Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила сдачи экзаменов в ГИБДД в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На самом деле поправки, внесенные в административный регламент, по факту работать не будут – до тех пор, пока Госдума не изменит закон о безопасности дорожного движения. А это потребует много времени – и вообще не факт, что когда-то такой закон будет принят.
Таблица возраста для получения прав
Категория | Обучение в автошколе | Сдача экзамена | Получение удостоверения |
М — мопеды А1 — мотоциклы до 125 см3 |
16 | 16 | 16 |
А — мотоциклы | 18 | 18 | 18 |
B — легковые автомобили C — грузовые автомобили |
16 | 17 | 18 |
D — автобусы | 20 (18 — для военных водителей) |
21 (19 — для военных водителей) |
21 (19 — для военных водителей) |
Tm — трамваи Tb — троллейбусы |
20 | 21 | 21 |
BE, CE, DE — составы транспортных средств | после 1 года стажа | после 1 года стажа | после 1 года стажа |
Зачем нужны изменения в экзамене ГИБДД
Сдача экзамена в гибдд на 2022 год подразумевает не такую уж серьезную трансформацию. Перемены, касаются важных аспектов, а не коренным образом меняют всю процедуру, потому привыкнуть будет достаточно просто. Новички смогут сдавать экзамен на знание ПДД уже на новых условиях, потому сумеют адаптироваться. Тем более что изменения нацелены на упрощение процедуры. Теперь не нужно тратить время на две части экзамена, практически дублирующие друг друга.
Но поскольку экзамен подразумевает работу в условиях реального дорожного движения, было решено усилить практическую часть обучения, чтобы претенденты чувствовали себя на дороге уверенно. Теперь должны отойти в небытие устаревшие методы, главная цель которых – натаскать человека на выполнение ненужных упражнений, но совершенно лишающие его возможности правильно ориентироваться в потоке автомобилей на настоящей дороге. То есть, изменения пойдут только на пользу.
Также с 2022 года исключаются натаскивания на прохождения городских маршрутов по правилам ПДД, которые ранее оговариваются. Раньше использовались всего несколько стандартных маршрутов, которые можно было легко выучить. Но сегодня такое невозможно, потому что перед экзаменом известно только какие улицы могут быть пройдены. Точный порядок их прохождения и какой маршрут будет выбран для сдачи, предугадать невозможно. Это решает экзаменатор, ориентируясь на активность движения и другие факторы. То же касается выполнения разных элементов. Они будут вписаны в контекст актуальных условий движения.
Отсутствие заученных маршрутов позволит адекватно оценить новые навыки водителя, а сдача станет проще. Реальные дорожные условия являются лучшей площадкой для этого. К тому же, подобный подход экономит время.
Получить юридическую помощь по вопросам новых правил сдачи экзаменов в ГИБДД можно на нашем сайте.
Как получить международные водительские права
Получить водительские права международного образца можно в отделении ГИБДД или в одном из центров «Мои документы». Чтобы не стоять в очередях, лучшим способом будет заранее записаться на прием через портал «Госуслуг». После этого следует оплатить госпошлину в размере 1600 руб. (если подавать заявление онлайн, водителю предоставляется скидка в 30%) и заняться подготовкой документов. Среди них:
- заявление;
- паспорт или временное удостоверение личности, если вы его меняете (если у вас есть регистрация, но в паспорте нет сведений о ней, понадобится документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства или по месту пребывания);
- фотография 35 на 45 миллиметров на международное водительское удостоверение: на матовой бумаге, без уголка, цветная или черно-белая;
- российское водительское удостоверение;
- документ, подтверждающий наличие льготы по уплате государственной пошлины.
Новая программа обучения
Также в России может серьезно измениться сама программа обучения в автошколах. Соответствующий проект опубликовал экспертный центр «Движение без опасности» (эта компания выиграла конкурс на разработку новых программ). Согласно ему, кандидату придется изучать вопросы обеспечения безопасности пользователей средств индивидуальной мобильности (СИМ). Также учеников ознакомят с правилам перевозки детей, подгонке детских удерживающих устройств и системы ISOFIX.
Кроме этого, в программу обучения хотят включить практическое занятие по оформлению мелких аварий без вызова сотрудников ДПС по так называемому «Европротоколу». Кроме того, должны будут учить лучше ориентироваться в работе различных систем безопасности: в частности, им объяснят порядок действий при сработавшем индикаторе «Check Engine» или сигнале перегрева охлаждающей жидкости.
Наконец, проект предусматривает введение темы «Культура вождения и этика водителей», в рамках которой кандидатов научат избегать конфликтных ситуаций на дороге. Будущие автомобилисты изучат «личность водителя и мотивацию безопасного вождения» и «понятия об этике и этических нормах».
Впрочем, этот документ еще только будут обсуждать в Минпросвещении вместе с руководителями самих автошкол. Поэтому новые программы обучения вряд ли заработают в следующем году.
Какие документы нужны, чтобы оформить категорию?
Изменения в удостоверении водителя вносятся при предоставлении ГИБДД определенного ряда документов:
- заявление: бланк, который выдается в отделении либо его в электронной форме распечатывают с соответствующего сайта;
- документ, удостоверяющий личность водителя (паспорт);
- документ, в котором будет указана информация про прохождение обучения в автошколе по профессиональной подготовке к требуемой категории и подкатегории;
- справка из медицинского учреждения: перед началом обучения в автошколе человек проходит комплексную проверку в медицинском учреждении и получает финальное заключение, время активности которого продолжается в течение следующих 3 лет (в некоторых случаях клиника устанавливает другие сроки);
- чек, в котором содержится информация о погашении госпошлины;
- водительское удостоверение;
- несколько фотографий: если нет возможности передать документ в электронном виде, то ему выдается удостоверение упрощенной формы.
Требования к водителю для получения прав, ограничения по медпоказаниям
Чтобы иметь возможность получить права на управление мотоциклом, потребуется лишь достичь требуемого возраста и не иметь медицинских противопоказаний, при наличии которых управление транспортным средством строго запрещено. Медицинское заключение может касаться запрета на определенное время до устранения противопоказаний, или быть таким, которое делает невозможным вождение в течение всей жизни. Чтобы исключить такие проблемы, необходимо будет пройти комиссию еще перед тем, как поступать в автошколу.
Правила прохождения медицинской комиссии основаны на нормах, обозначенных в ФЗ от 1995 года «О безопасности дорожного движения». Для каждой категории водителей могут быть предусмотрены различные правила, предполагающие конкретные нормы и показатели, по которым оценивают возможность допуска к управлению транспортными средствами.
Порядок прохождения комиссии предполагает посещение таких врачей:
- офтальмолог;
- лор;
- хирург;
- терапевт;
- невропатолог;
- гинеколог (для женщин).
Когда начинают обучение в автошколе
Ходить в автошколу можно с 16 лет. Подростков обучают управлению мопедами или скутерами – двухколесным мототранспортом с объемом двигателя до 50 куб. см. Семнадцатилетние могут учиться управлять легковым авто или грузовиком массой до 3,5 тонн (категории В и С). С 17 лет, согласно Постановлению Правительства № 1090 от 23.10.93, разрешена учебная езда на автодроме, закрытых площадках и на дорогах в учебном автомобиле в сопровождении инструктора. А вот обучаться вождению мотоцикла можно только с 18 лет.
Если с детства влечет мир моторов – можно до шестнадцатилетия штудировать правила и разбирать ситуационные задачи на автосайтах. Хотя ПДД постоянно меняются, основные их постулаты сохраняются десятилетиями. Уверенное знание теории поможет в будущем успешно проэкзаменоваться.
Положения законодательства создают оптимальные условия для потенциального водителя, решившего сесть за руль сразу после совершеннолетия:
- В 16 лет подросток может записаться в автошколу, пройти курс теории и получить ВУ категорий «М» и «А1», чтобы самостоятельно управлять легким двухколесным транспортом.
- В 17 лет, согласно п.3 ст. 26 ФЗ № 196 от 10.12.95, молодые люди допускаются в сдаче экзаменов на категории B и C, и, при удачной экзаменовке им вручают свидетельство об окончании автошколы. Права пока выдавать нельзя.
- 18 лет можно получить ВУ категорий «B» и «C», а при желании еще и обучиться вождению тяжелого мотоцикла.
Учиться водить пассажирский автотранспорт, согласно п. 12.4 Постановления №1090 от 23.10.93, разрешается с 20 лет. Исключение – будущие военные водители, направленные в автошколу от военкомата. Для них законодательно разрешено обучение на категории D и D1 с 18 лет.
Когда оптимально начать учиться?
Засесть за теорию, как было сказано выше, можно хоть с дошкольного возраста, но, что касается практики, при действующих ограничениях российского законодательства не имеет смысла слишком торопиться. Приступать к обучению управлением транспортным средством, когда водить его по закону можно лишь с 16, а то и с 18 лет (в зависимости от выбранного вида транспорта) не слишком разумно.
К тому же, обучение в автошколе требует серьезных затрат, и приступать к нему задолго до возраста выдачи документов будет не экономично, а обучаться без специального оборудованного транспорта с помощью человека, не имеющего на это лицензии — еще и незаконно.
Если сесть за руль автомобиля уже не терпится, а до совершеннолетия осталось каких-то несколько месяцев, то поступить в автошколу незадолго до 18 лет будет самым правильным решением. Таким образом не придется дожидаться экзамена еще несколько лет, и сразу из автошколы можно будет пересесть за руль автомобиля уже с правами.
Для какого типа техники не нужны права?
Существует в нашей стране и перечень колесных транспортных средств, управление которыми допустимо без полученного водительского удостоверения. Давайте рассмотрим основные типы технических средств, которыми может управлять любое лицо, вне зависимости от возраста и без каких-либо документов.
- Велосипед – одно из самых популярных средств передвижения не только в нашем огромном государстве, но и в других странах мира. Следует понимать, что в правилах дорожного движения прописано, что транспортное средство — велосипед — и его водитель должен соблюдать ПДД, так же как это делают автомобилисты.
Если конечно слушаться законодательство, то велосипедисты вправе передвигаться только по велодорожкам, но данное правило сложно соблюдать в нашем государстве, так как не все дорожные полотно оборудованы полосами для велосипедов. Кстати сегодня существуют специальные электромоторы для велосипедов, которые позволят вам сделать из своего двухколесного друга миниэлектромотоцикл.
- Иные колесные средства. Так же законодательство нашего государства позволяет пользоваться гражданам без водительских документов медицинской коляской, моноколесом, сигвеем, газонокосилками. Интересно что сегодня существуют газонокосилки в виде мини-автомобилей, и на них можно с легкостью передвигаться на большие расстояния.
- Мотоспорт. Правила дорожного движения Российской Федерации разрешают пользование спортивным инвентарем на спортивных площадках без какого-либо водительского документа. То есть по сути автогонщик может не иметь прав вообще. Именно поэтому на мотокроссах можно встретить даже подростков возрастом до 16 лет, хотя им согласно законодательству выдаваться права не могут вообще.
Когда появится все остальное?
Волну дискуссий касательно снижения возраста для допуска к управлению транспортом на этот раз запустил депутат Госдумы от ЛДПР Василий Власов. Именно он несколько месяцев назад отправил письмо с соответствующими предложениями в ГИБДД. По его замыслу, учиться на категорию «B» нужно допускать уже с 15 с половиной лет, чтобы сдать на права с 16 и получить возможность ездить за рулем (хоть и с наставником).
Однако это настолько значимое и важное нововведение, что говорить о нем, как о решенном вопросе, точно не стоит. Дело в том, что для этого нужно внести поправки к закону «О безопасности дорожного движения» – а это означает, что придется составлять законопроект, вносить его на рассмотрение в Госдуму. Еще до голосования проект должен получить одобрение в правительстве и профильном комитете, потом пройти 3 слушания, голосование в Совете федерации и получить подпись президента.
Практика показывает, что такие спорные вопросы обычно проходят все эти этапы лишь за несколько лет.
Депутат Власов получил ответ от руководителя ГИБДД. Там говорится следующее:
- уже готов законопроект, который разрешит управлять транспортом с 17-летнего возраста в присутствии опытного водителя-наставника;
- законопроект пока только внесен в правительство (в августе 2020 года), до Госдумы он еще не дошел;
- когда этот законопроект будет принят, вступит в силу и будет действовать какое-то время, в ГИБДД проведут анализ практики правоприменения. И если нововведения покажут себя с лучшей стороны, ведомство будет обсуждать вопрос снижения возраста водителей до 16 лет.
Учиться вождению автомобиля скольки лет
Экзамен на данное удостоверение можно сдать в 17 лет.
- Удостоверения, предназначенные для вождения квадроциклов и трициклов – В1 и С1 для управления легкими грузовиками, можно получить также в 18 лет.
- Водительские права категории D и D1, которые выдаются водителям, планирующим управлять транспортными средствами с количеством пассажирских мест более 8, можно получить не ранее 21 года. Это самое правило относится к правам категории Tm и Tb, используемыми для управления городскими трамваями и троллейбусами.
- Права категорий Е, то есть BE, DE, CE, могут быть получены только при наличии опыта вождения средствами передвижения по удостоверениям D, E, C. Общее время вождение не должно быть меньше одного года. При осуществлении переквалификации между данными категориями водителю не потребуется подтверждать полученный опыт.
Где менять водительское удостоверение
Чтобы осуществить замену удостоверения водителю можно воспользоваться несколькими вариантами. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы, поэтому водителю следует заранее определиться с самым оптимальным решением. Однако чаще всего иногородний водитель имеет желание как можно скорее пройти всю процедуру, поэтому ему стоит обратиться в МФЦ.
Однако человеку не нужно надеяться, что процедура переоформления прав произойдет за пару дней. От подачи заявления до момента повторного посещения для их получения пройдет не менее 9 суток. Но при обращении на сайт «Госуслуги» или при подаче заявления непосредственно в отдел ГИБДД этот срок может составлять 30-40 суток. По этой причине большинство водителей предпочитают обращаться в МФЦ.
ВАЖНО !!! Для тех, кто предпочитает сэкономить и не имеет ограничений по времени лучше обратиться на сайт «Госуслуги». Данная система предоставляет скидку в 30% на все действия, связанные с получением или переоформлением удостоверения.
Независимо от того, в какую инстанцию обращается водитель для смены удостоверения, требования будут одинаковы. Все предоставленные документы будут в любом случае направляться в ГИБДД для проверки и обработки.
Является ли постоянная прописка обязательной для получения водительских прав
Давайте разбираться в вопросе по порядку. С 2014 года граждане России получили полную свободу в выборе города, где они бы хотели обучаться в автошколе, получать и менять водительское удостоверение. Данные государственные услуги не привязаны к месту регистрации, их предоставляет не конкретный регион, а соответствующий орган. Сегодня действуют электронные базы данных, по которым можно проверить, не лишался ли гражданин прав, поэтому никаких запретов в получении услуги по временной регистрации нет.
Чтобы оформить удостоверение, необходимо выполнить несколько условий:
- достичь установленного законом возраста: 16 лет для управления мотоциклами и мопедами, 18 лет – для остальных ТС, 21 год – для перевозки пассажиров;
- получить заключение медицинской комиссии;
- пройти обучение в автошколе;
- сдать экзамен в отделении ГИБДД.
Разберемся с каждым пунктом: что возможно сделать по месту жительства, а что – только по месту регистрации.
Право на получение «D», «Тm», «Тb», «D1»
Самыми сложными считаются «D», «Тm», «Тb», «D1». Их можно получить лишь с 21-го года. Согласно законодательству РФ управление транспортом данных категорий запрещено без специальной категории.
Получить категорию «С1Е», «D1Е» можно только в том случае, если у желающего это сделать уже имеются права категорий «С», «D» или подкатегорий этих же категорий «С1», «D1» на протяжении минимум одного года. Категория «D» позволяет управлять пассажирскими автобусами общим количеством мест не более 80-ти. Если речь идет о сочлененном пассажирском автобусе, то нужно получить специальную «DЕ».
«D1» позволяет водить маршрутные городские и междугородние автобусы. Количество мест не должно превышать 16.
«Тm» получается для вождения трамваем. Водительское «Тb» нужна для вождения троллейбуса. На сегодняшний день данные права получаются в отдельных инстанциях и составляют отдельную группу.