Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое людской ход. Воровские и человеческие понятия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обязанность жить по понятиям берут на себя воры — это люди, которые занимают серьезное место в преступном мире и управляют более мелкими уголовниками. Такие люди полностью связывают свою жизнь с криминалом и отказываются подчиняться администрации в любом ее проявлении.
Кто живет по понятиям. История
Зарождение «воровских понятий» в их современном понимании началось еще во времена разбойников Российской империи. Особенно часто зарождение уголовной культуры в России связывают с именем Ваньки-Каина (18-й век), который был организатором одной из первых ОПГ в России.
В дальнейшем уголовный мир видоизменялся. Свой современный облик он начал обретать после революций 1917 года и Гражданской войны, когда многих людей ссылали в исправительные колонии и лагеря. Именно в 1920-х и 1930-х начали появляться первые представители криминального мира, которые по своей культуре напоминают современных воров.
Наказания, которым подвергаются нарушившие воровской кодекс
Самым лёгким наказанием считается публичная пощёчина. Дать сдачи или уклониться от удара осуждённый ворами не может. Это грубое нарушение воровского закона. Хоть наказание и не слишком страшное, но его последствия довольно печальны. «Битого» вора перестают уважать на зоне. Одним из наименее строгих наказаний считается денежный штраф. Эта блатная санкция применяется к тем, кто подставился, сорвал сделку или опоздал на воровскую сходку. Суммы бывают просто заоблачные, некоторые штрафы исчисляются миллионами долларов.
За «западло» или обман старших воров невысокого ранга карают сильнее. Такая процедура наказания называется «дать по ушам», то есть лишить занимаемого статуса и перевести в категорию «мужиков». Нарушителя закона также могут изгнать из группы и лишить его поддержки в делах. Намного сильнее наказывают карточных должников. Им запросто могут сломать ногу или руку.
Но вместе с тем «дать по ушам» могут и по другому поводу. Если вор в законе хочет уйти на покой и стать «вором в короне», то братва проводит процедуру разжалования. В ходе неё вор в законе становится коронованным вором.
Хуже всего приходится тем, кто пошёл на сговор с властями или похитил деньги из общака. На самые крайние меры идут и с теми, кто «порешил» другого вора в законе без разрешения сходки. Расправляюся и с теми, кто вышел из своего клана или решил завязать с преступностью. К таким нарушителям применяется смертная казнь. Если вина доказана, отступник должен взять пистолет и застрелиться. Либо сходка может нанять киллера. В некоторых делах всё обставляют как несчастный случай. Тогда провинившийся вор в законе «случайно» натыкается на какой-нибудь штырь или захлёбывается в душе.
Бывалые заключенные по разному относятся к жизни в тюрьме.
Человек, оказавшийся в местах заключения, обязан придерживаться людских понятий — следить за собой, своими словами и поступками, не воровать у своих и давать поводов для «опускания» (не общаться с опущенными, не здороваться с ними и не использовать их вещи), то с него спроса не будет (будет находиться на положении мужика). Соответственно, человек может жить спокойно.
Некоторые арестанты становятся «блатными» — начинают жить по воровским понятиям. В таком случае они обязаны выполнять все предписания понятий, участвовать в жизни братвы, справляться с поручениями вора. У воров и приблатненных есть привелегии, но с них есть и спрос.
Хуже всего на зоне живется опущенным. Чтобы не попасть в эту категорию заключенных, нужно уважать себя и других заключенных, не действовать вопреки понятиям и не взаимодействовать с опущенными.
Как жить по понятиям?
- Поддерживать «воровские идеи». За своих стоять горой.
- Никогда и ни при каких обстоятельствах не сотрудничать с государственными структурами и правоохранительными органами. Не давать показаний, не свидетельствовать против себя или кого-то другого, не признавать вину, будучи осужденным.
- По отношению быть честным. Все преступники — братья, а предательство в семье недопустимо, иначе человека просто загнобят или убьют.
- Важно постоянно привлекать в свою среду новых членов. Желательно — молодежь, поскольку они более способны и понятливы.
- Запрещено заниматься политической деятельностью. Не состоять в партии. Не иметь дело с документами, не прописываться по месту жительства, не работать.
- Соблюдать субординацию, устанавливать власть воров в законе на зонах, в СИЗО и ИТУ. Авторитет в уголовном кругу завоевывает тот, у кого больше жизненного опыта, кто не впервые «мотает» срок, периодически «отсиживается» на зоне за преступления и не работает в одиночку, активно взаимодействует с теми, кто на воле.
- Обязательно нужно уметь играть в карты. Не мухлевать в игре на деньги, за это можно получить.
Таким группировкам насаждается уголовное мировоззрение. С них вымогают деньги для формирования так называемого общака. К примеру, малолетние пацаны АУЕ со своими взрослыми товарищами вымогали деньги у школьника. Тот пришел на встречу со своим отцом. Обоих убили на месте, затем вытащили у них из карманов ключи и отправились к ним домой, где похитили ценные вещи.
Тюремное общество глубоко иерархично. Это накладывает жесткие рамки на систему взаимоотношений осужденных. Прежде всего имеет значение «масть» заключенного:
Костяк тюремного сообщества, этакая местная элита. Блатные пользуются максимальным количеством привилегий, но и ограничений на них налагается тоже много. «По понятиям», им запрещается работать, подчиняться администрации, заниматься уборкой, а ранее ворам в законе даже нельзя было иметь семьи. Блатные придерживаются строгих правил, и если вы их выучите, проблем быть не должно. Эти люди заинтересованы в сохранении порядка в камере, и из их числа назначаются положенцы и смотрящие, призванные не допустить беспредела. С ними лучше обращаться уважительно, но без подобострастия.
Самый многочисленный класс, так сказать, народ. Мужики спокойно работают, живут по общим правилам и рассчитывают побыстрее вернуться на волю, в обычное общество. Если первоходу удается избежать ошибок на старте, как правило, он становится мужиком. Это идеальная позиция.
- Обиженные (опущенные)
А вот это как раз люди, которые эти самые ошибки совершили (за исключением добровольных гомосекусуалистов или сидящих по статьям за изнасилование). Обычно это неправильно сказанные слова и определенные поступки (воровство у своих, донос администрации, общение с другими людьми из этой касты). Ранее ритуал «опускания» предполагал совершение гомосексуального акта с потенциальной жертвой, сейчас такое встречается редко и преимущественно на малолетке. В женских тюрьмах и колониях гомосексуальные связи и вовсе не табу.
Пособники администрации, делающие для нее грязную работу в надежде на снисхождение. Быть частью этой группы низко, поэтому редко кто идет на сотрудничество с администрацией добровольно.
Вывод – постоянно держать глаза и уши открытыми.
«Понятия» организованных преступных группировок постсоветской России
Воровская этика представляла собой перенесение ценностей и правил тюремной жизни в жизнь на воле. Источником воровского авторитета были отбытые сроки заключения. «Понятия» же организованных преступных группировок постсоветской России сформировались на воле, поэтому они гораздо практичнее и рациональнее, без многочисленных запретов[7].
Социологи Светлана Стивенсон, Александр Салагаев, Александр Шашкин, Рустем Сафин в 2005 году опросили 32 членов различных организованных преступных группировок Казани в возрасте от 17-ти до 35 лет. Эти группировки «крышевали» игровые салоны, фирмы по «обналичке», таксистов и небольшие автотранспортные компании, а также перепродавали мобильные телефоны, контролировали проституцию, организовывали нелегальные уличные парковки, занимались продажей наркотиков. Группировкам принадлежали авторемонтные станции, кафе и магазины. Младшие члены группировок вымогали деньги у своих ровесников, занимались квартирными кражами.
Члены группировок называли их «школой жизни», сознавая себя «братвой», настоящим мужским братством, считали свои группировки сообществами, которые морально возвышающимся над современным городским обществом, в котором люди живут без правил («понятий»), думая только о собственных шкурных интересах.
В числе «понятий», по которым живут члены группировок («пацаны»), назывались такие предписания, как запрет для «пацана» работать кондуктором на транспорте, продавать собственные старые вещи, обязанность «пацана» быть физически сильным, не увлекаться алкоголем и не употреблять наркотики, драться, если его назовут торговцем («барыгой»). «Пацан» не имеет права убежать от тех, кто на него нападает, «пацаны» не могут драться с группой «непацанов», извиняться перед ними, даже если сами не правы, поскольку «пацан всегда прав». Он должен уметь «правильно говорить» и подкреплять свои высказывания ссылками на «понятия». «Пацан» должен отвечать за свои слова, «следить за базаром», все его намерения, утверждения, угрозы и обещания должны незамедлительно осуществляться. Так, достав оружие, «пацан» должен быть готов его применить. Если «пацану» задают вопрос, то он должен отвечать на него не задумываясь и не пытаясь увиливать. «Пацан» должен делиться своими доходами с нуждающимися товарищами, даже с теми, кто отошел от повседневной жизни группировки.
По праву сильного члены группировок взимают «дань» с «барыг» и «лохов» как с подвластного им населения. Это называется «загрузить по понятиям и развести на деньги». Теоретически «пацанами» осуждается «беспредел», однако моральные представления этого сообщества, по крайней мере, по отношению к «непацанам», весьма растяжимы. «Пацаны» могут обманывать, грабить и, если надо, убивать с весьма немногочисленными ограничениями.
Воровское сообщество советского периода определяло себя через непримиримое противостояние государству. В противоположность этому, члены преступных группировок постсоветской России ориентированы на поддержание широких связей с людьми, которые имеют формальную власть. Так, опрошенные социологами казанские члены группировок гордились своими родственными и соседскими связями с представителями полиции и местных властей (при том, что, конечно, доносить властям на членов группировки было категорически запрещено). Такие связи могли помочь им в бизнесе, уходе от уголовной ответственности, защитить в разных конфликтных ситуациях. Наличие родственника в полиции могло даже помочь «пацану» выйти из группировки без того, чтобы, как это принято, его ритуально избили бывшие товарищи, обращение за такой помощью не считалось противоречащим «понятиям».
Осуществляя лишь минимально ограниченное представлениями о «беспределе» насилие по отношению к слабым и неорганизованным жертвам, «пацаны» с уважением относятся ко всем, кто обладает силой или влиянием. Сталкиваясь с человеком, который является родственником или другом полицейского, прокурора, с любым другим человеком, обладающим властным ресурсом, член группировки, скорее всего, будет пытаться предотвратить конфликт с ним и не будут вымогать у него деньги.
Некоторые из опрошенных членов группировок пытались сделать политическую карьеру, восхищались деятельностью президента Владимира Путина, особенно поддерживая его непримиримую позицию по отношению к тем, кто бросает вызов российским интересам.
Американский социолог Рэндалл Коллинз предложил использовать для описания уличных преступных группировок понятие патримониальных альянсов. Примерами такого типа социальной организации были отряды древнегреческих воинов, объединявшихся для совершения набегов на городские поселения, отряды викингов. В современных государствах такие альянсы до сих пор существуют там, где государственные институты не действуют, либо их действие неэффективно.
Исследователи указывают на сходные черты осуществления криминальной и легальной власти в России, основанной не на праве, а на патримониальных, частных основаниях осуществления господства и насилия[8].
Происхождение воровского закона
Из-за усиления борьбы с преступным элементом и преступным сообществом в СССР в 1930-х годах, усиливавшейся в связи с коллективизацией и голодом начала 30-х, преступные сообщества начали сплачиваться в более организованные группы. Основной сплачивающей силой преступного мира стала тенденция неполитического противодействия и неподчинения власти, а его элитой стали «воры в законе», которые называли себя хранителями криминальных традиций дореволюционной России[1].
В связи с этим воры в законе создали особый кодекс поведения, свои обычаи и традиции, в число которых вошли полное неприятие общественных норм и правил, в том числе связанных с семьёй (вор в законе ни в коем случае не должен был иметь постоянных связей с женщинами) и не менее полный запрет на какое бы то ни было сотрудничество с государственными органами: как в форме участия в проводимых ими общественных мероприятиях, так и содействия судебно-следственным органам в расследовании преступлений[2].
В 1940-х годах эти традиции, в конце концов, привели к почти полному уничтожению этого преступного сообщества в исторической форме: во время Великой Отечественной войны многие из «воров в законе» ответили согласием на предложение властей вступить в ряды Красной армии, чтобы защитить свою Родину от врага (так называемые «суки»). После победы над Германией они вернулись в лагеря, где между ними и «законниками», не отступившими от традиций преступной среды, началась так называемая «сучья война», в результате которой обе стороны понесли крайне значительные потери[3].
Как жить по понятиям?
Нужно чётко разделять истинные тюремные понятия и лжепонятия. Первые являются кодексом чести заключённых. Они признаются также и администрацией тюрем, поскольку позволяют поддерживать порядок в зонах.
Лжепонятия – способ вырасти в глазах других зеков за счёт кого-то. Этим способом обычно пользуются неопытные заключённые, которые не имеют реального авторитета среди блатных.
Говоря «жить по понятиям» обычно подразумевают именно блатные воровские понятия. Отрицательные «ментовские» понятия редко упоминаются в уголовном сообществе.
Человек, соблюдающий человеческие понятия, считается на зоне порядочным. Иногда по людским понятиям оценивают также обиженных и морально опустившихся блатных.
Те, кто сознательно пошёл против понятий, а не ошибочно их нарушил, считаются гадами. В тюрьме есть даже фраза «спросить, как с гада» в противовес «спросить по-братски».
«Спрос с гадов» происходит после определённых поступков с их стороны – воровства у сокамерников, стукачества, беспредела, провокации. Так же спросят и с заключённого, совершившего на воле изнасилование.
Таких арестантов, нарушивших понятия осознанно и целенаправленно, обычно опускают. Перевод в низшую касту лишает их всех прав.
Кто живёт по понятиям?
Всех заключённых можно разделить на две большие группы:
- Воры или блатные, то есть заключённые, ведущие соответствующий образ жизни. Для них тюремные срока – часть «профессиональной» деятельности. Именно такие арестанты живут по понятиям и следят за их соблюдением остальными сидящими.
- «Мужики». Каста заключённых, совершивших преступления на бытовой почве, а также политические заключённые. Они также должны следовать ряду понятий, но только блатные вправе рассудить спорные ситуации, возникающие в реальной жизни в тюрьме.
Ключевыми среди понятий являются следующие требования:
- В камере нужно соблюдать порядок, решая конфликты в спокойном разговоре, без драк и матерщины.
- Не посылать других заключённых. За это можно поплатиться здоровьем, а иногда и жизнью.
Конечно же, понятий в тюрьме намного больше. Рассмотрит наиболее важные из них.
Как жить по понятиям?
Нужно чётко разделять истинные тюремные понятия и лжепонятия. Первые являются кодексом чести заключённых. Они признаются также и администрацией тюрем, поскольку позволяют поддерживать порядок в зонах.
Лжепонятия – способ вырасти в глазах других зеков за счёт кого-то. Этим способом обычно пользуются неопытные заключённые, которые не имеют реального авторитета среди блатных.
Говоря «жить по понятиям» обычно подразумевают именно блатные воровские понятия. Отрицательные «ментовские» понятия редко упоминаются в уголовном сообществе.
Человек, соблюдающий человеческие понятия, считается на зоне порядочным. Иногда по людским понятиям оценивают также обиженных и морально опустившихся блатных.
Те, кто сознательно пошёл против понятий, а не ошибочно их нарушил, считаются гадами. В тюрьме есть даже фраза «спросить, как с гада» в противовес «спросить по-братски».
Кто живет по понятиям. История
Обязанность жить по понятиям берут на себя воры — это люди, которые занимают серьезное место в преступном мире и управляют более мелкими уголовниками. Такие люди полностью связывают свою жизнь с криминалом и отказываются подчиняться администрации в любом ее проявлении.
Зарождение «воровских понятий» в их современном понимании началось еще во времена разбойников Российской империи. Особенно часто зарождение уголовной культуры в России связывают с именем Ваньки-Каина (18-й век), который был организатором одной из первых ОПГ в России.
В дальнейшем уголовный мир видоизменялся. Свой современный облик он начал обретать после революций 1917 года и Гражданской войны, когда многих людей ссылали в исправительные колонии и лагеря. Именно в 1920-х и 1930-х начали появляться первые представители криминального мира, которые по своей культуре напоминают современных воров.
Когда появились воровские законы
«Блатные» понятия формировались на протяжении достаточно долгого времени, начиная с 30-х годов прошлого века, когда власть активно начала бороться с ворами и преступниками, одного за другим усаживая их за решетку даже за малейшую провинность. В ответ на такие агрессивные действия государства преступники сплотились в более организованные группы, где был определенный порядок и свод правил, нарушив которые, человек становился предателем. Именно тот период времени повлиял на формирование основных законов уголовного мира. Все в основном промышляли воровством, за что отправлялись на зону, где «братья по разуму» учили людей жить по понятиям.
Появилась так называемая элита преступного мира — воры в законе, «свои» люди на постах в правоохранительных органах, которые, если надо, «крышевали» своих товарищей, поскольку обладали большими привилегиями и некоторыми связями в высших кругах, поскольку воровские идеи не позволяют сотрудничать с любыми государственными структурами.
Уголовный мир претерпел много изменений по время Второй мировой войны, когда многие заключенные ушли на фронт защищать родину, за что были прозваны «суками» и навсегда заклеймены под предателей, поэтому после Великой отечественной войны в России происходила еще одна война, уже между заключенными. Одна сторона объясняла ушедшим на фронт, что значит жить по понятиям, в то время как другая, так называемые «суки», вставали на путь исправления и сотрудничали с администрацией. Такой порядок на зоне сохраняется и по сей день.
«Воры в законе», «законники» были верхушкой преступного мира Советского Союза. Формирование этого сообщества шло с конца 20-х годов ХХ века, но некоторые исследователи возводят генеалогию воров от русских офеней.
«Воровской ход» предполагал особый уклад жизни. Воры были особой кастой со своими законами. Настоящий вор не мог иметь семьи, ни при каких условиях не мог сотрудничать с властью, не мог иметь частной собственности и предметов роскоши. Всё, что добыто — шло в «общак», присмотр за которым и был главной обязанностью «воров в законе». Отношение к деньгам у них должно было быть легким. Принцип, сформулированный героем комедии «Джентльмены удачи» «Украл — выпил — в тюрьму» вполне себе соответствовал реальности.
Для воров зона всегда была вторым домом, а с учетом того, что по воровским понятиям ворам не было принято иметь дома, то первым. В зоне ворам нельзя было сотрудничать с властью, они не могли работать. Даже ударить в рельс по просьбе «вертухая» считалось признаком того, что вор «ссучился». Проступок провинившегося разбирали на сходке-правилке, наказывали, а в некоторых случаях могли и убить. Воры были настоящими королями «подземного мира». Даже несмотря на то, что им воспрещалось сотрудничать с властью, они держали на контроле все процессы на зоне. До поры до времени.
Событием, кардинально изменившим воровской мир, стала Великая Отечественная война. Рецидивистов на фронт не брали, но осужденные по нетяжким статьям могли попробовать «искупить кровью». В 1942 — 1943 годах специальными постановлениями Государственного Комитета Обороны на фронт направились более 157 тысяч бывших заключённых. Всего за годы войны ГУЛАГ передал на фронт почти миллион человек, 975 тысяч.
После войны многие из блатных, воевавших на фронте, вернулись в лагеря. Зона их не приняла, воры-старозаконники считали всех тех, что сотрудничал с государством, изменниками, «ссучившимися». В военные годы снабжение тюрем, и так весьма скудное, было урезано в разы. Логично, что «суки» возвращались в лагеря, где воры, не отступившие от «воровского хода» были на них весьма обозлены. Устои, сложившиеся ещё с конца 20-х годов, разрушались, наступала долгая эпоха так называемым «сучьих войн».
Вернувшиеся с фронта блатари, среди которых было немало уважаемых воров, поначалу рассчитывали на мир и понимание со стороны «законников», но воры не стали принимать «вояк» обратно. Поняв, что закон уже не изменить, «суки» поняли, что нужно принимать свой закон. В 1948 году на пересылке в Ванинский порт он и был объявлен. Тогда и началась настоящая полномасштабная «сучья война», ножи и оружие собиралось по всей Колыме.
Воровской мир любит театральность. Для перехода в новый воровской закон был изобретен обряд — целование ножа. Поцеловавший нож терял всякие права в воровском мире и навсегда становился «сукой». Отказников убивали, но не просто, а перед смертью ещё и «трюмили» — избивали и давили металлическими дверями.
В ходе «сучьих войн» было сформировано также и третье воровское сообщество — «беспредельщины». Они с равной ненавистью относились и к старым ворам, и к «сукам». Сучьи войны существенно проредили воровское сообщество, раскололи его. Инициировалась агрессия как изнутри, так и снаружи. Стравливая воров, власти вполне успешно решали свои задачи.