Уточнение местоположения границ земельных участков.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уточнение местоположения границ земельных участков.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.

Порядок согласования местоположения границ.

Процедура согласования местоположения границ достаточно четко определена в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.

В целом процедуру согласования можно разделить на три этапа.

I этап. Подготовительный.

В рамках данного этапа необходимо осуществить следующие действия:

  1. выявить всех заинтересованных лиц (в ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ указано, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что в Законе предусмотрены определенные исключения из данного перечня. Выявить заинтересованных лиц можно путем запроса сведений из государственного кадастра недвижимости (они носят открытый характер), хотя в большинстве случаев все заинтересованные лица известны;

  2. определить, каким образом будет осуществляться согласование местоположения границ участка. Закон наделяет заказчика кадастровых работ, коим, как правило, является собственник земельного участка, правом выбора – устанавливать границы земельного участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчику кадастровых работ нужно помнить, что заинтересованные лица имеют право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности;

  3. определить порядок проведения согласования местоположения границ земельного участка. Данное решение принимается кадастровым инженером. Законодательством предусмотрены только два варианта этой процедуры: проведение собрания заинтересованных лиц или согласование с каждым из них в индивидуальном порядке (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);

  4. довести до заинтересованных лиц информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер решил его проводить). Форма извещения о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.

В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в извещении о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка должны быть указаны:

  • сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
  • сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
  • кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
  • порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
  • место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
  • сроки и почтовый адрес для вручения или направления требований о проведении согласования местоположения границ с установлением их на местности и (или) обоснованных возражений в письменной форме.

    Согласно ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ извещение заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:

    1. непосредственное вручение извещения под расписку заинтересованным лицам или их представителям;
    2. направление извещения с уведомлением о вручении по почтовым адресам;
    3.направление извещения по адресам электронной почты заинтересованных лиц в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии);
    4.опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном для официальной публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Однако опубликование допускается лишь в следующих случаях:

      • в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любо-го из заинтересованных лиц;
      • получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
      • смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

        Основания проведения мероприятия

        Уточнение границ проводится по основаниям:

        • заявление, поступившее от собственника земельного надела;
        • желание соседей;
        • решение судебного органа;
        • решение местной администрации;
        • инициатива регистрирующей инстанции.

        Кроме того:

        • при приобретении земельного надела будущий собственник видит, что в документах на участок указано его расположение, но нужно уточнить его границы;
        • возникновение конфликтов с соседями и решение вопроса о том, кому и какая земля принадлежит;
        • подача искового заявления на соседа, если у истца существует обоснованное подозрение в том, что последний присвоил часть его земли.
        Читайте также:  Смерть единственного участника ООО

        Процедура уточнения границ земельного участка

        Данную процедуру по общим правилам осуществляют в следующем порядке:

        1. Подготовительный этап – в него включается поиск организации, которая будет осуществлять уточнение границы и площади земельного участка, а также сбор необходимых для кадастрового инженера документов:
        • выписку из ЕГРН на земельный участок;
        • кадастровый паспорт (в случае наличия);
        • архивные документы (при их необходимости кадастровому инженеру);
        1. Осуществления съемки земельного участка, перед выездом кадастрового инженера надлежит заблаговременно, за 10 дней оповестить соседей для присутствия последних при съемке земельного участка и для дачи пояснений согласны ли они с произведенными замерами земельного участка.
        2. Подготовка межевого плана, который включает работу кадастрового инженера по обобщению полученных данных и оформлении на их основании межевого плана совместно с актом согласования;
        3. Согласования межевого плана. Согласование осуществляется с собственниками соседних земельных участков, в том числе и когда происходит уточнение границ земельного участка с уточнением смежного, представлять интересы собственника также могут представители по доверенности. Отдельно следует учесть, что если в Вашим участком граничит государственная или муниципальная земля, то согласование происходит с представителями государственного или муниципального органа власти. При готовности акта согласовании и передачи его кадастровому инженеру последний готовит межевой план совместно с актом для передачи в регистрирующий орган;
        4. Регистрация уточненных границ. Любое уточнение границ земельного участка, в том числе уточнение части границы земельного участка заканчивается регистрацией данного уточнения в органах Росреестра. Межевой план передается в данный орган либо непосредственно заказчиком, либо кадастровым инженером. По результатам рассмотрения сотрудники данного органа либо вносят соответствующие изменения в кадастровый учет, либо отказывают в уточнении границ. Следует учесть возможность судебного оспаривания данного отказа.

        После того как все требуемые документы собраны и при необходимости владельцы соседних земельных участков предупреждены о предстоящих работах по уточнению границ, выполняется следующий порядок действий:

        • Посылается заявка на создание межевого плана в любую выбранную геодезическую компанию.
        • При необходимости осуществляется консультация со специалистом.
        • Непосредственно в офис или электронным путем передается собранный пакет документации.
        • После анализа документов специалист связывается с заявителем и устанавливает дату посещения участка.
        • В назначенный срок на место приезжают инженеры-геодезисты, передают договор на ознакомление и подписание, проводят необходимые измерительные работы. Проводится опрос владельцев смежных наделов.
        • Составляет и подписывается акт согласования. При этом согласие помимо собственника должны дать соседи, представитель местного правления и сам инженер.
        • Формируется межевой план. Далее вместе с актом согласования он выдается владельцу.
        • Выполняется проверка в Росреестре.
        • По истечении установленного срока (от 15 до 90 дней) заявителю выдается ответ.

        Для чего нужно уточнение границ?

        В настоящее время указанный процесс не рассматривается в качестве обязательного. Важно учесть, что возникать могут ситуации, когда без проведения межевого процесса не получится. В этом случае не важно, есть ли у собственника желание нести расходы, связанные с межеванием. Это происходит, если нет документации, подтверждающей правомочия собственности, при этом права зарегистрированы только на постройку, расположенную на участке. Для получения возможности провести приватизацию, потребуется уточнить линии надела. У администрации каждого муниципалитета имеется право на передачу земли в собственность на возмездных или безвозмездных основаниях. На это влияет то, какие документы оформлены на землю.

        Вне зависимости от того, что уточнение рассматривается не как обязательная стадия, часто граждане отказываются приобретать землю, если границы у нее не установлены. По этой причине межевание дает больше шансов для продажи участка. Если нет линий, проведенных в соответствии с действующими правовыми актами, то не получится оформить разрешение для проведения строительных работ. Кроме того, это позволяет гражданину избежать возникновения спорных ситуаций, прохождения судебных процессов, утраты площадей. Стоит учесть то, что границы наделов, расположенных в смежном порядке, иногда устанавливаются с допущением ошибок. Тогда происходит наложение одного надела на другой. Такое наложение бывает полным или частичным.

        ВАЖНО !!! При учете границ в Росреестре не допускается пересечение линий участков. Несмотря на то, что сложности возникли у смежных земель, именно тот собственник, кто инициировал процесс уточнения границ, не сможет довести его до конца. Для предотвращения подобных ситуаций необходимо исправить ошибку относительно места, в котором расположена земля.

        Если граждане, владеющие наделами, не проявят желания относительно проведения повторной процедуры межевания, то потребуется обратиться в судебную систему. Если вторая сторона не признает заявленные требования, то судья назначит исследование. Стоимость данной процедуры будет стоимость порядком дороже, чем оформление межевой документации. Расходы будут возложены на сторону, в чьих границах допущена неточность.

        Уточнение границ – что это такое и когда требуется, отличие от межевания

        Под понятием уточнения границ подразумевается процедура точного геодезического определения местоположения участка с последующим занесением координат в ЕГРН. При этом проводится она только над территорией, ранее зарегистрированной в кадастре. В результате надел отобразится на официальной публичной карте с установленной площадью и конфигурацией.

        Чтобы узнать, зарегистрированы ли конкретные владения в Росреестре, достаточно посетить его официальный интернет-сервис и ввести в соответствующем поле один из следующих пунктов:

        1. Адрес.
        2. Условный номер.
        3. Кадастровый номер.
        4. Ранее присвоенный номер.

        В случае положительного результата, система выведет основную информацию по данному участку.

        Основания для уточнения границ земельного участка могут быть следующими:

        • Конфигурация территории не определена. Однако в реестре она все же числится, но в пункте об особых отметках указано, что границы не установлены в соответствии с законом. Если операциям сбыта такая земля еще доступна, то построить на ней капитальное жилье будет проблематично.
        Читайте также:  Дадут ли звание "Ветеран труда", если я ещё не пенсионер?

        Как проводится уточнение границ земельного участка, поставленного на кадастровый учет?

        Кадастровые работы по уточнению границ земельного участка проводятся в 3 этапа:

        1. Подготовительный.
        2. Основной – работа на местности.
        3. Камеральный или отчётный.

        Как уточнить границы земельного участка на подготовительном этапе? На этом этапе кадастровый инженер получает кадастровую выписку из ГКН и изучает её. Если межевание ранее проводилось – изучаемо межевое дело и прилагаемую документацию, которая отражает факт нарушения, требующий уточнение границ.

        На основании полученных сведений подготавливается предварительный план границ ЗУ, с планируемой расстановкой поворотных точек. После этого составляется техническое задание для геодезистов, которое передаётся им для изучения.

        В назначенный день на участок прибывают все заинтересованные лица из числа:

        • кадастровый инженер;
        • группа геодезистов с оборудованием;
        • заказчик работ;
        • его соседи.

        Что нужно будет оспаривать и доказывать в суде

        Прежде всего я хочу, чтобы у граждан было представление о том, с чем им придется столкнуться на суде в споре с соседями. Каждая ситуация индивидуальна, но есть некоторый общий план действий. Нужно учесть уйму нюансов — от разницы границ по документам до поведения сторон в суде. А пока разберемся с теорией.

        Стороны в судебных разбирательствах:

        • Истцы — собственники участка, при межевании которого выявлена проблема с наложением соседних кадастровых границ. Вместо истцов участвовать в суде могут их представители, например, земельный юрист/адвокат;
        • Ответчики. Их может быть несколько: 1) Собственники соседних участков, с которыми у нас есть спор. У ответчиков тоже может быть представитель. 2) Представители администрации местного муниципального образования. Они тоже будут участвовать, потому что по суду мы также будем устанавливать границы своего участка (об этом ниже);
        • Третья сторона: 1) Представители местного отделения Росреестра и Кадастровой палаты. 2) Председатель товарищества, если участки находятся в товариществе.

        Совет — если при подготовке к суду появятся обстоятельства, которые ослабляют нашу позицию, можно и не сообщать об этом судье и, тем более, ответчику. Это нормально когда не говоришь о своих слабостях. Пусть ответчик их выявляет и доказывает, а мы будем искать его слабости. Суд — это состязательный процесс. Слабых сторон я коснусь дальше.

        Чтобы победить в судебном разбирательстве, нужно оспорить межевание соседнего «спорного» участка и получить положительное решение на установление границ нашего участка.

        Уточнение границ земельного участка с увеличением площади

        Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел Ваше обращение по вопросу изменения границ земельных участков и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

        Согласно пункту 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.

        2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

        В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

        Необходимо отметить, что при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета, в том числе в случае, если:

        1) в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;

        2) при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора (пункт 5 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

        Таким образом, увеличение площади земельного участка при уточнении его границ в ходе дачной амнистии возможно не более чем на десять процентов в случае, если указанные границы не были определены в установленном законом порядке.

        Кроме того, самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (статья 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

        Текст письма официально опубликован не был

        Согласование границ участков является важнейшей частью кадастровых работ по уточнению местоположения земельных объектов.

        Читайте также:  12 советов риелторам для заработка 10000 долларов в месяц

        Но что делать, если с собственником невозможно связаться? Например, он проживает за границей.

        В этом случае законом предусмотрено направлять извещения заинтересованным лицам о проведении собрания по поводу согласования границ. Подготавливает такие письма кадастровый инженер.

        Они отправляются по почте с уведомлением о вручении и могут остаться невостребованными. Отправителю возвращается извещение с отметкой о невозможности вручения. С момента направления письма должно пройти не меньше месяца. Копия вернувшегося извещения становится приложением межевого плана, граница считается согласованной согласно закону о кадастровой деятельности (№ 221-ФЗ от 24.07.2007 г.).

        Иная ситуация возникает, если собственник смежного участка отказался подписывать вам акт. Тогда требуйте от него обоснованные возражения в письменной форме, которые станут частью межевого плана. Однако при наличии данных возражений дело все равно будет рассматриваться в судебном порядке.

        Еще 5 фактов о нашей компании

        1. Собственный проектный отдел.
          Все проекты, которые вы видите на сайте, созданы нашими архитекторами, творческий девиз которых — удобный и современный дом.
        2. Много реализованных объектов.
          Более 350 семей проживают в построенных нами домах. Увидеть их можно в разделе «Галерея», где есть фото- и видеоотчеты строительства, а также реальные отзывы владельцев
        3. Комплексный подход.
          Для заказчика гораздо удобнее получать все услуги в одном месте. Каждому клиенту индивидуально подбираем проект загородного дома, помогаем с получением разрешительной документации, выбираем материалы и, конечно, проводим все строительно-монтажные работы.
        4. Большой выбор проектов.
          Мы создали большой каталог готовых проектов загородных домов и коттеджей с подробным описанием, планировками, фасадами. Благодаря удобному фильтру вы легко подберете наиболее интересный для вас вариант с точки зрения материала, планировки, этажности или площади.
        5. Гарантия на выполненные работы.
          После окончания строительства наши гарантийные обязательства распространяются на несущие конструкции готового коттеджа сроком до 5 лет (в зависимости от материала), на отделочно-декоративные работы — от 1 года.

        Как выглядит межевой план по уточнению границ?

        Как мы уже неоднократно говорили- межевые планы похожи друг на друга как братья. И помимо названия в титульном листе неискушенный читатель не сможет понять в них разницу. Нет смысла подробно останавливаться на всех разделах межевого плана. Собственнику участка эти таблички и схемы ничего полезного не сообщат. Кадастровый инженер должен позаботиться о правильности заполнения всего документа. Обратить свое внимание стоит, пожалуй, на «Заключении кадастрового инженера» и «Акте согласования границ».

        1. В первом упомянутом разделе связным текстом указываются все особенности уточняемого участка (если они есть), а также возникшие в результате работ трудности и конфликтные ситуации. То есть если невозможно уточнить границу из-за пересечения с другими земельными участками или если представители соседних участков отказываются согласовывать границы — все это будет указано в заключении.
        2. Во втором разделе (при необходимости) нужно будет согласовывать местоположение границ земельного участка с соседями, еще не проводившими межевание. Тут главное не наделать ошибок и внимательно проверить все данные, которые туда вписаны. Неверное заполнение «Акта согласования» нередко приводит к отказу во внесении изменений о земельном участке в кадастровый учет.

        Акт согласования должен быть подписан следующими лицами:

        • собственником участка или доверенным лицом;
        • смежными соседями, если не границы не установлены совсем или с ненормативной точностью;
        • кадастровым инженером, который проводил работы;
        • председателем СНТ или другого товарищества, если участок граничит с их землями.

        Стоит отметить, что бумажный вариант межевых планов подготавливается для Заказчика по предварительной договоренности. На данный момент все межпланы подготавливаются электронно в формате XML с приложениями в формате PDF. И именно в электронном виде они подаются в кадастровую палату вместе с заявлением. Образец межевого плана по уточнению границ можно скачать по кнопке ниже.

        Уточнение границ земельных участков

        Уточнение границ — это по сути то же самое, что и межевание. Как мы сказали выше, обязательность его проведения закон устанавливает только для предоставления участка из публичной собственности. Заинтересованное лицо по собственной инициативе может уточнить границы, в случае если:

        • у земельного участка в ЕГРН отсутствуют сведения о координатах характерных точек
        • координаты характерных точек земельного участка определены не точно (их точность ниже нормативной)
        • в ЕГРН содержится несколько значений координат характерных точек
        • имеет место реестровая ошибка о местоположении границ и регистратор в Росреестре не может ее исправить по собственной инициативе (ст. 61 Закона о государственной регистрации недвижимости № 218-ФЗ).

        Межевой план для уточнения границ готовит кадастровый инженер по договору подряда. В состав плана обязательно включается информация о согласовании границ — ст. 39 Закона о кадастровой деятельности. Согласование необходимо получить от правообладателей смежных земельных участков. Но не всегда, а если смежными участками лицо владеет на праве:

        • собственности
        • пожизненного наследуемого владения
        • постоянного (бессрочного) пользования
        • аренды сроком более 5 лет.

        При этом смежный правообладатель может потребовать от заказчика установления границ на местности (есть исключения — ч. 6. ст. 39 Закона о кадастровой деятельности). Споры о границах земельных участков при невозможности их согласования рассматривает суд.

        Межевание земельного участка, межевой план, уточнение границ не имеют смысле без обращения в Росреестр для кадастрового учета земельного участка, а в большинстве случаев еще и для государственной регистрации прав на такой земельный участок.


        Похожие записи:

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *