Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как воспитывать ребенка в неполной семье». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Выплаты на детей в неполных семьях могут быть разными. Например, выплаты могут поступать по беременности и родам, а также при рождении ребенка. Выплаты могут быть предоставлены родителю, который ухаживает за ребенком в течение полутора лет после рождения ребенка. А также по выплатам от полутора до трех лет. Ну и конечно, родители будут получать ежемесячное пособие для ребенка, которому от трех до 7 лет, но только если семья имеет низкий доход.
При проведении исследования по опроснику АСВ (Анализ семейного воспитания) были получены результаты, отраженные в Таблицах и Диаграммах (Приложение 5).
Таким образом, в нашем исследовании было зафиксировано, что потворствующая гиперпротекция присутствует в 9,9% семей. В данном случае при этом типе нарушений дети находятся в центре внимания родителей, семьи, которые стремятся к тому, чтобы максимально удовлетворить его потребности. Подобный тип воспитания содействует тому, что у ребенка происходит развитие таких черт личности, как демонстративные (истероидные) и гипертимные.
Доминирующая гиперпротекция отмечена в 23,1% семей. В такой ситуации детям все запрещается, к нему предъявляется множество требований, выполнить которые практически невозможно, в целом, они ограничивают его свободу, его самостоятельность. Что касается детей стеничных, то подобное воспитание у них увеличивает появление реакций эмансипации, оппозиции, если же говорить о детях менее стеничных, то при таком воспитании у них происходит предопределение развитий черт акцентуаций: сенситивной и тревожно-мнительной (психастеническая). Типичными высказываниями родителей отражается их страх относительно любых проявлений самостоятельности детей. Проявляется такой страх через резкое преувеличение последствий, к которым способны приводить хотя бы незначительные нарушения запретов, а также в стремлениях к подавлению самостоятельности мысли детей.
Эмоциональное отвержение зафиксировано в 42,9% семей. Как крайний пример данного нарушения можно привести воспитание по типу «Золушка». Основу эмоционального отвержения составляет осознаваемое либо (что также бывает, и гораздо чаще) неосознаваемое отождествление ребенка родителями с какими-то отрицательными моментами их жизни. В такой ситуации дети чувствуют, что они мешают, ощущают в жизни родителей себя помехой, в результате чего в отношения возникает еще большая эмоциональная дистанция. Отметим, что такое нарушение способно формировать и усиливать черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации личности и эпилептоидной психопатии, в целом это может привести к декомпенсации и формированиям у детей невротических расстройств с акцентуациями эмоционально-лабильной и астенической.
Повышенная моральная ответственность отмечается у 16,5% семей. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации личности
Гипопротекцию мы отметили у 16,5% респондентов. В данном случае дети предоставлены самим себе. Ими родители абсолютно не интересуются, они его не контролируют. Неблагоприятность данного типа воспитания особенно отмечается при наличии акцентуаций гипертимного и неустойчивого типов.
В нашем исследовании жестокое обращение с детьми зафиксировано у 6,6% семей. Здесь на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в форме избиений и истязаний, лишением удовольствий неудовлетворением их потребностей.
При проведении методики диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса были получены результаты, представленные в Таблицах и Диаграммах (Приложение 6).
Таким образом, в нашем исследовании низкая мотивация к успеху зафиксирована у 33% подростков.
Средний уровень мотивации к успеху – также у 33% подростков.
У 23,1: подростков – умеренно высокий уровень мотивации
Слишком высокий уровень мотивации обнаружили 9,9% подростков исследуемой группы.
Исследования показали, что люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху — достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.
К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.
Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху — достижению цели.
При проведении диагностики мотивов аффилиации (А.Мехрабиан) были рассмотрены такие шкалы, как стремление к принятию, страх отвержения
Аффилиация, по мнению Г. Меррея, – это потребность тесно контактировать и взаимодействовать с близкими людьми. Данный тест предназначен для диагностики двух мотивов личности: стремления к принятию вас окружающими людьми (СП) и страха быть отвергнутым другими людьми (СО). Таким образом, тест состоит из двух шкал: шкалы СП и шкалы СО.
На основе двух индексов СП и СО выделяются четыре типа мотивов. Для этого суммарные баллы всей выборки ранжируются как по шкале СП, так и по шкале СО. Далее выделяются четыре группы испытуемых:
• высокий – низкий (СП выше медианы, СО ниже медианы);
• низкий-низкий (СП ниже медианы, СО ниже медианы);
• высокий-высокий (СП выше медианы, СО выше медианы);
• низкий – высокий (СП ниже медианы, СО выше медианы)
Результаты исследования по этой методике представлены в Приложении 7.
Для испытуемых группы «высокий-низкий» характерен мотив «стремление к принятию группой», а для испытуемых группы «низкий-высокий» – мотив «страх отвержения». У испытуемых двух других групп интенсивность этих мотивов приблизительно одинакова, что может свидетельствовать о наличии у них внутреннего дискомфорта, напряженности.
У группы «высокий-высокий» страх быть отвергнутым группой препятствует удовлетворению их потребности в принятии, в общении с другими людьми.
При проведении диагностики личностной установки «альтруизм-эгоизм» были изучении социально-психологические установки личности, способствующие выявлению альтруизма.
В соответствии с ключами теста мы выделили три шкалы:
1. Выраженный альтруизм, желание помочь людям (от 11 баллов и выше)
2. Альтруизм выражен средне, существует одновременно с эгоистической тенденцией (9-11 баллов)
3. Выраженная эгоистическая тенденция (8 баллов и ниже)
Результаты представлены в Приложении 8.
Таким образом, в нашем исследовании обнаружено 33% подростков с выраженным альтруизмом, 42,9% подростков, у которых в среднем выражены как альтруистические тенденции, так и эгоистические, а также 23,1% подростков с ярко выраженными эгоистическими тенденциями.
Таким образом, проведенное исследование выявило психологические особенности детей из неполных семей. В целях дальнейшей работы с такими детьми мы разработали условия для коррекции психологических особенностей детей из неполных семей на примере детей нашей группы (подростковый возраст).
Как воспитывать девочку в неполной семье
Для развития девочки значение имеет как образ отца, так и матери. Отношения с папой задают вектор для построения отношений с противоположным полом. Если у девочки не будет образа мужчины перед глазами, она может столкнуться с проблемами в личной жизни. Маме в такой ситуации важно оставаться ухоженной и уверенной в себе женщиной, тем самым подавая положительный пример для своей дочери. Ни в коем случае не нужно взваливать на себя мужские обязанности.
Воспитание девочки без отца – трудная, но посильная для женщины задача. Главное – не демонстрировать своему ребенку негативное отношение к бывшему мужу. Это сформирует в ее голове образ предателя. Во взрослом возрасте девушка будет проецировать его на встречающихся мужчин. При попытках завести отношения у нее будут возникать проблемы с доверием.
Чтобы уберечь дочь от ошибок в будущих отношениях, нужно создать для нее пример гармоничных семейных отношений. Если женщина не готова снова вступать в брак, образцом для подражания может служить любая семейная пара родственников. Очень важно выстроить отношения девочки с дедушкой, дядей или братьями. Она должна получать достаточно мужского внимания в детстве. Это поможет ей в будущем отличать действительно хорошее отношение мужчин от ложной заботы.
Задумываясь о том, как воспитать дочь без отца, не нужно забывать о необходимости развития в девочке женского начала. Необходимо на своем примере показать ей, что значит быть милой, женственной и нежной. Желательно с самого раннего детства прививать девочке чувство прекрасного. Для этого нужно делать акцент на визуально красивых объектах вокруг: цветах, животных, старинных зданиях, необычных закатов и т. д.
Воспитание дочери без матери вызывает не меньше трудностей, чем при отсутствующем отце. В этом случае часть женских обязанностей мужчине приходится выполнять самому. При этом ему необходимо окружить свою дочь заботой и вниманием. Допустить оплошности при таких условиях воспитания очень легко. Чтобы избежать проблем, необходимо чтобы женские обязанности взяла на себя другая женщина – мачеха, няня, бабушка или тетя.
Социальная поддержка неполных семей является очень актуальным для России вопросом, поскольку более 30% семей в РФ в 2022 году относятся к категории неполных. Рассматриваемая ситуация может считаться социальной проблемой, по крайней мере власти страны именно так считают, и прикладывают усилия, чтобы минимизировать риски. В некоторых других странах ситуация хуже, но и сейчас рассматриваемая социальная категория нуждается в усиленной поддержке.
Чтобы исправить ситуацию, разработано много программ, цель которых – социальнаязащита неполной семьи. Они направлены на то, чтобы супруги сохраняли свои отношения и продолжали поддерживать статус семьи. На государственном уровне много внимания уделяется уже существующим семьям, у которых неполный состав. Для них разрабатываются специальные социальные привилегии. Чтобы получить рассматриваемые социальные привилегии, нужно встать на учет.
Обязательно подтвердите, что имеете неполный состав семьи, только тогда социальнаязащита будет вам обеспечена. Это можно сделать в местных органах соц. защиты. Но прежде чем туда идти, нужно подготовить документы. Неполный состав семьи может подтвердить один из рассматриваемых документов:
- Принесите свидетельство о рождении ребенка;
- Возьмите свидетельство о смерти супруга (при условии, что он являлся родителем ребенка);
- Можно принести решение суда, в котором второго родителя признали безвестно пропавшим;
- Судебное решение, ограничивающее второго родителя в родительских правах (если он не выполняет свои родительские обязанности);
- Справка, полученная в уголовных органах о том, что второй родитель находится в учреждении исправительного порядка.
Выплаты неполным семьям – это часть помощи для рассматриваемой категории льготников, поскольку им нужна социальнаязащита. Помощь не обязательно материальная, в 2022 году поддержка может быть нематериального порядка. Но учтите, при оформлении выплат и другой защиты, обязательно обращают внимание на достаток семьи. Если у неполной семьи высокий уровень достатка, вероятно, что поддержку им не предоставят, поскольку она не нуждается в социальнойзащите.
Льготы федерального характера предоставляют разного рода пособия за неполный состав семьи:
- Если родитель одинокий и не работает, ему предоставят пособие;
- Если родитель работает, ему к зарплате предоставляют доплату к зарплате за неполный семейный состав;
- Государство покроет часть расходов на коммунальные услуги;
- Дети могут получить бесплатное питание в образовательном учреждении;
- Если ребенок ходит в детский сад, посещает секции, хочет поехать в оздоровительный лагерь, родитель на эти услуги получит скидки.
Как быть родителям-одиночкам?
Что же порекомендовать родителям, которые растят детей в одиночку:
- Не следует окутывать ребенка излишней опекой. Старайтесь воспитывать его, как и прежде, а не вести контроль за любым шагом. Пусть ребенок почувствует себя хоть немного самостоятельным.
- Если ребенок попал в сложную ситуацию, не давайте ему готового решения выхода из нее. Лучше обсудите с ним создавшуюся проблему и найдите совместное решение проблемы.
- Не забывайте хвалить ребенка за достижение каких-либо успехов, но не стоит слишком усердствовать.
- К ребенку следует относиться с нежностью, и одновременно с необходимой строгостью.
Влияние неполной семьи на развитие личности ребенка
Для того чтобы ребенок мог правильно развиваться умственно, ему необходимо жить с обоими родителями. Ни отец, ни мать не обладают всеми одинаково развитыми человеческими качествами. В природе полы отличаются друг от друга по интенсивности проявления индивидуальных особенностей, поэтому ни один из полов сам по себе не может быть полноценным образцом для подражания взрослым. Если ребенок с раннего возраста остается только с одним родителем и не получает замены другого, есть опасность, что его идентификация будет происходить односторонне и к тому же останется неполной. Когда с ребенком нет родителя того же пола, у него отсутствует модель собственного поведения во взрослой жизни; когда ребенок не живет с родителем противоположного пола, у него нет достаточной возможности практиковаться в установлении естественных контактов со взрослыми противоположного пола.
Поэтому присутствие обоих родителей необходимо для полной идентификации со взрослыми образцами для подражания и для знакомства со всеми среднестатистическими человеческими чертами. Это не означает, что это должны быть физические родители ребенка. То, что привязывает ребенка к родителям и побуждает его уважать и любить их, — это не кровное родство с ними, а родительское поведение этих людей. Маленький ребенок еще не знает, что его мать и отец являются его родителями в физическом смысле, и не понимает сути родительских отношений, но он ценит их и предан им, если они относятся к нему естественным, эмоционально теплым образом. Ребенок любит своих родителей не потому, что они его родители, а потому, что они относятся к нему с любовью, по-родительски. И другие люди, которые никак не связаны с ребенком, способны на это, при условии, что у них эмоционально зрелые личности.
Физические родители часто не знают, как быть родителями в психологическом смысле. Тогда ребенок эмоционально не может принять их, даже когда ему становится ясно, как он с ними связан. Более того, осознание ребенком того, что он не может любить или уважать своих собственных родителей, что они не производят на него впечатления, что он должен их недооценивать или стыдиться их, является тяжелым ударом для молодого человека. Негативные действия таких родителей воспринимаются ребенком более чувствительно, с большей горечью и более сильным неповиновением, чем ошибки других воспитателей. В глубине своей личности он не может простить родителям, что они не относятся к нему по-родительски. Поэтому оно само осуждает их более сурово, чем осуждало бы чьи-либо слабости и недостатки.
Опыт ежедневной работы с детьми и их проблемами показывает, что неполные семьи в большей степени подвержены опасности повреждения психического развития. Из так называемых неполных семей, когда ребенок развивается с матерью-одиночкой, чаще, чем из полных семей, поступают дети с различными нарушениями поведения и невротическими расстройствами. Статистика делинквентного поведения молодежи показывает, что среди них больше лиц, развивавшихся в неполной семье, чем в среднем по населению. Это доказывает предположение о том, что недостатки семьи наносят ущерб личности ребенка.
Но было бы неверно делать из этих фактов поспешный вывод, что отсутствие одного из родителей само по себе является вредным фактором в психологическом развитии ребенка. Существуют неполные семьи, из которых выходят здоровые молодые люди, и полные семьи с серьезно эмоционально поврежденными детьми. Поэтому очевидно, что помимо дефицита семьи психику ребенка деформируют и другие факторы, которые действуют негативно даже при полной семье: при их отсутствии отсутствие одного родителя само по себе не может серьезно нарушить психическое развитие молодого человека.
Статистика неполных семей в России
- Точное количество неполных семей, проживающих на территории Российской Федерации, установить невозможно из-за того, что многие супруги, решив жить раздельно, не считают нужным официально регистрировать развод. Это можно сделать разве что во время переписи населения.
- Если оперировать данными переписи, то в тоже время каждому седьмому российскому ребенку доводилось жить в неполной семье. Но с каждым годом таких семей становится все больше и больше – как, впрочем, и разводов.
- Научно-исследовательским институтом также установлено, что в последнее время участились летальные случаи одного из родителей. Каждый пятый ребенок становится сиротой до наступления совершеннолетнего возраста.
- По статистике и прогнозированию, отцы в семьях, где есть малолетние дети, умирают в молодом возрасте аж в 15,3% случаев. У матерей же этот показатель намного ниже — 3,2%.
- Риск, что дети останутся круглыми сиротами (оба — и папа, и мама уйдут из жизни) — 0,6%. Как видим, круглые сироты составляют небольшой процент, а вдовствуют в основном женщины. Кстати, каждый четвертый новорожденный появляется на свет вне брака.
Проблема неполных семей в России и причина их появления
- Проблема существования неполных семей не решится в одночасье, наоборот, предполагается, что их количество будет расти день ото дня.
- Государство оказывает материальную помощь семьям с малышами, однако в нынешнее время ее можно расценивать скорее как «каплю в море». Все менее доступными для малоимущих неполных семей становятся качественные медицина, образование, муниципальное жилье, а также детские учреждения, летние лагеря и т.д.
- Это не просто малообеспеченность – это нечто намного большее и критическое, затягивающее семьи в бездну нищеты и безысходности. Но взрослые каким-то чудом выживают вместе со своими детьми, борясь с безденежьем и постоянно возникающими проблемами.
Миф №7: Мальчик, выросший без отца, сам неспособен стать хорошим отцом
Предполагается, что без модели отцовского поведения мальчик не сможет в будущем построить доверительные отношения с собственным ребёнком. Однако формирование представлений об «идеальном» отце зависит вовсе не от полноты семьи.
Как на самом деле: исследования Раисы Овчаровой доказали, что выросший мальчик может быть хорошим отцом. Всё потому что, представления об отцовстве связаны с другими факторами: взаимоотношениями между матерью и отцом (например, до развода и после), общим отношением к матери и к женщинам, восприятием семьи как ценности. Мальчик из неполной семьи вполне может вырасти демократичным отцом, если он усвоит важность фигуры отца через другие образцы мужского поведения (дедушка, дядя, старший брат, преподаватель, тренер и т.п.).
Определение неполной семьи как участника социальных и юридических отношений впервые появилось в Постановлении Правительства РФ от 28.04.2006г. № 250. В нем эта семья определяется, как состоящая из одного родителя до 30 лет, и одного или нескольких детей, возможно взятых под опеку.
Сам статус «неполная семья» не дает никаких льгот. Льготы получает «одинокий работающий родитель», «одинокая мать», «отец, воспитывающий ребенка без матери» и «мать одиночка».
Эти понятия обозначены в Налоговом кодексе РФ (подп. 4 п. 1 ст. 218), Трудовом кодексе РФ (ст. 259, 261, 263, 264).
Внесем ясность и разграничим такие понятия, как «мать-одиночка» и «одинокая мать». Мать-одиночка – женщина, родившая или усыновившая ребенка документально без мужчины. Одинокая мать – женщина по тем или иным причинам оставшаяся без мужчины – отца ребенка, и вынужденная в одиночестве растить ребенка или детей.
Формально неполные семьи (родители не расписаны)
Сейчас идут открытые споры о том, что родиться от незамужних родителей более вредно, чем пережить развод родителей, и что дети разведенных родителей добиваются большего успеха, если их мать вступает в повторный брак. Наши доказательства говорят об обратном.
Дети, рожденные от незамужних родителей, с большей вероятностью бросают школу и становятся матерями-подростками, чем дети, рожденные от замужних родителей, которые разводятся. Но разница невелика по сравнению с разницей между этими двумя группами детей и детьми, которые растут вместе с обоими родителями. Для детей важно не то, состоят ли их родители в браке после рождения, а то, живут ли их родители вместе, пока дети растут.
Дети, которые растут с овдовевшими матерями, напротив, живут лучше, чем дети в других типах неполных семей, особенно по показателям успеваемости. Более высокий доход (частично из-за более щедрой социальной политики по отношению к вдовам), более низкий родительский конфликт и другие различия могут объяснить эту очевидную аномалию.
Повторный брак — еще один случай, когда общепринятая мудрость неверна. Дети приемных семей не добиваются большего успеха, чем дети матерей, которые никогда не вступают в повторный брак. Несмотря на значительно более высокий семейный доход и присутствие двух родителей, средний ребенок в приемной семье имеет примерно такой же шанс бросить школу, как и средний ребенок в семье с одним родителем.
Некоторые люди считают, что одинокие отцы лучше справляются с семейными обязанностями, потому что у них в среднем значительно больше доходов, чем у матерей. Однако наши данные показывают, что дети в семьях с одним отцом живут так же плохо, как дети, живущие с матерью-одиночкой.
О семантическом сдвиге между языками
Давайте попробуем себе представить, что у нас есть две страны. Попробуйте представить себе это вне политического контекста. Только внутри языкового.
Условная страна А, говорит на «аском» языке. Страна б, говорит на языке «бский».
Язык страны а,пусть будет русским. В нашем понимании. В языке а слово жопа, несет современное лексическое значение. А в языке б это стол. Или вообще аналог слова «если».
И вот, представьте. Гражданин страны А, приезжает в страну б. А там, во вроде бы родственном языке, ругаются через слово. При том, что это последствия семантического сдвига. Языки отделились друг от друга давно. Начали отдаляться и понятия со значениями.
Такие сдвиги можно наблюдать в современной европе. Где всерьёз существуют диалекты, разговоры на которых соседям покажутся постоянной бранью.
А можно сравнить русский язык, сербский и болгарский. Сравним сербский с русским. Вы решили приехать в Белград. И зашли в ресторан.
Видите, что вокруг все курят. Решаете тоже закурить, но не находите зажигалку. Просите у официанта спички. А он смеётся и не несет ничего. Вокруг местные сербы тоже начинают посмеиваться. Нет, это не сдвиг. Это созвучие.
Пичка на сербском это то, откуда появляются дети. А вы просите это еще и во множественном числе. В ресторане.
Вы поели, ушли в гостиницу. Разболелся желудок. Явно отравились чем-то из кафе. Идёте писать гневный отзыв на заведение. Пишете: ужасный ресторан, после съеденного начался понос.
Слово понос в сербском, является аналогом термина гордость. Так что едва ли серб, не знающий русского, поймёт что у вас началось. И почему вы испытываете гордость. Поставив всего одну звезду данному заведению.
Это и есть семантический сдвиг. У сербов это сочетание букв означает гордость. А у нас кишечное расстройство. Этот пример был важен для иллюстрации семантического сдвига.
Ребенок в неполной семье: в зоне риска
Неполная семья считается неблагополучной — так пишут в учебниках, так учат педагогов, психологов и других специалистов, которым предстоит работать с детьми и семьями.
Неблагополучные семьи — это семьи, которые в силу тех или иных обстоятельств, полностью или частично потеряли свои воспитательные возможности, качественные отношения, в результате чего складываются неблагоприятные условия для воспитания ребенка.
К неблагополучным семьям относятся:
- семьи, где родители злоупотребляют спиртными напитками, ведут аморальный образ жизни, вступают в конфликт с морально-правовыми требованиями общества;
- семьи с низким морально-культурным уровнем родителей;
- семьи со стойкими конфликтами в отношениях между родителями, родителями и детьми;
- неполные семьи¹.
Чувство вины и подавленное состояние родителя
Если партнер умер или ушел из семьи, важно, в первую очередь, отгоревать и выплакаться, дать себе возможность прожить все свои чувства, разрешить другим жалеть и помогать. Подавленные эмоции забирают много сил.
Если мама сама решила развестись и растить ребенка одна – ей важно не винить себя, а регулярно вспоминать, какие причины побудили к этому. Скорее всего, поводом для расставания послужило что-то не очень хорошее. Какой бы ни была причина — начните с заботы о себе. Даже если папа исправно платит алименты и отвозит ребенка на кружки, все равно бОльшая ответственность за детей лежит на том родителе, с которым они живут. Поэтому главное правило — быть в ресурсе. С помощью отдыха, полноценного сна, общения с друзьями или психологом.
Неполная семья, если один из родителей умер
Конечно, проблемы у семей, которые являются неполными по причине потери одного из родителей, значительно отличаются от других. Потеря близкого человека является сильным психологическим потрясением как для взрослых, так и для детей.
От того, как ребенок переживет смерть близкого человека, зависит от поддержки близких. Родителю необходимо уделить внимание развитию у ребенка способностей к адаптированию в сложившейся ситуации.
Самым сложным является первый год после потери члена семьи. И очень важно, чтобы взрослые помогли ребенку пережить эту потерю и не допустить развития серьезных психологических проблем.
После смерти близкого человека ребенок переживает шок, который может выражаться в постоянной плаксивости или вообще замкнутости с молчаливостью.
На сложную ситуацию в момент траура могут среагировать и дети грудного возраста. Можно столкнуться с частым плачем и пугливостью. Поэтому главная задача взрослых — это не допустить формирование страхов и развитие неврозов.
Ребенка нужно постоянно поддерживать, он должен чувствовать любовь окружающих. Если же у ребенка все-таки случились психологические трудности, то лучше всего обратиться за помощью к специалистам, особенное если есть следующие симптомы:
- безэмоциональность и молчаливость;
- агрессивность и раздражительность;
- расстройство пищеварительной системы;
- нарушение режима сна;
- появление галлюцинаций.
Как общаться с детьми из неполных семей
Воспитывать ребенка в одиночку крайне сложно, поэтому специалисты дают некоторые рекомендации по общению с детьми в таких семьях:
- родителю нужно ежедневно общаться с ребенком, чтобы знать о том, что происходит в его жизни, учебе, мыслях, отношениях со сверстниками;
- детей нужно хвалить, так у ребенка будет формироваться адекватная самооценка и уверенность, он будет расти и развиваться в благоприятной эмоциональной обстановке;
- если в семье произошел развод, то ребенок не должен испытывать недостаток общения с покинувшем семью родителем, также не нужно его настраивать против родителя и тем более впутывать его во взрослые проблемы;
- детей нужно привлекать к воспитанию младших братьев и сестер, а также приучать их к труду в быту.