Штраф за непропуск пешехода в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за непропуск пешехода в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Способ пропуска пешеходов, согласно пункту 14.1 ПДД, изменился как раз с последним нововведением 14 ноября 2014 года. Ранее в Правилах было прописано, что водитель обязан “пропустить” пешехода, ныне же есть обязанность “уступить дорогу”, а в чём разница, Вы поймёте ниже.

Изменение в пункте 14.1 Правил
Было Новая редакция
14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. 14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

В новых правилах даются более точные определения пешеходного перехода, велосипедистам вводится запрет на езду по нему, запрещается обгонять по пешеходному переходу.

Рассмотрим поподробнее каждое изменение:

  • Отныне пешеходом является не только тот, кто находится на «зебре», но и тот, кто переходит дорогу на трассе вне специальной разметки.
  • Ранее водители не имели права обгонять на пешеходном переходе, если на нем находятся люди (пункт 14.1). Теперь же на обгон стоит жесткий запрет, и неважно, переходит человек дорогу в это время или нет.
  • По новым правилам водитель в любой ситуации обязан пропустить пешехода, даже если он одной ногой стоит на переходе.

Сколько штраф за непропуск пешехода на зебре?

Сначала о наказаниях за непропущенного пешехода. Уже упомянутая ст.12.18 КоАП прямо указывает на штрафные санкции в размере 1500 – 2500 рублей. Причем точный размер определяет инспектор ГИБДД, выписывающий постановление на месте фиксации правонарушения.

Может ли быть ужесточено наказание? КоАП РФ подразумевает несколько типов нарушений, за которые при их повторении санкции могут быть увеличены, однако непропуск пешеходов на нерегулируемом переходе к ним не относится.

Обратите внимание, что речь идет именно о нерегулируемой зебре. Проезд с нарушением пешеходного перехода, оборудованного светофором или имеющем регулировщика, является нарушением ст.12.12 КоАП, и предполагает свои санкции.

Что значит «уступить дорогу» пешеходу в ПДД?

Наиболее сложный вопрос в рассматриваемой теме – формулировка понятия «уступить дорогу», а именно, в какой момент будет считаться, что пешеход уже на зебре, а водитель не остановился.

Разумеется, мнения участников движения и инспекторов ГИБДД по этому поводу различаются. Поэтому законодатели пытаются дать расширенные толкования термина, к сожалению, не всегда удачно.

Прежде всего, пункт 14.1 ПДД РФ обязывает водителя уступить дорогу пешеходам, переходящим зебру или вступившим на дорогу. Это уже сужает пределы возможных трактовок, но все же понятие «вступивших на проезжую часть», особенно на многополосных двусторонних шоссе, не дает точного понимания.

В общих положениях Правила дорожного движения дают формулировка понятие «уступить дорогу». Согласно ей, это:

Требование к водителю (в общем случае – ко всем участникам движения) не начинать или не продолжать движение, если такие действия могут привести к изменению направления или скорости движения других участников (в нашем случае – пешеходов), имеющих в данный момент преимущество.

Читайте также:  Варианты планировок трехкомнатных квартир разных серий

Что грозит за нарушение ПДД

Как уже выше было сказано, за административные правонарушения в области безопасности дорожного движения водителей ТС, пешеходов и пассажиров предупреждают, штрафуют и арестовывают, а водителей, кроме того, лишают прав. Вариант наказания и его степень (сумма штрафа, срок ареста или лишения водительских прав) определяет уполномоченное лицо (сотрудником ГИБДД, судьёй) в зависимости от вида правонарушения и конкретных обстоятельств, при которых оно было совершено.

Для иллюстрации рассмотрим, какие санкции грозят водителю, если он садится за руль пьяным (такое правонарушение и ответственность за него предусмотрена статьёй 12.8 КоАП РФ, причём в действиях водителя не должно быть признаков уголовного деяния):

  • за управление ТС или передачу управления ТС другому лицу, которое находится в нетрезвом состоянии, штраф 30 000 руб плюс лишение прав от 1,5 до 2 лет (ч. 1, 2);
  • за управление ТС лицом, не имеющим или лишённым прав, арест от 10 до 15 суток, а для тех, кого нельзя арестовывать, штраф 30 000 руб.

Для водителя, привлечённого к уголовной ответственности за нарушение ПДД в 2023 году, санкции гораздо более суровы. Так, уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения по ст. 264 УК предполагает такие варианты наказаний, как ограничение свободы, принудительные работы, арест, лишение свободы (обязательные работы в качестве наказания не присуждаются).

Наказания за нарушение правил дорожного движения по ст 264 УК РФ приведены в таблице.

Состав преступления

Наказание, срок исковой давности

Без отягчающих обстоятельств

С отягчающими обстоятельствами

Нарушение ПДД, повлекшее тяжкий вред здоровью

ч. 1:

  • ограничение свободы до 3 лет;
  • принудительные работы до 2-х лет плюс лишение права занимать определённые должности до 3-х лет или без такового;
  • арест до 6-ти мес;
  • лишение свободы до 2-х лет плюс лишение права занимать определённые должности до 3-х лет или без такового

Срок исковой давности – 2 года

ч. 2:

  • принудительные работы до 5-ти лет плюс лишение права занимать определённые должности до 3-х лет;
  • лишение свободы от 3-х до 7-ми лет плюс лишение права занимать определённые должности до 3-х лет

Срок исковой давности – 6 лет

Нарушение ПДД, повлекшее смерть человека

ч. 3:

  • принудительные работы до 4-х лет плюс лишение права занимать определённые должности до 3-х лет;
  • лишение свободы до 5-ти лет плюс лишение права занимать определённые должности до 3-х лет

Срок исковой давности – 6 лет

ч. 4:

  • лишение свободы от 5-ти до 12-ти лет плюс лишение права занимать определённые должности до 3-х лет

Срок исковой давности – 10 лет

Нарушение ПДД, повлекшее смерть двух или более человек

ч. 5:

  • принудительные работы до 5-ти лет плюс лишение права занимать определённые должности до 3-х лет;
  • лишение свободы до 7-ми лет плюс лишение права занимать определённые должности до 3-х лет

Срок исковой давности – 6 лет

ч. 6:

  • лишение свободы от 8-ми до 15-ти лет плюс лишение права занимать определённые должности до 3-х лет

Срок исковой давности – 10 лет

Как фиксируют проступок

Первоначально материал собирают сотрудники ДПС, прибывшие на разбор ДТП. Они освидетельствуют участников ДТП на предмет опьянения, составляют схему, опрашивают участников, очевидцев, назначают медицинскую и автотехническую экспертизы и пр. В ходе административного расследования привлекают к ответственности за попутные нарушения водителя, пешехода.

Читайте также:  Материнский капитал на первого ребенка

Далее если выясняется, что был тяжкий вред или имелся летальный исход, дело передают следователю МВД, который проводит расследование в рамках уголовного дела.

Если вред здоровью легкий или средней тяжести, то материалы направляют в суд для принятия решения по ст. 12.24 КоАП РФ.

В суде выясняются тщательно все обстоятельства.

Суд может применить более мягкое наказание, когда:

  • водитель оказал помощь пострадавшему на месте ДТП;
  • обеспечил сохранение всех предметов происшествия;
  • оказывал помощь гражданину в последующем при лечении (приносил лекарства, продукты питания, оплачивал мед. расходы и пр.);
  • ДТП было, в том числе по вине пешехода;
  • имелись плохие погодные условия;
  • наезду способствовало тяжелое стечение жизненных обстоятельств у водителя.

Что раздражает водителей больше всего

С помощью различных опросов удалось выяснить, что же чаще всего выводит из себя автовладельцев, что им не нравится в пешеходах? Вот список самых распространенных ответов:

  • попытка перебежать дорогу в неположенном месте перед самым носом машины;
  • «витающие в облаках» подростки с наушниками в ушах, не смотрящие по сторонам;
  • идущие по дороге и не замечающие ничего вокруг люди, разговаривающие по телефону;
  • пожилые люди, шагающие под колеса с уверенностью: все автомобили, которые двигаются по дороге, не трамвай (троллейбус) – объедут;
  • родители, не следящие за своими детьми, не держащие их за руку при переходе автотрассы.

Будут ли ужесточать штрафы

Разговоры об этом ведутся давно. Действительно, штраф не более 500 рублей, как правило, не способен напугать человека и остановить его противозаконные действия. Тем более что в связи с реформой ГИБДД сотрудников ДПС стало меньше, и их основное внимание приковано к автомобилям.

Если водителей могут ожидать штрафы до нескольких десятков тысяч рублей, то пешие люди могут отделаться очень маленькими суммами. В то же время нередко именно действия пешеходов становится причиной ДТП. Поэтому возможно, что в скором времени появятся законопроекты, ужесточающие санкции для таких лиц.

Так активно обсуждается законопроект, обязывающий лиц, передвигающихся пешком, носить на одежде светоотражающие элементы не только за городом, но и на территории населенных пунктов.

6.1. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цвета.
В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипеда и Х-образные.
Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.

6.2. Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:
— ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ разрешает движение;
— ЗЕЛЕНЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);
— ЖЕЛТЫЙ СИГНАЛ запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;
— ЖЕЛТЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;
— КРАСНЫЙ СИГНАЛ, в том числе мигающий, запрещает движение.
— Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.

6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.
Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

Читайте также:  Расширены возможности «дачной амнистии»

Статья 18.2. Нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте

1. Подкладывание на железнодорожные и трамвайные пути предметов, которые могут вызвать нарушение движения железнодорожного или городского электрического транспорта

Административная ответственность за нарушение
74–370 руб. от 2 до 10 б.в.

Статья 18.12. Превышение скорости движения

1. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от десяти до двадцати километров в час

Административная ответственность за нарушение
до 37 руб. до 1 б.в.

Ответственность: случившаяся гибель в пьяном состоянии пешехода

В данной ситуации нетрезвое состояние погибшего не скажется на вынесении приговора автомобилисту, если пешеход придерживался всем известных правил дорожного движения. Если пешеход в нетрезвом виде переходил дорогу, да еще и в неположенном месте, то суд примет во внимание это обстоятельство. Из-за того, что закон изначально рассматривает автотранспорт, как источник высокой опасности, виновнику происшествия нужно будет доказывать свою невиновность.

Для этого можно воспользоваться съемкой из видеорегистратора и показаниями очевидцев. При наличии доказательной спецбазы, подтверждающей невиновность владельца конкретного ТС, уголовное дело все равно будет обсуждаться в суде. В данном случае виновника преследовать будет условное наказание.

Актуальные вопросы и пояснения экспертов

  • Вопрос: Как обязан отвечать водитель, причинивший насмерть человеку, а после этого сбежавший с места трагического происшествия?
    Ответ: Открывается уголовное дело и начинается поиск виновного. При этом суд может оценить поведение автомобилиста, как преднамеренное (т.е. спланированное) убийство. Если водитель, сбивший насмерть пешехода и не покинувший место наезда, может быть осужден на 5 лет, то мера пресечения для сбежавшего водителя уже выносится по другой статье, рассматривающей оставление пешехода в смертельно опасном состоянии.
  • Вопрос: В каком случае владелец определенного ТС не будет наказан за наезд со смертельным исходом?
    Ответ: Уйти от ответственности водитель сможет лишь в том случае, когда:
    А) будут доказательства, что присутствовали непреодолимые обстоятельства, приведшие к аварии;
    Б) будут доказательства, что пешеход по злому умыслу бросился под колеса машины;
    В) водитель сможет договориться с родственниками погибшего человека.
  • Вопрос: Как нужно правильно вести себя сидевшему за рулем человеку в случае наезда на пешехода, чтобы смягчить свое наказание?
    Ответ: При наезде на человека, который по подозрению водителя, скончался на месте, поведение виновной стороны должно быть таким:
  • нельзя паниковать;
  • нужно остановить авто;
  • следует включить «аварийку»;
  • необходимо установить аварийный знак так, чтобы предупредить наезд других машин на травмированного человека;
  • позвонить в скорую помощь и сообщить о трагедии;
  • вызвать работников ГИБДД;
  • телефоном или планшетом провести съемку места происшествия, чтобы зафиксировать доказательства;
  • прежде, чем подписывать протокол, потребуется его внимательно прочитать, и, если в нем окажется недостоверная информация, написать об этом факте в протоколе.
  • Юридическая практика часто сталкивается со случаями, когда пострадавший пешеход в состоянии шока уходит с места происшествия, а потом на следующий день сообщает о наезде и бегстве водителя с места аварии. Водителю в таком случае следует телефоном/планшетом снять происшествие, чтобы доказать, что побега с места наезда не было.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *