Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земли сельхозназначения – виды разрешенного использования в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начиная с 2014 года, виды функционального использования земельных участков вносятся в правоустанавливающую документацию, получаемую правообладателем после приобретения участка на торгах. До участия в торгах, заинтересованное лицо вправе получить данные сведения в администрации.
Общая структура классификатора (ВРИ)
Наименование обобщенного вида разрешенного использования земельных участков | Наименование уточненного вида разрешенного использования земельных участков |
1.0 – Сельскохозяйственное использование |
|
2.0 – Жилая застройка |
|
3.0 – Общественное использование объектов капитального строительства |
|
4.0 – Предпринимательство |
|
5.0 – Отдых (рекреация) |
|
6.0 – Производственная деятельность |
|
7.0 – Транспорт |
|
8.0 – Обеспечение обороны и безопасности |
|
9.0 – Деятельность по особой охране и изучению природы |
|
10.0 – Лесная |
|
11.0 – Водные объекты |
|
12.0 – Общее пользование территории |
|
Как узнать вид разрешенного использования земельного участка?
Если участок оформлен в собственность путём приватизации или не был приватизирован – ему присвоен основной вид разрешённого использования, на общих основаниях. Чтобы получить условное разрешение на использование земельного участка, потребуется дополнительное оформление такового в местной администрации.
При приобретении надела, данные сведения можно уточнить соответственно этому же принципу у собственника, отчуждающего земельную собственность. При необходимости – обратиться в земельный департамент (отдел) администрации.
Как показывает практика, и оглашают нормы земельного и градостроительного законодательства, нарушение установленного вида целевого назначения и перечня разрешенного использования земельных участков приводит к юридической ответственности правообладателя.
Процедура изменения целевого назначения
Предусмотренное законодательством деление земель по целевому назначению не всегда позволяет собственникам и пользователям использовать землю в поставленных целях.
Если предполагаемая деятельность не соответствует видам разрешенного использования, нужно изменить тип эксплуатации или перевести территорию из одной категории в другую. В противном случае нарушителю угрожает административная ответственность.
Когда речь идет об участках в частной собственности, решение по ним принимает местная администрация: земельный комитет, управление, департамент и иной уполномоченный орган. Он же осуществляет присвоение категории земельного участка в случае ее отсутствия.
Изменение целевого назначения может означать смену ВРИ или самой категории участка, если предполагаемая деятельность на нем невозможна в рамках установленной категории.
Процедура перевода регламентируется правилами застройки и землепользования, принятыми на местном уровне. В любом случае она требует подачи ходатайства в администрацию муниципалитета, в котором следует указать:
- кадастровый номер;
- присвоенную и желаемую категорию участка;
- существующие и желаемые виды использования;
- причины, которыми обусловлена необходимость перевода;
- сведения о правах на землю.
Обычно решение о переводе принимается с учетом результатов общественных слушаний, которые проводятся в течение 1 месяца. Решение администрации оформляется постановлением.
Несмотря на формальную простоту перевода, крупными игроками земельного рынка активно лоббируется отмена категорий земель. По их мнению, процедура перевода из одной категории в другую слишком сложна.
В парламенте на протяжении последних лет обсуждается законопроект, согласно которому земли будут делиться на зоны, определяемые местными правилами застройки и землепользования. По мнению авторов, это значительно упростит процедуру перевода земель.
Определение целевого использования и ВРИ
Целевое использование (ЦИ) – принцип земельного права, что земля в чьем бы владении она не находилась, должна быть использована только по назначению, установленным земельным законодательством для определенной категории. Собственник или арендатор земельного участка не имеет права изменить целевое использование без решения законодательного органа. Целевое назначение описано в кадастровом паспорте на земельный участок.
ВРИ – вид разрешенного использования земельного участка, полная характеристика участка, дополняет определение целевого использования и разделяет землю на виды:
- основной вид;
- условно разрешенный;
- дополнительный.
Земли для сельскохозяйственного использования
Земельные сельскохозяйственные наделы размещаются за пределами городской черты. Основная функция земель этой категории – производство сельскохозяйственной продукции.
Основными видами разрешенного использования сельскохозяйственных наделов является:
- дороги и полосы отчуждения;
- защитные полосы, где произрастает древесно-кустарниковая растительность;
- сенокосы, пастбища, пашни;
- садовые площади;
- под подсобные помещения (сараи, фермы и т.д.);
- земли-залежи. Фактически это земли, которые не переведены в категорию земель запаса, но уже не используются либо их использование в целях обеспечения повышенного урожая используется с определенной периодичностью.
Земли водного фонда предназначены для объектов водных, а также для размещения сооружений, обеспечивающих ведение хозяйства на водах.
Земли запаса не подлежат выбытию из государственной или муниципальной собственности в пользу частных структур либо отдельных граждан. Как только их категория российским Правительством либо иными гос. органами, в том числе и местного уровня (все зависит от того у кого на балансе числится), будет изменена, их эксплуатация начнется в соответствии с предусмотренным видом разрешенного использования установленного классификатором для новой категории.
Промышленные площади размещаются за пределами территорий под жилую застройку. Их использование ориентирование на обеспечение производства.
Здесь размещаются производственные строения, сооружения и т.д. Используются участки данной категории для добычи полезных ископаемых либо задействованы под обеспечение функционирования объектов промышленного производства. Круг собственников таких площадей — государство, муниципалитет, частные структуры. Ограничений по обороту такие площади не имеют и могут свободно отчуждаться.
Кто определяет категории земель
Принцип деления земель на категории, поскольку они находятся под особой охраной и контролем государства, учитывают уполномоченные органы власти. Законодатель разграничивает полномочия чиновников в этом отношении, определяя юрисдикцию тех или иных органов в зависимости от того, кому принадлежит право собственности на интересующий земельный участок.
Так, в соответствии со ст. 7 ЗК, установление категории земельного участка, а также ее изменение осуществляет:
- правительство – в отношении территорий, являющихся государственным имуществом;
- региональные органы исполнительной власти – в отношении земельного фонда, являющегося имуществом субъекта федерации и земель сельхозназначения муниципалитетов и частных лиц;
- местные органы власти (управление городской или сельской администрации) – в отношении остальных земель муниципального имущества, а также участков, находящихся в частном владении, кроме сельскохозяйственных наделов.
Отнесение территорий к той или иной категории, а также перевод между ними осуществляется путем принятия решения полномочного органа. По результатам его рассмотрения принимается постановление о присвоении категории земельного участка или переводе из одной в другую.
Такие решения могут быть приняты в случае:
- подачи заинтересованным лицом ходатайства о переводе территорий в другую категорию;
- выявления земель, находящихся в той или иной собственности, не отнесенных к какой-либо категории (ст. 14 ФЗ № 172).
Процедура изменения целевого назначения
Предусмотренное законодательством деление земель по целевому назначению не всегда позволяет собственникам и пользователям использовать землю в поставленных целях.
Если предполагаемая деятельность не соответствует видам разрешенного использования, нужно изменить тип эксплуатации или перевести территорию из одной категории в другую. В противном случае нарушителю угрожает административная ответственность.
Когда речь идет об участках в частной собственности, решение по ним принимает местная администрация: земельный комитет, управление, департамент и иной уполномоченный орган. Он же осуществляет присвоение категории земельного участка в случае ее отсутствия.
Изменение целевого назначения может означать смену ВРИ или самой категории участка, если предполагаемая деятельность на нем невозможна в рамках установленной категории.
Процедура перевода регламентируется правилами застройки и землепользования, принятыми на местном уровне. В любом случае она требует подачи ходатайства в администрацию муниципалитета, в котором следует указать:
- кадастровый номер;
- присвоенную и желаемую категорию участка;
- существующие и желаемые виды использования;
- причины, которыми обусловлена необходимость перевода;
- сведения о правах на землю.
Обычно решение о переводе принимается с учетом результатов общественных слушаний, которые проводятся в течение 1 месяца. Решение администрации оформляется постановлением.
Несмотря на формальную простоту перевода, крупными игроками земельного рынка активно лоббируется отмена категорий земель. По их мнению, процедура перевода из одной категории в другую слишком сложна.
В парламенте на протяжении последних лет обсуждается законопроект, согласно которому земли будут делиться на зоны, определяемые местными правилами застройки и землепользования. По мнению авторов, это значительно упростит процедуру перевода земель.
Как определить категорию земли
Чтобы узнать, к какой категории относится земельный участок, собственнику можно обратиться к бесплатному сервису Росреестра «Публичная кадастровая карта». Для этого необходимо открыть публичную кадастровую карту Росреестра. Затем ввести в поисковую строку кадастровый номер земельного участка. После чего получить данные о категории земель и виде разрешенного использования в режиме онлайн. Также можно заказать выписку из Росреестра, в которой содержатся сведения о категории земельного участка. Ее стоимость — 250 руб.
Целевое предназначение земельного участка определяется региональными властями. Чтобы присвоить земельному участку категорию, нужно подготовить соответствующее ходатайство, собрать необходимые документы (дoкyмeнты, кoтopыe пoдтвepждaют пpaвa нa yчacтoк, кaдacтpoвый нoмep oбъeктa), подать их в Росреестр и дождаться официального решения.
Классификатор – законный документ, с учетом которого используются земли разных категорий. Но иногда возникают ситуации, когда есть острая необходимость изменить ВИР или расширить их группу. Например, хозяин загородного участка хочет построить на своем наделе не дом, а небольшой розничный магазин.
В таком случае местная власть может использовать условно разрешенные виды, но это должно быть оформлено официально и законодательно. Как действовать владельцу участка при необходимости расширения ВИР?
- Владелец должен согласовать такое действие с местной властью. Также он составляет обращение в Комиссию по землепользованию.
- В заявлении или обращении нужно обосновать необходимость такого расширения видов использования земли.
- Комиссия по землепользованию должна дать разрешение (или отказать заявителю).
Какие методы доступны, чтобы узнать вид разрешённого использования
Сделать это можно, запросив получение выписки из кадастра или же посетив территориальное отделение кадастра лично. С собой обязательно иметь паспорт гражданина РФ, знать кадастровый номер участка, относительно которого требуется получить справочную информацию, и на месте написать заявление. Альтернативный вариант – использование сайта Госуслуг, где данные из кадастра может получить каждый гражданин, зная кадастровый номер искомого участка.
Целевое назначение земли создано специально, чтобы определить право и порядок использования этого участка. Эти данные прописаны в кадастровом паспорте на землю и закон призывает строго придерживаться допустимых норм разрешённого использования.
Если же возникла необходимость изменить вид разрешённого пользования землёй, нужно помнить, что инициировать процедуру может исключительно собственник.
Чем грозит использование территории не по ее целевому назначению
Пользуется землей ее законный владелец или же арендатор, или нет, она всегда находится под государственной охраной. Если при проверке контролирующий орган обнаружил факт нарушения и подтвердил нецелевую эксплуатацию территории, виновника ожидает админ. наказание.
Знайте! О нецелевом использовании следует говорить, когда ЗУ используется:
- не в соответствии с его установленным назначением,
- не согласно своей категории.
Штраф устанавливается для нарушителя по следующему принципу:
- если нарушение допущено владельцем земли (арендатором), то суммы будут в пределах 2-5 тыс. рублей,
- если нарушителями выступают юр. лица (организации, предприятия и т. д.), то суммы здесь куда более значимые: от 80 до 100 тыс. рублей.
В отдельных случаях для нарушителя избирают и иные методы воздействия – повышение ставки налога до 1,3 % (по сравнению с положенными 0,3 %). Судебным решением некоторых нарушителей также лишают прав на землю. Определение меры наказания зависит от того, насколько тяжким является нарушение.
К примеру, на с/х земле владелец организовал полноценное дачное поселение, что противоречит установленному ВРИ.
Как определяется разрешенное использование участка
Как правило, виды разрешенного использования участков утверждаются в составе градостроительных регламентов, содержащихся в ПЗЗ и применяющихся в пределах границ соответствующей территориальной зоны в отношении определенной категории земель.
При этом, градостроительным регламентом участка могут быть предусмотрены виды разрешенного использования трех типов:
- Основные виды разрешенного использования – это те виды, которые могут быть установлены для участка его собственником без дополнительных разрешений и согласований каких-либо публичных органов.
- Условно разрешенные виды разрешенного использования – это те виды использования, которые могут быть установлены для участка только после прохождения специальной публичной процедуры и получения отдельного разрешения.
- Вспомогательные виды разрешенного использования – это виды использования, устанавливаемые в дополнение к основным или условно разрешенным, которые, как правило (но не всегда), направлены на «обслуживание» основного вида использования.
Классификатор видов разрешенного использования
Разрешенное использование земельного участка – это характеристика, отвечающая на вопрос, как именно можно использовать участок, в частности, что на нем можно построить. Использовать участок, даже если он находится в собственности, можно только в соответствии с его принадлежностью к определенной категории земель и виду разрешенного использования.
Земля на территории муниципальных образований поделена на территориальные зоны.
Территориальная зона – это область, которая имеет границы и для которой установлены определенные градостроительные регламенты.
Для каждой такой территориальной зоны местные власти устанавливают: виды разрешенного использования земельных участков, какие объекты недвижимости можно строить, их параметры по высоте и т.д.
Местные власти определяют виды разрешенного использования для каждой территориальной зоны исходя из исторически сложившихся условий использования территории, а также исходя из результатов публичных слушаний.
Документы градостроительного зонирования регламентируют, какие ВРИ могут быть выбраны правообладателями участков самостоятельно, какие – после получения разрешения, а для каких видов деятельности участки не могут быть использованы.
Существует Классификатор видов разрешенного использования, утвержденный приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года П/0412. На основании этого классификатора муниципалитеты устанавливают для каждой территориальной зоны основные виды разрешенного использования, вспомогательные и условно разрешенные.
Классификатор содержит 13 ВРИ:
1. Сельскохозяйственное использование (растениеводство, садоводство, пчеловодство, рыбоводство и т.д.);
2. Жилая застройка (для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, многоэтажная жилая застройка и т.д.);
3. Общественное использование объектов капитального строительства (здравоохранение, социальное обслуживание, образование и просвещение и т.д.);
4. Предпринимательство (объекты торговли, рынки, магазины и т.д.);
5. Отдых (рекреация) (спорт, туристическое обслуживание, охота и рыбалка и т.д.);
6. Производственная деятельность (тяжелая промышленность, энергетика, связь и т.д.);
7. Транспорт (железнодорожный транспорт, размещение автомобильных дорог, воздушный транспорт и т.д.);
8. Обеспечение обороны и безопасности (обеспечение вооруженных сил, охрана государственной границы РФ и т.д.);
9. Деятельность по особой охране и изучению природы (охрана природных территорий, санаторная деятельность и т.д.);
10. Использование лесов (заготовка древесины, лесные плантации и т.д.);
11. Водные объекты (гидротехнические сооружения и т.д.);
12. Земельные участки (территории) общего пользования (улично-дорожная сеть, благоустройство территории и т.д.);
13. Земельные участки общего назначения (ведение огородничества, ведение садоводства).
Основные виды разрешенного использования характеризуют основной вид деятельности, для которой приобретается и используется участок (например, жилая застройка или сельскохозяйственное использование).
Условно разрешенные виды использования применяются при необходимости расширить способы использования земли – к примеру, если на участке, который предназначен для строительства магазина, планируется построить автомобильную заправку. Порядок получения разрешения на условно разрешённый ВРИ установлен Градостроительным кодексом РФ.
Вспомогательные виды разрешенного использования применяются, чтобы уточнить целевое назначение участка. К примеру, такой дополнительный вид разрешенного использования может понадобиться, если собственник захочет построить на участке забор, гараж, хозяйственную постройку.