Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как перейти на ФСБУ 6/2020 с 2022 года: пошаговая инструкция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На сегодня лимит стоимости ОС в бухгалтерском учете — 40 тыс. рублей. Это означает, что актив, имеющий все признаки ОС, но стоимостью меньше лимита, есть возможность сразу списать на издержки после начала использования – исходя из норм ПБУ 6/01 он признается материальными запасами.
Ликвидационная стоимость
Одним из нововведений ФСБУ 6/2020 является ввод понятия «ликвидационная стоимость». При этом она понимается не в контексте ликвидационной стоимости, связанной с продажей в более короткий период по сравнению с обычными сроками продажи, а в контексте «скраповой» стоимости (стоимости годных остатков) на дату истечения срока полезного использования.
Ликвидационная стоимость – это значение балансовой стоимости основного средства, при достижении которой начисление амортизации приостанавливается. Объект ОС рассматривается таким образом, как если бы он уже достиг конца срока полезного использования, это величина, которую организация получила бы в случае выбытия ОС после вычета предполагаемых затрат на выбытие. Это приводит к тому, что облагаемая налогом стоимость ОС почти никогда не будет равна нулю и всегда будет генерировать налоговую нагрузку.
С расчетом ликвидационной стоимости, на наш взгляд, связаны следующие проблемы:
-
проблема с методологией расчета ликвидационной стоимости. Федеральными стандартами оценки регламентируется подход к расчету ликвидационной стоимости в контексте стоимости, связанной с продажей в более короткий период по сравнению с обычными сроками продажи. Расчет ликвидационной стоимости как стоимости годных остатков никакие нормативные документы не регламентируют.
-
проблема с защитой профессионального суждения в спорах с налоговым органом, поскольку отсутствует регламентированная методология и велика доля профессионального суждения.
-
проблема с определением уровня существенности при котором ликвидационная стоимость не определяется.
К чему следует готовиться бизнесу?
При переходе на положения ФСБУ 6/2020 компании сталкиваются с задачей соблюдения баланса между налоговым риском и налоговой нагрузкой, а также максимальной защиты своей позиции перед надзорными органами.
Инструментами такой защиты могут являться:
-
разработка локальных нормативных актов, регламентирующих подходы к процедуре обесценения, определения сроков полезного использования, отнесения объекта основных средств к объекту недвижимости и т.п.
-
привлечение профессиональных оценщиков для определения справедливой и ликвидационной стоимости основных средств и инвестиционной недвижимости. Отчет об оценке в соответствии с законодательством РФ является документом доказательного значения и способен усилить защитную позицию перед налоговыми органами.
-
привлечение экспертов-оценщиков для обоснования срока полезного использования основных средств.
-
подготовка защитных файлов, аргументирующих позицию на случай претензий налоговых органов и содержащих оценку налоговых рисков и налоговых последствий перехода на ФСБУ 6/2020.
Что такое основные средства?
ФСБУ 6/2020 «Основные средства» утвержден Приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н. Применять его должны как о коммерческие, так и некоммерческие предприятиях. При этом размер юрлица значения не имеет. Представители малого бизнеса вправе не следовать лишь отдельным положениям документа, но в целом должны вести учет основных средств в соответствии с ФСБУ 6\2020. Сравнение стандарта с действующим ранее ПБУ 6\01 показывает, что новый акт в большей степени соответствует МСФО (IAS) 16, чем предшественник. В него было внесено множество корректировок, призванных приблизить учет основных средств в РФ к международным шаблонам.
ФСБУ 6/2020 несколько видоизменяет само понятие «Основное средство». Теперь к этому имуществу относятся активы, которые удовлетворяют следующим условиям:
- Наличие материально-вещественной формы. Ранее этот критерий не был прописан в стандарте, хотя и подразумевался на практике.
- Предназначенность для использования в обычной деятельности компании: производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, реализации товаров, сдачи каких-либо объектов во временное пользование за плату, осуществление управленческих функций. В новом стандарте к этому перечню добавлены природоохранные мероприятия.
- Продолжительный предполагаемый срок эксплуатации. Речь идет минимум о 12 месяцах. Если операционный цикл юрлица превышает год, то за лимит принимается длительность этого оборота.
- Определённые цели использования актива:
- для коммерческих юрлиц – получение экономических выгод;
- для некоммерческих объединений – выполнение задач, ради которых и создавалось общество (обычно они закреплены в уставе таких организаций).
В соответствии с п. 5 ФСБУ 6\2020 хозяйствующий субъект вправе установить стоимостной лимит в качестве критерия для отнесения того или иного имущества к категории «Основные средства». Все, что стоит меньше этой величины, будет считаться «малоценкой». А на такие активы действие нового стандарта уже не распространяется.
Стоимостной лимит допустимо устанавливать не только в фиксированной сумме, но и в процентах от общей стоимости основных средств компании. Например, юрлицо может закрепить в учетной политике подобное положение: группы активов считаются несущественными до тех пор, пока их стоимость не достигнет 4 % от общей величины стоимости основных фондов.
Траты на малоценное имущество списываются на расходы периода. Тем не менее каждая компания обязана должным образом организовать учет таких активов. Самые популярные варианты – использование забалансовых счетов или специальных ведомостей.
Величину стоимостного лимита отнесения объектов к основным средствам и особенности учета «малоценки» необходимо отразить в учетной политике.
Итак, учет основных средств теперь регламентирован ФСБУ 6\2020. П. 6 документа уточняет, что действие акта не распространяется на следующие виды активов:
- капитальные вложения;
- долгосрочные активы, предназначенные для реализации.
ФСБУ 6/2020 «Основные средства»
Для организации учета основных средств в 2022 году согласно правилам нового ФСБУ нужно произвести инвентаризацию ОС по состоянию на 1 января 2022 года. Если этого не было сделано в конце прошлого года, инвентаризацию нужно сделать хотя бы сейчас, оформив документацию задним числом.
Нужно сгруппировать основные средства (недвижимые объекты, транспортные средства и т.д.), сделав классификацию по возможности более удобной для учета. Например, можно классифицировать транспортные средства на грузовые и легковые и др.
Также нужно закрепить в учетной политике лимит стоимости основных средств на 2022 год. Удобно для этого брать 100 тыс. руб., и тогда бухгалтерский учет будет максимально приближен к налоговому.
Кроме того, нужно организовать бухучет основных средств, стоимость которых списана в учете (т.е. самортизирована), но по факту эти объекты используются и дальше.
На основании положений ФСБУ 6/2020 предлагается при необходимости пересмотреть срок полезного использования ОС (в сторону увеличения или уменьшения). Компаниям не обязательно это делать, но желательно, когда у них в собственности есть сильно устаревшие основные средства.
Серьезная корректировка налогового законодательства с 2023 года — переход на систему расчетов с бюджетом через уплату единого налогового платежа (ЕНП).
Налогоплательщик вместо множества платежных поручений в ИФНС будет формировать только одно, в т.ч. на уплату нескольких налоговых платежей. Денежные средства будут поступать на единый налоговый счет (ЕНС) субъекта, а потом их будут распределять для уплаты его налоговых обязанностей.
Такое нововведение даст возможность упростить расчеты, но единый налог не заменит все налоговые платежи. ЕНС — это своего рода способ расчета с бюджетом. Действующие налоги останутся с налогоплательщиком — он также должен будет их рассчитывать и сдавать по ним декларации. В некоторых ситуациях потребуется сдавать в ИФНС уведомления об исчисленных налогах, авансах, сборах, страховых взносах. Это нужно делать, когда срок уплаты налога или страхвзноса наступает до срока подачи отчетности или же не предусмотрена обязанность по сдаче отчетности по конкретному платежу.
В связи с переходом на ЕНП с 2023 года скорректируют сроки уплаты некоторых бюджетных платежей.
Амортизация и бухучет
Начислять амортизацию разрешается помесячно, поквартально либо раз в год. Периодичность выбирает организация самостоятельно. Начислять ее начинают со дня признания конкретного объекта (применительно к п. 18 ФСБУ 26/2020). При этом факт госрегистрации недвижимости не влияет на начало начислений. Начисления прекращаются со дня списания объекта.
Существует еще один вариант начисления. Начислять начинают с 1 дня месяца, который идет вслед за месяцем признания конкретного объекта. А вот прекращают начисления с 1 дня месяца, который следует за месяцем, в котором объект списали. Организация может выбрать первый либо второй вариант начисления амортизации и закрепить его в своей учетной политике.
Какой способ учёта основных средств выбрать
От способа учёта ОС зависит величина обесценения. Её можно определить как разницу между балансовой стоимостью основных средств и возмещаемой суммой (величиной денежных потоков, которые приносят данные активы).
Учесть основные средства по ФСБУ 6/2020 можно двумя способами:
- по первоначальной стоимости;
- по переоценённой стоимости.
Компания сама может выбрать приоритетный для себя способ и закрепить его в учётной политике. Предварительно целесообразно ответить на три вопроса:
- Каким будет эффект от обесценения активов при различных способах учета основных средств (ОС)?
- Какой эффект окажет выбор способа учета основных средств на налоговую нагрузку?
- Удастся ли с помощью выбранной модели учета упростить сам учетный процесс?
Начисленная амортизация характеризует степень изношенности объекта ОС (п. 37 Инструкции N 148н ). Ее начисление начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бюджетному учету, и производится до полного погашения его стоимости либо до момента списания этого объекта с бюджетного учета (п. 40 Инструкции N 148н).
Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.
Для учета сумм начисленной амортизации применяются следующие аналитические счета (п. 38 Инструкции N 148н):
- 0 104 01 000 «Амортизация жилых помещений»;
- 0 104 02 000 «Амортизация нежилых помещений»;
- 0 104 03 000 «Амортизация сооружений»;
- 0 104 04 000 «Амортизация машин и оборудования»;
- 0 104 05 000 «Амортизация транспортных средств»;
- 0 104 06 000 «Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря»;
- 0 104 07 000 «Амортизация библиотечного фонда»;
- 0 104 08 000 «Амортизация прочих основных средств»;
- 0 104 09 000 «Амортизация нематериальных активов»;
- 0 104 10 000 «Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны»;
- 0 104 11 000 «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны»;
- 0 104 12 000 «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны».
Аналитический учет по счету 0 104 00 000 «Амортизация» ведется в оборотной ведомости по нефинансовым активам. Исключением являются счета 0 104 10 000 — 0 104 12 000, применяемые для отражения амортизации имущества казны, аналитический учет по которым не ведется (п. 48 Инструкции N 148н). Заметим, в связи с тем, что учреждения здравоохранения не располагают имуществом казны, счета для отражения начисляемой на него амортизации они не используют.
Общая сумма начисленной за месяц амортизации отражается в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.
Списание объектов ОС, пришедших в негодность
Для определения нецелесообразности и непригодности использования объектов ОС, невозможности или неэффективности их восстановления, а также для оформления документации приказом руководителя подведомственного учреждения создается постоянно действующая комиссия, в состав которой входят руководитель учреждения или его заместитель (председатель комиссии), главный бухгалтер (его заместитель), лица, на которых возложена ответственность за сохранность имущества, другие работники.
В компетенцию комиссии входят (п. 1 Приложения 3 к Приказу N 367):
- осмотр объекта ОС, подлежащего списанию, с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, определение целесообразности (пригодности) дальнейшего его использования;
- установление причин списания объекта;
- выявление лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие объекта, и внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, предусмотренной законодательством;
- установление возможности использования отдельных узлов и деталей выбывающего объекта ОС;
- контроль за изъятием цветных и драгоценных металлов из списываемых объектов ОС;
- составление акта на списание объекта.
Если стоимость объекта ОС менее 50000 руб. (за исключением зданий, сооружений и автотранспортных средств), то решение о его списании принимается подведомственным учреждением самостоятельно по согласованию с территориальными органами Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (далее — ТО агентства по имуществу) (п. 1.1 Приказа N 367). В этом случае комиссия подведомственного учреждения на числящиеся у него на балансе и подлежащие списанию ОС оформляет акты на списание и представляет их в ТО агентства по имуществу, который ставит на акте отметку о том, что не возражает против списания объектов ОС, указанных в акте.
Документальное оформление движения основных средств
Текущий учет основных средств по поступившим объектам сопровождается оформлением одного из следующих документов:
- Инвентарная карточка учета объекта ОС (ОС-6);
- Инвентарная карточка группового учета объектов ОС (ОС-6а);
- Инвентарная книга учета объектов ОС (ОС-6б);
Помимо этого, для оформления следующих операций Госкомстатом предусматриваются следующие документы:
Наименование документа | Для чего применяется |
Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (ОС-15) | Для отражения приема или передачи в монтаж объектов ОС |
Акт о выявленных дефектах оборудования (ОС-16) | При обнаружении дефектов в оборудовании |
Накладная на внутреннее перемещение объектов ОС (ОС-2) |
Для отражения внутреннего перемещения ОС |
Акт о приеме-сдаче объектов ОС из ремонта, реконструкции, модернизации (ОС-3) | Для отражения приемки и сдачи ОС из ремонта |
Применение стандарта «Обесценивание активов»
Согласно п. 15 Стандарта «Обесценивание активов» учреждения должны признавать убыток от обесценивания ОС, если его остаточная стоимость на годовую отчетную дату превышает его справедливую стоимость за вычетом затрат на выбытие такого основного средства.
Справедливая стоимость —это цена, по которой может быть совершен переход права собственности на актив между независимыми сторонами сделки. Ее применяют, например, когда безвозмездно получают основное средство.
В соответствии с п. 6 Стандарта № 259н проверку на обесценение необходимо будет провести, воспользовавшись результатами годовой инвентаризации. Поэтому, в случае если учреждение допустит ошибку при оценке срока полезного использования или при выборе метода начисления амортизации, что приведет к завышению остаточной стоимости имущества на любую отчетную дату, необходимо будет сделать исправительные записи, уменьшив стоимость такого основного средства до его справедливой стоимости. Одновременно при принятии решения об определении справедливой стоимости следует оценивать и необходимость корректировки оставшегося срока полезного использования (согласно п. 13 Стандарта № 259н).
Срок полезного использования
В новый ФСБУ в качестве критерия для определения срока использования основных средств было добавлено такое определение, как моральное устаревание, планы по замене ОС (включающие модернизацию, реконструкцию, техническое перевооружение), а также ограничения, которые накладываются договорными отношениями и намерениями руководства.
Таблица 3. Срок полезного использования
ПБУ 6/01, пункт 20 | ФСБУ 6/2020, пункт 10 |
Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету. Определение срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из: ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью; ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта; нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды). В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту | Срок полезного использования объекта основных средств определяется исходя из: ожидаемого периода эксплуатации с учетом производительности или мощности, нормативных, договорных и других ограничений эксплуатации, намерений руководства организации; ожидаемого физического износа с учетом режима эксплуатации (количества смен), системы проведения ремонтов, естественных условий, влияния агрессивной среды и иных аналогичных факторов; ожидаемого морального устаревания, в частности, в результате изменения или усовершенствования производственного процесса или в результате изменения рыночного спроса на продукцию или услуги, производимые при помощи основных средств; планов по замене основных средств, модернизации, реконструкции, технического перевооружения |