Налоговые проверки в 2023 году: кому стоит ожидать инспекторов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговые проверки в 2023 году: кому стоит ожидать инспекторов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Федеральный закон №170 от 11 июня 2021 года вносит изменения в Федеральный закон №54 об онлайн-кассах. Поправки касаются изменений правил контроля применения кассовой дисциплины, в том числе полноты учета выручки по онлайн-кассам. Изменения вступают в силу в марте 2022 года. Сами по себе проверки контрольно-кассовой техники (ККТ) получают другое название: «контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ». Такой порядок означает, что контролировать применение кассовой дисциплины с марта 2022 года будет не 54 ФЗ, а 248 ФЗ от 31.07.2020. Осуществлять проверки по-прежнему будет ИФНС. Плановые проверки больше проводиться не будут. Они станут внеплановыми. О проведении контрольных выездных мероприятиях предупреждать больше не будут. Помимо вышесказанного добавился еще один пункт: теперь налоговые проверки могут производиться по месту нахождения налогоплательщика и онлайн-кассы, даже в жилых помещениях.

Выездная проверка дело дорогостоящее для инспекции – практически на год несколько инспекторов выпадают из работы в отделе и находятся в офисе проверяемой организации. Примерно лет семь назад, проверки проводились следующим образом: инспектор приходил в фирму, находил ошибки, начислял штрафы и получал процент от начисленных штрафов. Вот только в 50% случаев получить начисленное не удавалось. Надо учитывать, что проверка стоит денег не только налогоплательщику, но и ФНС. В Должностном регламенте ФНС, который утверждает начальник инспекции или управления по соответствующему региону, установленно, что инспектор должен быть оштрафован за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Какие инспекторам платят премии, мы не знаем – все это находится в документах под грифом «Для служебного пользования». Но согласно вышеупомянутому регламенту проверяющих обязали приносить деньги в бюджет, а не просто начислять налоги и штрафы.

Из всего этого следует, что инспектор придет к тому, кто способен заплатить. Пусть у «Рога и копыта» ошибок больше, чем в диктанте у двоечника, но, если у них за последние годы одни убытки, на счетах деньги появляются нерегулярно, да и те быстро уходят на оплату долгов, то идти к ним нет никакого смысла – с них нечего взять. Но то, что у вас прибыльный бизнес, еще не значит, что инспектора сбегутся к вам, для этого все же нужны основания. Ради 10 000 руб. штрафа к фирме, скорее всего, не придут.

Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки

Инспекторы проводят выездную проверку с напутствием от начальства, что абсолютно у всех имеются схемы уклонения от уплаты налогов и любой предприниматель не доплачивает государству. Не секрет, что руководством ИФНС ставятся планы на то, какие минимальные доначисления контролеры должны собрать по результатам проверки. Сумма в 500 тыс. руб. сейчас считается легким испугом и крайне успешной выездной проверкой для налогоплательщика. Согласно официальной информации ФНС в 2020 году по результатам одной выездной проверки контролеры в среднем взыскивали с одной компании около 20 млн. руб.

По-хорошему профессиональный бухгалтер всегда находится в режиме боевой готовности. Ведь к проверке обычно приводят стратегические просчеты в налоговом планировании, применение устаревших или высокорисковых способов оптимизации налогообложения, сделки с сомнительными контрагентами, неправильно сданные отчета, несвоевременные платежи в бюджет, а также регулярные изменения в законодательстве, за которыми не всегда успевает проследить бухгалтерия и т.д.

Читайте также:  Что изменится для многодетных в 2023 году

Прежде чем инициировать визит, налоговики стараются выявить махинации на стадии предпроверочного анализа. В таком случае инспекторы до проверки активно запрашивают информацию у компании и ее партнеров, ищут однодневки в цепочках поставок, обнал и т.д. Официально установлено 12 критериев, по которым налоговики отбирают кандидатов на выездную проверку (приложение 2 к приказу ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Несложно догадаться, чем больше у вас их совпадет, тем выше вероятность прихода с проверкой нежданных гостей. А вот и сами критерии:

  • налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;

  • убытки в течение 2-х лет подряд;

  • высокая доля вычетов НДС (более 89%);

  • расходы растут быстрее и не пропорционально росту доходов (налоговики будут искать искусственное занижение налогов из-за «лишних» затрат в учете);

  • среднемесячная заработная плата работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе

  • частое приближение в лимитам, дающим право на применение спецрежимов (УСН, ПСН, ЕСХН);

  • расходы ИП максимально близки к сумме его дохода;

  • всевозможные посреднические сделки, в которых не прослеживается деловая цель;

  • непредставление документов и пояснений по запросам налоговой инспекции (особенно по НДС и налогу на прибыль);

  • смена места регистрации фирмы и миграция между ФНС;

  • существенное отклонение уровня рентабельности;

  • ведение деятельности с высоким налоговым риском (имеется ввиду подозрения на мнимые и фиктивные сделки и т.д.).

На самом деле налоговики анализируют деятельность по более 100 критериям риска, но перечисленные 12 считаются основными.

Количество и сроки выездных налоговых проверок: какие есть ограничения

Дата начала выездной проверки исчисляется с даты, когда ФНС вынесла решение о её проведении (п.8. ст.89 НК РФ).

Сроки и количество выездных проверок ограничено. Одну организацию могут проверить не более двух раз в год. Если налоговая инспекция планирует провести третью проверку за год, проверяемый налогоплательщик имеет право обжаловать это решение, но при условии, что выездная проверка не является повторной.

Когда проводится повторная налоговая проверка?

Повторная проверка проводится по тем же налогам и тем же основаниям (п. 10 ст. 89 НК РФ):

  • в случае предоставления уточнённой налоговой декларации, в которой указана сумма налога меньше заявленной ранее, при этом проверяется период, за который уточнённая декларация была представлена;
  • при проверке налогового контроля — вышестоящий налоговый орган проверяет деятельность органа, который проводил первичную проверку.

ФЗ №302 и изменения в Налоговом кодексе

Все изменения так или иначе связаны с налоговыми проверками организаций. Рассмотрим их обзорно.

Заявительный порядок возмещения НДС: уменьшены суммы совокупных выплат в бюджет по налогу на добавленную стоимость, на прибыль и др., согласно ст. 176.1 НК РФ. Раньше он составлял 7 млрд руб. за 3 года, а сейчас 2 млрд руб. Напомним, что такой порядок предусматривает возврат налога только на основе предоставленной декларации, до окончания камеральной проверки ИФНС. В иных случаях проверка является обязательной, только после ее завершения производится возврат.

Кроме того:

  • отменяются пониженные ставки по налогу на прибыль;
  • сокращается число контролируемых сделок;
  • ужесточается контроль ФНС в отношении консолидированных групп налогоплательщиков (КГН);
  • расширяется список налогоплательщиков НДС, уточнен его расчет по авансам в отношении имущественных прав, закреплена ставка 0% для товаров, ввозимых в ЕАЭС;
  • отменяется налог на движимое имущество, упраздняется понятие как таковое.

В правилах проведения налоговых проверок, согласно ФЗ №302, меняется многое: от сроков до процедуры оформления контрольных действий ФНС. Это касается камеральных проверок по НДС и выездных проверок, а также встречных.

Отмена плановых проверок по онлайн-кассам

Профилактические визиты: что это и кого посетят

Сотрудники контролирующих органов могут прийти к предпринимателю или организации с профилактическим визитом. Штрафов и ограничений не будет, инспектор проведёт беседу и предоставит рекомендации. При необходимости составит предписание, по которому до определённого срока нужно будет устранить недочёты.

Читайте также:  Какие документы нужны для оформления ОСАГО?

Занимаются профилактическими визитами ведомства федерального или регионального уровня. Другие этим заниматься не могут.

Визиты могут быть:

  • Обязательными. Отказать нельзя, но для малого и среднего бизнеса подобные визиты контролирующими органами не планируются. Их проводить будут для образовательных учреждений.
  • Необязательными. Предприниматель или организация может отказаться, но решение должно быть мотивированным и отправлено как минимум за три рабочих дня.

Как проводится камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка проводится по тому периоду и по тому налогу, который указан в сданной декларации. Налоговая инспекция не может выносить решение о доначислении налога, начислении пеней или наложения штрафа в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации.

Данные из полученной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог), после чего проводится сверка контрольных показателей. Проверяется также, не нарушен ли срок сдачи декларации, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий данных или оснований для истребования подтверждающих документов. Если все в порядке, то камеральная налоговая проверка на этом и заканчивается.

Если же вопросы у налоговых органов к вам возникнут, то они должны письменно потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в декларацию. Дать ответ на требование надо в течение пяти рабочих дней. Таким ответом может быть подача уточненной налоговой декларации (если вы согласны с замечаниями налоговиков) или аргументированное письменное пояснение своей позиции.

Здесь надо учесть, что если проверяющие не согласятся с вашими доводами, то может быть составлен акт камеральной налоговой проверки о взыскании недоимки, начислении пени и привлечении к ответственности в виде штрафа. В течение одного месяца со дня получения акта налогоплательщик может подать возражения на нее, которое должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней.

По результатам рассмотрения данных проверки и возражения на акт руководитель налоговой инспекции должен вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности. О времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики обязаны сообщить налогоплательщику для возможности участвовать в процессе лично или через своего представителя.

Не устраивающее вас решение по результатам камералки может быть обжаловано и дальше – в вышестоящий налоговый орган и в суд.

Кого будет проверять налоговая

К плановым проверкам относятся любые мероприятия, которые проводятся по заранее составленному графику. Законом определена периодичность визитов – не чаще 1 раза в 3 года. В 2021 году правительство освободило малый бизнес от визитов представителей ФНС, Роспотребнадзора, Роструда, Ростехнадзора, МЧС (пожарной инспекции), Россельхознадзора, таможенных органов, а также ОВД (органов внутренних дел).

Мораторий продлен и на 2023 год. Распространяется только на субъекты малого и среднего предпринимательства. Полное освобождение получили только НКО с числом сотрудников до 200 человек, а вот для МСП мораторий действует избирательно. Освобождение не коснется предпринимателей, чей бизнес связан со следующими сферами деятельности:

  • охрана здоровья;
  • социальная;
  • образование;
  • теплоснабжение;
  • электроэнергетика и энергосбережение;
  • производство, обработка и другие действия с драгоценными камнями и металлами.

Также под мораторий не подпадают предприниматели и организации, которые

  • заняты в сфере вредного и опасного производства с высокими рисками для жизни и здоровья работников;
  • в течение последних 3-х лет получили административное наказание за грубые нарушения;
  • в течение последних 3-х лет столкнулись с дисквалификацией руководителя;
  • по решению надзорных органов приостанавливали деятельность в течение последних 3-х лет;
  • были временно либо полностью лишены лицензии и с момента наказания не прошло 3 года;
  • работают на основании лицензий;
  • обязаны проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • используют атомную энергию.

Мораторий также не действует на мероприятия, которые проводятся по заявлению потребителей или третьих лиц.

Перечень реквизитов, которые должны содержаться в решении о приостановлении налоговой проверки

 Основание приостановления 
проверки
 Необходимые реквизиты решения о 
приостановлении
Истребование документов 
(информации)
Данные контрагента (полное 
наименование, организационно-
правовая форма, ИНН), позволяющие
четко его идентифицировать
Необходимость получения 
информации от иностранных
государственных органов в
рамках международных
договоров РФ
Указание, от какого органа 
необходимо получить информацию и
какого рода информация
истребуется, ссылка на
соответствующее международное
соглашение
Проведение экспертизы 
Ссылка на постановление о 
проведении экспертизы с
приложением его копии
Необходимость перевода 
представленных документов
на русский язык
Ссылка на договор с переводчиком, 
указание на реквизиты документов,
которые необходимо перевести

Жалобы не являются основанием для проверок, но могут привлечь внимание налоговой

Некоторые компании по разным причинам сталкиваются с угрозами или шантажом со стороны контрагентов, конкурентов и других лиц. Суть угрозы заключается в том, что они напишут жалобу в налоговую инспекцию, так как налогоплательщик нарушает налоговое законодательство.

Читайте также:  Налоги с заработной платы 2023

Распространено мнение о том, что такая жалоба станет поводом для налоговой проверки. На самом же деле, оно ложное (Письмо ФНС России от 10.09.2021 № СД-4-2/12900@). Однако жалоба может послужить основанием для вызова руководителя компании на беседу.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Л. написала заявление в налоговую о проверке компании, в которой учредителем и директором является ее бывший супруг. Налоговая инспекция отреагировала на ее заявление и направила в адрес компании требование о необходимости явиться для дачи пояснений с ссылкой на подп. 4 п. 1 ст.31 НК РФ. В беседе бывший супруг заявителя дал необходимые пояснения о финансово-хозяйственной деятельности компании. Оснований для налоговой проверки инспекторы не нашли.

Безусловно, по возможности конфликтные ситуации лучше решать мирно, так как они могут создать дополнительные проблемы. Однако если конфликт погасить не удается — не стоит поддаваться угрозам только из-за налоговых рисков. Нет оснований думать, что жалоба обязательно повлечет проверку.

Это «стандартная» ошибка № 1.

Действительно, например в Москве, штатный юрист может получать за сотню тысяч рублей в месяц.

Главный бухгалтер еще в 2-3 раза больше. Плюс стоят расширенная версия «Консультант+», «Гарант», «Caselook», «СПАРК» и так далее. Для чего нужны еще специалисты из консалтинга?

Ответ прост — для того, чтобы решить любую проблему, нужно выйти из проблемы. Главный бухгалтер всегда психологически вовлечен в процесс. Штатный юрист — это штатный юрист, у него другие задачи и функции.

Терапевт, в принципе, может сделать несложную хирургическую операцию — но к чему это приведет, если нужно оперировать мозг или сердце? Да и другие органы, он же терапевт, а не хирург. А финансовая хирургия не проще традиционной.

Последствия проведения выездной налоговой проверки

Чем угрожает выездная налоговая проверка? Она чревата целым рядом негативных последствий и для юридического лица, и для его учредителей, а также для руководства, в частности:

  • доначислением серьёзных сумм налогов (НДС до 20 %, налога на прибыль — 20 %), пени (1/150 ключевой ставки ЦБ, что примерно равно 15 % годовых на сумму недоимки), штрафов (до 40 % от недоимки), что может закончиться банкротством фирмы с фактически обязательным привлечением к субсидиарной ответственности руководителя и собственника организации-налогоплательщика, то есть необходимостью погашать задолженность за счет их личного имущества;
  • возбуждением уголовного дела по статье 198-199 УК РФ (“уклонение от уплаты налогов”) — до 6 лет лишения свободы или статье 159 УК РФ (“мошенничество”) — до 10 лет лишения свободы, в зависимости от конкретных обстоятельств. При этом обвинения могут предъявить не только генеральному директору, но и владельцу, а также иным “причастным” лицам — фактическим управленцам. Затем следуют взыскания с осужденных лиц сумм ущерба, причиненного бюджету. А сам ущерб равен сумме недоимки, пени и штрафов, доначисленных организации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *