, на котором располагается здание.
  • Список приложений.
  • Дату.

Заявления составляется в двух экземплярах. Один из них остаётся у собственников (их представителей), на нём нужно поставить отметку о приёме. При отказе в приватизации с ним можно будет обращаться в суд. Потребуется приложить такие документы: паспорт; технический план участка (можно получить в БТИ); кадастровый план участка; решение общего собрания; план многоквартирного дома. В течение двух недель после этого должно быть принято решение. О нём письменно извещается заявитель.

Во второй ситуации предварительно придётся определить границы территории. Для этого проводится процедура межевания. Для её проведения придётся пригласить кадастрового инженера. О том, сколько метров от дома и забора считается придомовая территория многоквартирного дома, как определяется размер и площадь, читайте здесь. Эта услуга платная, обойдётся примерно в 15 – 35 тысяч рублей (стоимость зависит от размера и «изломанности» территории, а также от региона и расценок конкретной компании). Затем участок ставится на кадастровый учёт в «Росреестре». И только после этого можно заниматься оформлением в собственность.

Частые причины отказов

Как уже было сказано, отказывают в приватизации достаточно редко. Однако иногда это все же случается. Причиной может стать:

  • Отсутствие каких-то необходимых документов. Особенно актуально это касательно протокола и решения собрания жильцов.
  • Желание приватизировать места общего пользования. Такие территории принадлежат всем. Нельзя приватизировать, например, дорогу или прибрежную зону, разрешив ее использование исключительно для жильцов данного дома.
  • Несоответствие реальной картины тому, что указано в документах. Проще говоря – незаконная перепланировка. Если на кадастровом плане нет какого-то строения, то его не должно быть и фактически.
  • Ошибки в документах. Особенно в кадастровом паспорте и заявлении.

Когда на два плюса — один минус

Для большей наглядности, приводим плюсы и минусы приватизации земли многоквартирного здания:

ПЛЮСЫ

  • Возможность использовать и распоряжаться придомовой землёй лишь с одобрения владельцев, жильцов дома.
  • Гарантированная компенсация в случае возможного отчуждения общедомовой земли со стороны муниципальных органов.
  • Возможность коммерческого использования: сдача в аренду (строительство ТЦ, автомойка, гаражный комплекс, автостоянка и др.)
  • Увеличение стоимости каждой отдельной квартиры в случае владения собственниками долями придомовой земли.
  • Возможность создания максимально комфортных условий для жизнедеятельности жителей дома.

МИНУСЫ

  • Необходимость уплаты обязательной налоговой пошлины на недвижимость (эта пошлина включается в квитанции на оплату коммунальных услуг).
  • Необходимость работ по благоустройству, озеленению и обслуживанию придомовой территории за счёт жильцов дома.

Основные нюансы по оформлению в собственность территории многоквартирного здания.

Чтобы подать нужные бумаги для осуществления кадастрового учёта, необходимо личное обращение в местное отделение Росреестра, либо это можно легко сделать через МФЦ.

В результате постановки на кадастровый учёт, будет занесена и учтена в ЕГРН вся информация и все показатели по придомовой территории. По окончании завершения процесса по регистрации собственности, заявители получат выписку из реестра.

Именно тогда и можно считать, что приватизация земли многоквартирного здания благополучно завершена и все владельцы жилья, жилого дома приобрели право на общее владение земельным территорией.

Имейте в виду! Обретение двора в собственное владение налагает обязательство по обязательной выплате налоговой имущественной пошлины. Этот налог распределяется между всеми собственниками квартир, в строгой пропорции к занимаемому ими метражу жилья (ст. 360, 388 НК РФ).

Приватизация придомовой территории в многоквартирном доме: документы

Какие документы требуются для приватизации? Как их оформлять? Процесс оформления выглядит так:

  • Сначала нужно подготовить данные о плане территории, дома, а также прочих объектах, которые отвечают за функционирование строения;
  • Эти документы могут быть выданы БТИ (бюро технической инвентаризации). Потребуется размежевание территории, а этой деятельность занимаются только специальные организации. В местный орган подается заявление на формирование участка;
  • После успешного выполнения этих действий, земельный участок нужно зарегистрировать в кадастровых органах (как правило, это кадастровая палата). Для этого потребуются следующие документы: план многоквартирного дома; документы, касающиеся межевания участка; технический паспорт; решение общего собрания жильцов (в том случае, если оно было).

После проведенного собрания жильцов и принятия положительного решения об оформлении территории в собственность следует предоставить:

  • непосредственно заявление о формировании участка;
  • схема долевого разделения владельцев жилья на общее имущество;
  • дубликаты документов, подтверждающих факт проведения собрания, список участников;
  • доверенности от тех жильцов, которые не смогли лично присутствовать на мероприятии;
  • протокол проведенного собрания.

Чтобы право собственности было зарегистрировано, понадобятся:

  • заявление;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • данные о собственниках и их недвижимости;
  • правоустанавливающие документы на объект;
  • техпаспорт.

Пошаговая инструкция приватизации

Оформление в собственность территории, прилегающей к МКД, производится по следующему алгоритму:

  1. Проведение общего собрания собственников многоквартирного дома, к которому прилегает земельный участок. Мероприятие считается действительным только при условии, что в нем участвовало более 50% собственников всех помещений, расположенных в МКД, а сама приватизация возможна при поддержке более половины присутствующих.
  2. По результатам проведенного собрания оформляется протокол, отражающий повестку и окончательное решение, а также утверждается лицо, которое будет действовать от имени всех владельцев.
  3. Далее происходит подача заявления установленного образца в комитет земельных ресурсов.
  4. Проведение процедуры межевания земельного участка, прилегающего к МКД, компетентной организацией.
  5. Получение паспорта объекта и постановка прилегающей к многоквартирному дому территории на кадастровый учет.
  6. Регистрация права собственности в Росреестре.
  7. Получение Свидетельства, подтверждающего право собственности на прилегающий земельный участок.
Читайте также:  На каких условиях сотрудникам МВД и полиции предоставляется жилье

ВАЖНО
Для успешного проведения приватизации придомовой территории многоквартирного дома необходимо тщательно проверять правильность заполнения документов на всех этапах процедуры, поскольку наличие ошибок и неточностей значительно затянет оформление.

Алгоритм действий для приватизации придомовой территории

Оформление права собственности будет осуществляться на основании заявления указанных выше субъектов. При совершении регистрационных действий одновременно должна проводиться процедура постановки объекта (здания) на кадастровый учет.

Для проведения учета и внесения сведений в ЕГРН заявителям нужно представить межевой план на участок земли под домом. Его изготовление входит в полномочия профессионального специалиста – кадастрового инженера, обладающего квалификационным аттестатом и состоящим в составе профильной саморегулируемой организации.

Чтобы получить межевой план участка инициатором приватизации нужно выполнить следующие действия:

  1. получить у застройщика, управляющей компании или в органах БТИ техническую документацию на многоквартирное здание;
  2. обратиться в местный орган власти с заявлением о формировании участка для придомовой территории, если он не был выделен при воде дома в эксплуатацию;
  3. выбрать кадастрового инженера из реестра указанных специалистов, который ведет служба Росреестра;
  4. заключить договор подряда на выполнение кадастровых работ;
  5. передать кадастровому инженеру документацию на здание и участок земли под домом;
  6. обеспечить кадастровому инженеру доступ к земельному участку для проведения кадастровых работ;
  7. получить итог кадастровой деятельности – межевой план на участок.

Скачать заявление на приватизацию придомовой территории многоквартирного дома (образец)

При подготовке межевого плана кадастровый инженер не только использует нормативные сведения из документации, но и проводит фактические действия на обследуемом участке. При этом определяются характерные точки границ придомовой территории, по которым будет определены размеры и площадь участка.

Итоги обследования вносятся в межевой план в текстовом и графическом виде, а кадастровый инженер обязан самостоятельно отправить указанный документ в службу Росреестра для проведения учетных мероприятий. Направление межевого плана в Росреестр осуществляется по каналам электронной связи, а заявители могут получить письменную версию документа по отдельному распоряжению.

После оформления межевого плана в службе Росреестра будет проводиться процедура кадастрового учета и регистрация права собственности. Для этого заявители представляют следующий комплект документов:

  • заявление от лица, уполномоченного на совершение юридически значимых действий в интересах собственников жилых помещений;
  • межевой план (если он уже направлен кадастровым инженером, представление документа не требуется);
  • техническая документация на многоквартирный дом;
  • документы, подтверждающие формирование земельного участка (как правило, таким документом является распорядительный акт органов местной власти);
  • паспорта заявителей или доверенность на представителя;
  • платежный документ, подтверждающий оплату госпошлины.

Подача документов на проведение кадастрового учета допускается путем личного обращения в местный отдел Росреестра или через Многофункциональный центр. Конкретный вариант обращения выбирают сами заявители, а оформление документов через службу Росреестра занимает на 2-3 меньше времени.

В процессе кадастрового учета все основные сведения и характеристики земельного участка будут внесены в сведения ЕГРН, а после регистрации права собственности заявители получат выписку из реестра. С этого момента приватизация придомовой территории считается завершенной, владельцы жилых помещений в доме приобретают общее право собственности на участок земли под зданием. Оформление земли в собственность порождает обязанность уплачивать налог на имущество, который будет распределяться между владельцами квартир пропорционально занимаемой площади жилых помещений.

Согласно 36 статье ЖК, каждый собственник помещения в многоэтажных домах обладает правом пользования прилегающим к дому земельным участком и находящимися на нем строениями и прочими конструкциями на долевой основе, то есть являются его совладельцами. Площадь, прилегающая к дому или нескольким МКД, не может быть разделена на части, которыми будут обладать жители только одного подъезда, этажа и так далее. Это правило касается зданий любого масштаба.

Даже будучи приватизированной, земля не может быть полностью ограждена забором таким образом, чтобы не жители близлежащих дворов не имели возможности через нее передвигаться. Планируя обустройство придомовой территории, необходимо учитывать соблюдение всех норм:

  • социальных;
  • технических;
  • санитарных;
  • противопожарных;
  • эстетических.

Межевание придомовой территории многоквартирных домов – обязательная процедура перед приватизацией, она определяет границы участка, который примыкает к одному или нескольким МКД. Согласно ЗК РФ, величина придомовых площадок может отличаться и зависит от нескольких факторов: соотношение жилой площади дома и земельного участка, количества этажей и квартир, соседство с другими строениями, решения администрации города.

Процедура межевания территории многоквартирного дома– обязательное условие для всех. Следует иметь в виду, что в придомовую земельную площадь и приватизированную собственность согласно 85 статье ЗК РФ не могут входить участки общего пользования, например, скверы, парки, дорожные проезды и прочие.

По одному лишь факту пользования придомовая земля не принадлежит собственникам квартир, потому необходимо официальное оформление придомовой территории в собственность, то есть приватизация.

Пошаговая инструкция по приватизации


Процедуру приватизации придомовой земли можно условно разделить на две части:

  1. Обращение в муниципалитет, для получения согласия на приватизацию.
  2. Регистрация собственнических прав в Росреестре.

Алгоритм действий для разгосударствления придомового участка МКД включает в себя следующие действия:

  1. Организация собрания владельцев квартир – инициатива исходит от выбранных глав МКД. Необходимости в 100 % явке жильцов нет. Главная задача – сообщить о собрании.
  2. Получение согласия на приватизацию – за проведение процедуры должно проголосовать большинство собравшихся владельцев. Информация о мероприятии и участвующих лицах вносится в протокол. Данный документ прилагается к основному пакету бумаг.
  3. Подготовка кадастровой документации – выбор ответственного человека (необходима доверенность), который займется процедурой установления границ двора: подготовит заявление в земельный департамент для проведения межевания участка и при необходимости обратится в Росреестр для получения кадастрового паспорта.
  4. Посещение администрации – со списком нужной документации доверенный человек обращается в жилищный отдел муниципалитета. После проверки бумаг подписывается постановление о передаче двора во владение жильцов.
  5. Оформление собственнических прав в локально отделении Росреестра. Работники обработают подаваемую документацию, проверят полученные сведения и внесут данные в государственную базу. Владельцам квартир будет выдана общая выписка из реестра.

Некоторые пункты инструкции могут меняться в зависимости от разновидности дома. Но в целом, данный порядок приватизации придомовой территории является универсальным.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *