Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Процессуальный порядок приостановления предварительного расследования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Приостановление предварительного расследования – временный перерыв в расследовании обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, в течение которого следователь (дознаватель) принимает меры к устранению обстоятельств, вызвавших приостановление в расследовании уголовного дела.
Комментарий к ст. 208 УПК РФ
1. Приостановление предварительного расследования — это временный перерыв в производстве процессуальных действий, вызванный, как правило, невозможностью участия в них обвиняемого (подозреваемого), сопровождаемый принятием мер по устранению возникших препятствий для движения дела. Приостановление производства по делу возможно и в судебном производстве (ст. 238 УПК).
2. Основания для приостановления расследования по делу — это наличие предусмотренных законом обстоятельств, которые препятствуют дальнейшему производству. Эти препятствия принято делить на физические и юридические. Физические препятствия есть невозможность участия обвиняемого (подозреваемого) в процессуальных действиях. Это участие обеспечивает одно из важных начал состязательного процесса — принцип очности.
3. Юридические основания для приостановления предварительного расследования — это необходимость решения по нему правового вопроса, который находится вне компетенции органа предварительного расследования, ведущего данное уголовное дело. В настоящее время юридическим основанием для приостановления дела является ожидание решения Конституционного Суда Российской Федерации. Орган расследования вправе (но не обязан) приостановить уголовное дело, если получено уведомление Конституционного Суда РФ о том, что он принял к своему рассмотрению жалобу гражданина на нарушение его конституционных прав законом, который применен или подлежит применению в данном деле (ст. 98 Федерального конституционного закона РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Таким образом, данное юридическое основание не является абсолютным препятствием для движения дела в стадии предварительного расследования .
———————————
Вместе с тем ст. 103 того же Закона предусматривает обязательное приостановление производства по делу, когда суд общей юрисдикции сам обращается с запросом в Конституционный Суд о проверке конституционности применяемого или подлежащего применению в данном уголовном деле закона.
4. Кроме оснований для приостановления необходимо соблюдение условий, предусмотренных ч. ч. 4 — 5 ст. 208 УПК (таких обстоятельств, которые сами по себе не влекут приостановление дела, но без наличия которых принять данное решение нельзя).
Общими условиями для всех оснований являются:
1) отсутствие обстоятельств, влекущих прекращение дела. Отсутствие события, состава преступления, истечение сроков давности, смерть подозреваемого или обвиняемого исключают возможность приостановления дела (об основаниях для прекращения дела см. коммент. к ст. 24);
2) выполнение всех следственных действий, производство которых возможно в отсутствие обвиняемого. Это условие вытекает из обязанности осуществления уголовного преследования (принятия всех мер по установлению события преступления и изобличению лиц, его совершивших — ч. 2 ст. 21 УПК). О понятии следственных действий см. коммент. к ст. 164.
Специальные условия для отдельных оснований установлены ч. ч. 4 — 5 комментируемой статьи. Дополнительно к ним следует отнести наличие в деле подозрения или обвинения (для п. п. 2 — 4 ч. 1 ст. 208 УПК); отсутствие оснований для заочного рассмотрения дела, предусмотренных ст. 247 УПК, если обвинение уже предъявлено (для п. п. 2, 3 и 4 ч. 1 ст. 208). См. коммент. к ст. 247. Без необходимых условий уголовное дело может быть прекращено (ст. 24) или продолжено расследованием, в том числе с продлением его сроков (ст. ст. 162, 223).
5. В комментируемой статье в редакции ФЗ от 29 мая 2002 г. N 58-ФЗ впервые предусмотрена возможность приостановления расследования в отношении подозреваемых. Это объясняется распространением института приостановления производства на дознание, в котором обвиняемый появляется лишь на этапе его окончания (см.: ч. 1 ст. 47, ст. ст. 223, 225). Однако возможность приостановления дела в отношении подозреваемого порождает проблему снижения стандарта доказанности участия лица в совершении преступления. Обвиняемый появляется в деле тогда, когда его участие в совершении преступления установлено (см. коммент. к ч. 1 ст. 171). Напротив, подозреваемый — вероятный участник совершения преступления. Приостановление дела в отношении лица, чья виновность для органа расследования еще не доказана, ведет к отступлению от обязанности принять все возможные меры по изобличению виновных (ч. 2 ст. 21 УПК). Поэтому следователь не должен приостанавливать дело в отношении подозреваемого, поскольку за двухмесячный срок он вполне может определиться со статусом подследственного: либо привлечь его в качестве обвиняемого, либо прекратить его преследование.
Возобновление приостановленного производства
Постановление о приостановлении производства по уголовному делу может быть возобновлено по трем причинам:
- когда отпали основания для приостановления, например разыскан подозреваемый либо болезнь более не препятствует его участию в следственных и других действиях по делу и т. д.;
- когда возникла возможность и необходимость провести какие-либо процессуальные действия без участия подозреваемого/обвиняемого, например установлены новые свидетели, место, где находится похищенное, и т. д.;
- при отмене постановления:
- прокурором;
- начальником органа дознания;
- руководителем органа следствия.
Ознакомление с приостановленным делом
Случается, что следователи и дознаватели, не желая, чтобы заинтересованные лица – участники процесса знали, что имеется в деле, отказывают им в ознакомлении с материалами приостановленного уголовного дела. В обоснование этого они приводят отсутствие в УПК прямого указания на такое право.
Эти ситуации случаются зачастую при устном и ничем не подтвержденном обращении просителя об ознакомлении. После отказа большинство прекращает свои попытки изучить дело.
Однако этот отказ не вполне законен. В соответствии с основным законом нашей страны – Конституцией (ч. 2 ст. 24) – госорганы, к которым относятся органы предварительного расследования, и их должностные лица обязаны обеспечить ознакомление каждого человека с материалами и документами, затрагивающими его права и свободы.
Отказ в этом может быть законным, только если это прямо предусмотрено законом. Например, если эти материалы содержат сведения, составляющие государственную тайну, персональные данные и т. д.
Эти же положения применимы и к материалам приостановленного уголовного дела. Для того чтобы это сделать, нужно письменно обратиться в орган предварительного расследования с заявлением, содержащим просьбу об ознакомлении.
Оно должно быть рассмотрено в общем порядке, в 30-дневный срок с даты поступления. Отказ также можно обжаловать вышестоящему руководителю лица, принявшего такое решение, или в суд.
Возобновление приостановленного предварительного следствия
Дело уголовно характера останавливает свое разбирательство до момента розыска скрывшегося обвиняемого; или до момента установления лица, которое нарушило закон; или до выздоровления обвиняемого. В случае, если эти основания отпадают, возобновляется предварительное следствие и точно также заканчивается в порядке общего характера. Предварительное разбирательство возобновляется и в случаях, когда появляется потребность в проведении следствий дополнительной направленности.
Приостановление предварительного расследования возобновляется в ситуации, когда имеются необходимые основания постановления руководителя следственного органа в связи с отменной следственного постановления.
Помимо этого, расследование предварительного характера может возобновить свой процесс, когда прокурор отменяет постановление о приостановлении данного следствия.
Когда происходит возобновление следствия предварительного характера, об этом сообщается обвиняемому, а также его защитнику, потерпевшему, его представителю, гражданскому ответчику и гражданскому истцу или их представителям, и, конечно, самому прокурору (статья 211 Уголовного Правового Кодекса).
Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан
Нами не преследуется цель описания истории следственных органов; в данной работе мы раскрываем отдельные узловые этапы их становления и развития с тем, чтобы проследить путь, который привел к созданию Государственного следственного комитета Республики Казахстан (далее — ГСК). Заметим, что в течение десятилетий в соответствующие периоды, вплоть до образования суверенного государства — Республики Казахстан, реорганизация следственного аппарата в Казахстане осуществлялась на основе уголовно-процессуального законодательства РСФСР, СССР либо с учетом этого, а также нормативных актов правоохранительных органов.
Как известно, создание советской системы судопроизводства сопровождалось становлением и последующими реорганизациями следственного аппарата. Однако его основной функцией всегда оставалось расследование и предотвращение преотуплений; ведомственная принадлежность аппарата, его наименование, структура периодически изменялись, особенно в первое десятилетие после Октябрьской революции 1917 г., сломавшей систему судопроизводства бывшей царской России.
Следственная комиссия при Советах рабочих и солдатских депутатов, Военно-революционных комитетах, революционных трибуналах, следственные судьи, единоличное следствие при судах, отделах юстиции, наркоматах юстиции, на следственных участках, предварительное следствие при уголовном розыске — вот далеко не полный перечень различных наименований следственных аппаратов, занимавшихся не только производством предварительного следствия, но и осуществлявших также судебные, а нередко и административные функции.
В 1928 г. аппарат предварительного следствия передан в ведение органов прокуратуры. Такой порядок просуществовал в СССР до 25 декабря 1958 г. и, в частности, в Казахстане до 1 января 1960 г.
С принятием 22 июля 1959 г. первого в истории Казахстана УПК, введенного в действие с 1 января 1960 г., право производства предварительного следствия возлагалось на органы прокуратуры и государственной безопасности2.
15 июня 1963 г. данное право предоставлено органам охраны общественного порядка Казахской ССР. Очередная реформа предварительного следствия в Казахстане пришлась на 1995 г. В этом году 30 августа была принята новая Конституция Республики Казахстан, установившая осуществление дознания, предварительного расследования по уголовным делам специальными органами, отделенными от суда и прокуратуры.
6 октября 1995 г. во исполнение Конституции Указами Президента РК, имеющими силу закона, «О специальных государственных органах РК, осуществляющих дознание и следствие», «Об образовании Государственного следственного, комитета РК» создан новый, самостоятельный, не имеющий аналогов в СНГ правоохранительный орган.
С его образованием упразднены аппараты следствия в прокуратуре и органах внутренних дел. На ГСК возложено осуществление производства дознания, предварительного следствия по уголовным делам и оперативно-розыскная деятельность. Для обеспечения дознания и оперативно-розыскной деятельности ГСК передана штатная численность оперативных и иных вспомогательных служб органов внутренних дел.
Уголовный процесс, его институты, нормы дают ответы на многие вопросы природы происхождения в Казахстане нового правоохранительного органа — ГСК и, соответственно, происшедшее изменение функций других органов правопорядка страны. Данный вывод следует из анализа 38-летнего развития норм УПК Казахстана, регламентирующих предварительное следствие.
Созданный на основе достижений уголовно-процессуальной и криминалистической науки, учета практики применения действовавшего ранее на территории Казахстана УПК РСФСР от 15 февраля 1923 г., а также всего положительного опыта борьбы с преступностью УПК Казахстана от 22 июля 1959 г. был динамичным законом. В него вносились изменения и дополнения, продиктованные изменениями в общесоюзном законодательстве и потребностями судебной и следственной практики. УПК Казахстана изменялся и дополнялся 63 раза.
В случае принятия решения о приостановлении следствия (дознания) следователь (дознаватель) должен вынести постановление, копию которого направить прокурору. Постановление о приостановлении уголовного дела должно быть мотивированным.
Если уголовное преследование осуществляется в отношении двух или более обвиняемых, а основания для приостановления относятся не ко всем, то следователь вправе выделить в отдельное производство и приостановить уголовное дело в отношении отдельного обвиняемого.
Процессуальный порядок приостановления предварительного расследования обладает определенной спецификой в зависимости от основания. Общую процедуру приостановления можно условно разделить на ряд этапов:
- изучение материалов уголовного дела в целях установления оснований приостановления, указанных в п. 1-4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ;
- определение наличия процессуальных условий, при которых возможно приостановление предварительного расследования по тому или иному основанию;
- составление постановления о приостановлении предварительного следствия или дознания;
- разрешение сопутствующих вопросов;
- уведомление участников уголовного судопроизводства о приостановлении производства по уголовному делу;
- принятие мер по устранению обстоятельств, послуживших основанием приостановления предварительного расследования.
Предварительное следствие считается наиболее полной формой расследования. Его проведение позволяет максимально гарантировать установление истины и обеспечить реализацию прав сторон процесса.
Предварительное следствие выполняется по всем уголовным производствам, кроме тех, по которым проводится дознание, и дел, которые возбуждаются по правилам частного обвинения. Его срок в общих случаях составляет 2 мес. Законодательство предусматривает возможность продления этого периода.
Органами, уполномоченными на проведение следствия, являются МВД, СК, ФСБ. Подследственность устанавливается 151 статьей УПК (ч. 2).
Комментарий к статье 208 УПК РФ
1. Приостановление предварительного расследования — это временный перерыв в производстве процессуальных действий, вызванный, как правило, невозможностью участия в них обвиняемого (подозреваемого), сопровождаемый принятием мер по устранению возникших препятствий для движения дела. Приостановление производства по делу возможно и в судебном производстве (ст. 238 УПК).
2. Основания для приостановления расследования по делу — это наличие предусмотренных законом обстоятельств, которые препятствуют дальнейшему производству. Эти препятствия принято делить на физические и юридические. Физические препятствия есть невозможность участия обвиняемого (подозреваемого) в процессуальных действиях. Это участие обеспечивает одно из важных начал состязательного процесса — принцип очности.
3. Юридические основания для приостановления предварительного расследования — это необходимость решения по нему правового вопроса, который находится вне компетенции органа, ведущего данное уголовное дело. В настоящее время юридическим основанием для приостановления дела является ожидание решения Конституционного Суда Российской Федерации, принявшего к своему рассмотрению жалобу гражданина или получившего соответствующий запрос суда (ст. ст. 98 и 103 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Вместе с тем данные юридические основания для приостановления производства распространяются лишь на судебные стадии уголовного процесса.
4. Кроме оснований для приостановления необходимо соблюдение условий, предусмотренных ч. ч. 4 — 5 ст. 208 УПК (таких обстоятельств, которые сами по себе не влекут приостановление дела, но без наличия которых принять данное решение нельзя).
Общими условиями для всех оснований являются:
1) отсутствие обстоятельств, влекущих прекращение дела. Отсутствие события, состава преступления, истечение сроков давности, смерть подозреваемого или обвиняемого исключают возможность приостановления дела (об основаниях для прекращения дела см. ком. к ст. 24);
2) выполнение всех следственных действий, производство которых возможно в отсутствие обвиняемого. Это условие вытекает из обязанности осуществления уголовного преследования (принятия всех мер по установлению события преступления и изобличению лиц, его совершивших, — ч. 2 ст. 21 УПК). О понятии следственных действий см. ком. к ст. 164.
Специальные условия для отдельных оснований установлены ч. ч. 4 — 5 настоящей статьи. Дополнительно к ним следует отнести наличие в деле подозрения или обвинения (для п. п. 2 — 4 ч. 1 ст. 208 УПК); отсутствие оснований для заочного рассмотрения дела, предусмотренных ст. 247 УПК, если обвинение уже предъявлено (для п. п. 2, 3 и 4 ч. 1 ст. 208). См. ком. к ст. 247. Без необходимых условий уголовное дело может быть прекращено (ст. 24) или продолжено расследованием, в том числе с продлением его сроков (ст. ст. 162, 223).
5. В ком. статье в редакции ФЗ от 29.05.2002 N 58-ФЗ впервые предусмотрена возможность приостановления расследования в отношении подозреваемых. Это объясняется распространением института приостановления производства на дознание, в котором обвиняемый появляется лишь на этапе его окончания (см.: ч. 1 ст. 47, ст. ст. 223, 225). Однако возможность приостановления дела в отношении подозреваемого порождает проблему снижения стандарта доказанности участия лица в совершении преступления. Обвиняемый появляется в деле тогда, когда его участие в совершении преступления установлено (см. ком. к ч. 1 ст. 171). Напротив, подозреваемый — вероятный участник совершения преступления. Приостановление дела в отношении лица, чья виновность для органа расследования еще не доказана, ведет к отступлению от обязанности принять все возможные меры по изобличению виновных (ч. 2 ст. 21 УПК). Поэтому следователь не должен приостанавливать дело в отношении подозреваемого, поскольку за двухмесячный срок он вполне может определиться со статусом подследственного: либо привлечь его в качестве обвиняемого, либо прекратить его преследование.
Неустановление лица в сроки предварительного следствия влечет приостановление расследования.
Следствие занимается уголовным делом в течение двух месяцев, после чего срок продляется либо выносится постановление о приостановлении, если имеются законные основания.
Дознание рассматривает дела в срок 30 дней, после чего производится процедура, аналогичная следствию. Продлением сроков дознания также занимается прокурор.
Кроме того, следствие по уголовным делам может продляться в зависимости от сложности дела. Преступления небольшой и средней тяжести могут продлять на меньший срок, а тяжкие и особо тяжкие даже до 10 лет.
Такие сроки имеют название сроков давности и устанавливаются федеральным законодательством.
Болезнь обвиняемого/подозреваемого
Четвертую причину приостановления следствия целесообразно рассматривать обособленно.
Болезнь, указание на которую присутствует в п. 4 первой части 208 статьи, должна быть, в первую очередь, тяжелой. При этом речь идет в том числе и о психической патологии.
Если в связи с психическим расстройством и наличием сомнений во вменяемости гражданина назначается судебно-психиатрическое обследование, следствие по делу не должно приостанавливаться. Экспертиза – это одно из процессуальных действий, предусмотренных в процессе расследования.
Для приостановления следствия достаточно установить, что у гражданина тяжелая, но излечимая психическая болезнь, не являющаяся основанием для признания невменяемости, но при этом создает препятствия для его участия в расследовании.
Если субъект совершил преступление в невменяемом состоянии или после его совершения заболел неизлечимой психической патологией, следственные действия должны продолжаться, но в порядке, предусмотренном для дела с применением принудительных медицинских мер. Болезнь лица должна быть подтверждена экспертным заключением.
Тяжелым считается заболевание, при котором субъекту назначается продолжительный постельный режим.
Оно является обязательным документом, который оформляет следователь при приостановлении расследования. Постановление должно быть мотивированным. В документе должны быть изложены обстоятельства преступления, указано конкретное основание, в соответствии с которым следствие приостанавливается. Оформление документа осуществляется по правилам, предусмотренным для процессуальных актов. Соответственно, в нем должны присутствовать все обязательные реквизиты (наименование органа ВД, Ф. И. О., должность составителя и пр.).
Для прерывания процессуальной деятельности ничье согласие получать не нужно. Имеется в виду, в частности, согласие потерпевшего, иных заинтересованных лиц.
Если в деле фигурирует несколько обвиняемых, но основание относится только к одному (или некоторым) из них, служащий может сформировать отдельное производство, приостановив дело по деяниям соответствующих лиц или по всему преступлению в целом.
Лекция 13. Приостановление и возобновление предварительного расследования
Для того, чтобы приостановление уголовного дела являлось законной процедурой, необходимо соблюдений требований, предъявляемых к сотрудникам следствия и дознания. Это требования подразделяются на общие и специальные условия.
Итак, к общим условиям относятся:
- Основания приостановления должны быть доказаны;
- Отсутствуют обстоятельства, исключающие производство по делу и влекущие его прекращение;
- Дознаватель и следователь обязаны провести все следственные действия, которые возможны без участия подсудимого.
Специальные условия различаются в зависимости от особенностей каждого конкретного уголовного дела.
Если в уголовном деле фигурируют несколько обвиняемым, при невозможности установить место нахождения одного из них, следователь выделяет это дело в отдельное производство и приостанавливает его.
Кроме оснований, по которым допускается приостановление следствия, 208 статья закрепляет ряд условий, которые должны быть соблюдены уполномоченным сотрудником. В частности, до прерывания производства служащий обязан выполнить все процессуальные мероприятия, которые допускается осуществлять в отсутствие подозреваемого/обвиняемого. Данное правило распространяется на случаи применения любого основания. Следующее условие относится только к п. 1 и 2 рассматриваемой статьи. Оно состоит в следующем. Если обвиняемый/подозреваемый скрывается от органов правопорядка или правосудия, либо по другим причинам адрес его нахождения/его личность неизвестны (не установлены), следствие прерывается только по окончании срока, отведенного для его производства. Если до этого момента служащий не успел осуществить все процессуальные мероприятия, он вправе направить ходатайство суду о продлении срока. При выявлении психического либо другого тяжелого расстройства подозреваемого/обвиняемого следствие по делу может приостанавливаться и до завершения периода. Однако и в этом случае должны быть совершены все надлежащие процессуальные действия, которые допустимы в отсутствие указанных лиц в производстве.
Приостановление уголовного дела в связи с не установлением лица или по другим основаниям должно быть соответствующим образом оформлено.
В случае, если приостановление происходит на этапе предварительного расследования, его процедура включает в себя:
- Выполнение максимально возможного перечня следственных действия без подсудимого;
- При наличии ареста на имущество, следователь обязан проверить его обоснованность, и по возможности отменить арест или изменить условия его применения;
- Следовать выносит постановление о приостановлении производства по уголовному делу;
- Копия постановления направляется прокурору;
- Если по уголовному делу применялись меры безопасности для его участников, следователь обязан рассмотреть обоснованность их дальнейшего применения, и при отсутствии обоснованности – вынести постановление об их отмене;
- Следователь обязан уведомить о приостановлении уголовного дела всех его участников и разъяснить им порядок обжалования постановления.
Необоснованное приостановление дела следователем может быть отменено руководителем следственного отдела, начальников дознания, прокурором или судом.
Следователь также обязан в течение 3 суток передать соответствующие документы об объявлении подсудимого в розыск сотрудникам уголовного розыска. Далее если в течение 10 дней сотрудники уголовного розыска не смогли установить место нахождения пропавшего, составляется розыскное дело.
Если на протяжении 3 месяцев местный розыск подозреваемого не дал результата, его объявляют в федеральный розыск.
При приостановлении уголовного дела на этапе его судебного рассмотрения суд выносит об этом постановление.
Также суд совершает одно из следующих действий:
- При побеге подсудимого, заключенного под стражей, судья возвращает уголовное дело прокурору с требованием совершить розыск подсудимого;
- При отсутствии информации о месте нахождения подсудимого, не содержащегося под стражей, судья также поручает его розыск прокурору и избирает ему меру пресечения в виде заключения под стражу.
Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.
1. Приостановление предварительного следствия представляет собой временный перерыв в производстве следственных и иных процессуальных действий, обусловленный невозможностью их проведения в отсутствие подозреваемого, обвиняемого.
2. После приостановления предварительного следствия производство каких бы то ни было следственных и иных процессуальных действий по уголовному делу не допускается.
Условия и основания, а также порядок процессуального характера приостановления предварительного следствия
Следствие предварительного порядка останавливается только в случае, когда в законе прописаны основания и только во время выполнения условий предусмотренных государством.
Основания приостановления предварительного следствия – это обстоятельства фактической направленности, которые направленно препятствуют продолжению и окончанию следствия.
Эти основания перечисляются в части 1 статьи 208 УПК:
- B случае, когда не установлено лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого;
- B случае, когда обвиняемый следствие не может обнаружить обвиняемого, так как место его нахождения не установлено;
- B случае, когда место нахождения обвиняемого известно, но тем не менее нет возможности его участия в уголовном деле;
- B случае, когда подозреваемый сильно заболел, а это в свою очередь препятствует его участию в следственных или других действиях процессуального характера.
У предварительного следствия имеются определенные условиями приостановления:
- исполнение следственных действия, которые являются необходимыми, доказанность события преступления и участия в нем определенного лица;
- в случае, когда срок предварительного следствия подошел к концу, а лицо, которое привлекается в роли обвиняемого, так и не найдено или обвиняемый просто скрывается, или место его пребывания не установлено по каким-либо причинам;
- принятие всех оперативно-розыскных, а также процессуальных мер для нахождения обвиняемого.
Вынесение постановления
После, как выносится постановление о прекращении дела, прокурору направляют копию. Чтобы соответствовало закону, на бумаге отражаются:
- Место, где составлен, дата.
- Данные о лице его составившем.
- Поводы для ВУД.
- Статья УК, по которой обвиняется лицо.
- Процесс расследования, лица, по отношению к которым осуществлялось преследование.
- Пресекательная мера, если она избиралась.
- Основания прекращения, с полным отображением статей УПК. Не лишним отобразить доказательства такого решения (протоколы допросов, явки с повинной, признания доказательством и т.д.). Прекращение уголовного дела по основаниям должно соответствовать правовым нормам.
- Необходимость отмены ареста, а также примененной ранее меры пресечения, возврат, ликвидация вещдоков, сдача их в камеру хранения. При отдаче указанного имущества лицам, от них берется расписка, помещаемая в материалы.
- В случае прекращения производства обязательно имеется возможность обжалования решения.
В постановлении отображается мнение обвиняемого, потерпевшего по прекращению, если таковое требуется. При наличии мирного соглашения сторон процесса, делается ссылка на указанный документ. При наступлении смерти виновного, наследникам отправляется уведомление по делу о необходимости возмещения вреда. Прекращаться преследование может в отношении одного из участников. Расследование продолжается, но выносится дополнительное постановление о частичном прекращении уголовного преследования. Сам материал приостанавливается при отсутствии подозреваемого.
Предварительное следствие может быть приостановлено только при наличии указанных в законе оснований и только при выполнении предусмотренных законом условий.
Основания приостановления предварительного следствия – это фактические обстоятельства, которые препятствуют его продолжению и окончанию. Они перечислены в ч. 1 ст. 208 УПК.
Предварительное расследование приостанавливается только в случаях: 1) когда не установлено лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого; 2) если обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам; 3) когда место нахождения обвиняемого известно, однако отсутствует реальная возможность его участия в уголовном деле; 4) временного тяжелого заболевания подозреваемого, удостоверенного медицинским заключением, что препятствует его участию в следственных или иных процессуальных действиях.
Условиями приостановления предварительного следствия являются:
– выполнение всех необходимых и возможных в отсутствии обвиняемого следственных действий, доказанность события преступления и участия в нем определенного лица;
– истечение срока предварительного следствия, если лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено либо если обвиняемый скрылся от следствия или же место его нахождения не установлено по иным причинам;
– принятие всех процессуальных и оперативно-розыскных мер для обнаружения обвиняемого или установления лица, совершившего преступление.
Основной формой окончания предварительного следствия является составление обвинительного заключения и направление уголовного дела прокурору. Но прежде чем приступить к составлению обвинительного заключения, следователь обязан выполнить ряд процессуальных действий, направленных на обеспечение прав участников уголовного процесса.
Согласно ст. 215 УПК следователь, признав предварительное следствие законченным, а собранные доказательства достаточными для составления обвинительного заключения, уведомляет об этом обвиняемого и разъясняет ему право на ознакомление со всеми материалами дела как лично, так и с помощью защитника и законного представителя.
Об окончании следственных действий уведомляются также защитник и законный представитель обвиняемого, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители и одновременно им разъясняется право ознакомиться с материалами дела.
Если защитник обвиняемого или представитель потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика по уважительным причинам не может явиться для ознакомления с делом в назначенное время, следователь откладывает ознакомление на срок не более пяти суток.
В случае их ходатайства об этом следователь знакомит потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей с материалами уголовного дела полностью или частично. Гражданский истец, гражданский ответчик или их представители знакомятся с материалами уголовного дела в той части, которая относится к гражданскому иску (ст. 216 УПК).
Ознакомив потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей с материалами уголовного дела, следователь предъявляет обвиняемому и его защитнику подшитые и пронумерованные материалы уголовного дела. Для ознакомления предъявляются также вещественные доказательства и, по просьбе обвиняемого или его защитника, фонограммы, аудио– и видеозаписи, фотографии и иные приложения к протоколам следственных действий. По ходатайству обвиняемого и его защитника следователь предоставляет им возможность ознакомиться с материалами уголовного дела раздельно. Если в производстве по уголовному делу участвует несколько обвиняемых, то последовательность представления им и их защитникам материалов уголовного дела устанавливается следователем.
В процессе ознакомления с материалами уголовного дела, состоящего из нескольких томов, обвиняемый и его защитник вправе повторно обращаться к любому из них, а также выписывать любые сведения и в любом объеме, снимать копии с документов, в том числе с помощью технических средств. Копии документов и выписки из уголовного дела, в котором содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, хранятся при деле и предоставляются обвиняемому и его защитнику во время судебного разбирательства.
Обвиняемый и защитник не могут ограничиваться во времени, необходимом им для ознакомления с материалами уголовного дела.
В случае невозможности избранного обвиняемым защитника явиться для ознакомления с материалами уголовного дела следователь по истечении пяти суток вправе предложить обвиняемому избрать другого защитника или при наличии ходатайства обвиняемого принимает меры для явки другого защитника. Если обвиняемый отказывается от предложенного защитника, то следователь предъявляет ему материалы уголовного дела для ознакомления без защитника, кроме случаев, когда участие защитника является обязательным.
В случае если обвиняемый, не содержащийся под стражей, не является без уважительных причин либо иным образом уклоняется от ознакомления с материалами уголовного дела, следователь по истечении пяти суток со дня объявления об окончании следственных действий либо со дня окончания ознакомления с материалами уголовного дела иных участников уголовного судопроизводства составляет обвинительное заключение и направляет материалы дела прокурору.
При ознакомлении с материалами дела следователь в соответствующих случаях разъясняет обвиняемому его право ходатайствовать: 1) о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей; 2) рассмотрении дела коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции; 3) применении особого порядка судебного разбирательства; 4) проведении предварительного слушания.
Если обвиняемый отказался от ознакомления с материалами дела, об этом указывается в протоколе, и излагаются мотивы отказа, если обвиняемый их сообщил.
Ходатайства о дополнении предварительного следствия могут быть заявлены обвиняемым и его защитником устно или письменно. Заявленные ходатайства заносятся в протокол, а письменные – приобщаются к делу.