Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Неверов рассказал о мерах по «обелению» отрасли ломозаготовки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В целях реализации металлолома (ветоши, макулатуры, иных отходов и (или) объектов, полученных при разборке (демонтаже) списываемых, ликвидируемых объектов нефинансовых активов и т. п.) его следует поставить на учет на счет 1 105 36 000 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения». Материальные запасы, остающиеся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств (ОС) или иного имущества, принимаются к учету по текущей оценочной стоимости (п. 106 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета № 157н, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее — Инструкция № 157н). Текущей оценочной стоимостью является сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи материальных ценностей на дату принятия к учету (п. 25 Инструкции № 157н). Оценочную стоимость определяет комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов на основании информации об уровне цен на металлолом, полученной от организации, которая занимается его закупкой и переработкой (или у других аналогичных организаций). Также в оценке комиссия может использовать сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе.
Подлежит ли обложению НДС реализация металлолома и макулатуры?
При реализации лома и отходов черных и цветных металлов, а также макулатуры, полученных при переработке имущества, являющегося государственной (муниципальной) собственностью и закрепленного за налогоплательщиком на праве оперативного управления, применяется порядок исчисления НДС, предусмотренный п. 8 ст. 161 НК РФ, согласно которому НДС исчисляют и уплачивают покупатели (получатели) указанного имущества – налоговые агенты. Они обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные гл. 21 НК РФ.
При этом согласно абз. 2 п. 8 ст. 161 НК РФ при реализации данных товаров, а также при получении предварительной оплаты (частичной оплаты) продавец (государственное учреждение) этих товаров составляет счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм НДС. В указанных счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом». В договоре также должна быть сделана соответствующая запись.
Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина РФ от 12.04.2019 № 03-07-11/26057, № 03-07-11/26184, от 30.08.2019 № 03-07-11/66759.
Согласно подпункту 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ от НДС освобождается реализация лома и отходов черных и цветных металлов. В силу пункта 6 статьи 149 НК РФ налогоплательщики, совершающие перечисленные в статье 149 НК РФ операции, освобождаются от уплаты НДС при наличии у них соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой согласно законодательству.
По мнению Минфина России (письмо от 02.09.2015 № 03-07-07/50555), реализация на территории РФ лома черных металлов, образовавшегося у налогоплательщика в процессе собственного производства, не подлежит обложению НДС независимо от наличия лицензии.
Таким образом, реализация лома черных и цветных металлов освобождается от обложения НДС.
Налог на добавленную стоимость. Операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ признаются объектом обложения НДС на основании пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ.
Перечень операций, не признаваемых объектами налогообложения и не подлежащих обложению (освобождаемых от обложения) НДС, приведен в п. 2 ст. 146 и ст. 149 НК РФ соответственно. Так, согласно пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ от налогообложения освобождаются операции по реализации лома и отходов черных и цветных металлов.
В силу п. 6 ст. 149 НК РФ перечисленные в данной статье операции, в том числе по реализации лома и отходов черных и цветных металлов, не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, производящих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой по законодательству РФ (Письмо Минфина России от 17.07.2013 N 03-03-05/27903).
Однако лицензия не требуется, если юридическое лицо реализует лом черных и цветных металлов, образовавшийся в процессе собственного производства (п. 1 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287).
Кроме того, в Письме ФНС России от 15.12.2011 N ЕД-20-3/1587 сказано, что операции по реализации лома и отходов черных и цветных металлов, образовавшихся у налогоплательщика в процессе собственного производства, не облагаются НДС при условии их соответствия требованиям Федерального закона N 89-ФЗ и наличии документов, подтверждающих обоснованность применения данного освобождения.
Приказ Министерства Финансов РФ № 52 «Об утверждении форм первичных документов» утверждает в качестве первичного бухгалтерского документа для учета металлолома в бюджетных учреждениях в 2019 году Приходный ордер на приемку материальных ценностей по форме 0504207. Также вторсырье и металлолом принимают к бюджетному учету актом о списании объектов нефинансовых активов по форме 504104. В реквизите «Результаты выбытия» следует поставить отметку о получении материалов.
Точная форма бухгалтерской записи для отражения принятия лома черных и цветных металлов к учету должны быть отражена в Учетной политике учреждения.
В соответствии с п. 23 Инструкции № 162н оприходование материалов, полученных после демонтажа, разбора, ликвидации основных средств, которые останутся на балансе бюджетной организации, можно отразить по дебету счетов «Материальные запасы» (010532340, 010536340, 010533340, 010535340, 010534340) и кредиту счета «Доходы от операций с активами».
Налог на добавленную стоимость
1 января 2018 года утратил законную силу п. п. 25 п. 2 ст. 149 Налогового Кодекса РФ, предоставлявший льготы по налогу на добавленную стоимость при реализации металлического лома. Исчисление и уплата НДС возложена на покупателя, который выступает в качестве налогового агента.
При реализации металлолома, полученного при списании основных средств, организация освобождена от уплаты этого налога. Реализация вторсырья и материалов, образовавшихся в ходе собственного производства, также не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. Это положение прописано в Письме Министерства Финансов РФ № 03-07-07/50555 от 2 сентября 2015 года.
Однако точный порядок исчисления НДС и оформление первичных документов зависят от того, является ли организация-продавец плательщиком НДС и кому реализует металлом.
Приказ Министерства Финансов РФ № 52 «Об утверждении форм первичных документов» утверждает в качестве первичного бухгалтерского документа для учета металлолома в бюджетных учреждениях в 2019 году Приходный ордер на приемку материальных ценностей по форме 0504207. Также вторсырье и металлолом принимают к бюджетному учету актом о списании объектов нефинансовых активов по форме 504104. В реквизите «Результаты выбытия» следует поставить отметку о получении материалов.
Точная форма бухгалтерской записи для отражения принятия лома черных и цветных металлов к учету должны быть отражена в Учетной политике учреждения.
В соответствии с п. 23 Инструкции № 162н оприходование материалов, полученных после демонтажа, разбора, ликвидации основных средств, которые останутся на балансе бюджетной организации, можно отразить по дебету счетов «Материальные запасы» (010532340, 010536340, 010533340, 010535340, 010534340) и кредиту счета «Доходы от операций с активами».
Кто принимает решение о списании активов и оформляет документы?
Для подготовки и принятия решения о списании федерального имущества в учреждении создается специальная постоянно действующая комиссия (п. 5 Положения № 834 «Положение о списании федерального имущества, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834»). Она проводит осмотр и обследование имущества, решает вопросы целесообразности дальнейшего его использования, восстановления, возможности использования его частей и материалов, подготавливает необходимые документы.
Пунктом 34 Инструкции № 157н также предусмотрено, что выбытие основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации (в том числе в результате прекращения признания объекта в качестве актива субъекта учета (выбытия с балансового учета), осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).
Обратите внимание. Без согласия собственника учреждения не могут самостоятельно распоряжаться:
казенные учреждения – всем имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления;
бюджетные и автономные учреждения – недвижимым имуществом и ОЦДИ.
Таким образом, для списания вышеуказанного имущества необходимо разрешение органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя учреждения.
Cдача металлолома проводки
После осмотра объекта в итоговые документы вносятся причины, из-за которых его эксплуатация не рациональна, описание и варианты применения деталей, если такая возможность есть. Когда потеря эксплуатационных качеств наступила раньше расчетного срока, указываются виновники.
Чтобы списать актив, необходимо документировать невозможность использования лома в собственном производстве, обосновать рациональность его продажи.
Официальной формы заключения, выдаваемого комиссией, нет. Обязательно, чтобы документ подписали все члены.
На его основании выпускается приказ директора предприятия, издается акт списания в металлолом. Ранее применялись только официальные формы: ОС-4 и ОС-4а для автомобилей. Сейчас это не обязательно. Типовой образец есть на тематических сайтах.
Акт содержит: печать, подписи руководителя и лица, заверяющего акт (главный бухгалтер); дату оприходования и внесения
Металлолом в бюджетной организации.
Бухгалтерский учет
Как только принято решение о списании актива, происходит его демонтаж с последующим отражением всех происходящих процессов в регистрах бухучета бюджетного учреждения.Полученный в процессе демонтажа металлолом в бюджетной организации принимается к учету на основании основного актива. Причем, сам металлолом приходуется по фактической стоимости, в которую входит:
- рыночная оценка, действующая на момент принятия металлического лома к бухучету;
- транспортные расходы, оплачиваемые бюджетной организацией и связанные с процессом демонтажа основных фондов, в результате которого получен приходуемый металлолом.
В общем виде процесс списания актива и принятия металлолома на учет выглядит следующим образом:
- списана начисленная амортизация по выбывающему объекту:
Д (0)104хх410 К (0)101хх410;
- списание остаточной стоимости выбывающего актива:
Реализация металлолома
Казенные учреждения могут реализовать материальные ценности (в т. ч. металлолом) только с согласия собственника (п. 1 ст. 296, п. 4 ст. 298 ГК РФ).
В случае передачи объектов нефинансовых активов, предназначенных к утилизации, организации-переработчику, документальное оформление переработки должно осуществляться в соответствии с заключенным договором.
Согласно пункту 11 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 370 (далее — Правила) прием лома и отходов цветных металлов осуществляется с обязательным составлением организацией, осуществляющей прием лома и отходов цветных металлов, на каждую партию лома и отходов приемосдаточного акта по форме согласно Приложению № 1 к Правилам. Приемосдаточный акт составляется в 2-х экземплярах (один передается лицу, сдающему лом и отходы цветных металлов, второй остается у лица, осуществляющего прием).
В учете казенного учреждения начисление доходов, полученных от реализации металлолома, следует отразить в момент перехода права собственности согласно условиям заключенных договоров бухгалтерскими записями (п. 78 Инструкции № 162н):
Дебет 1 205 74 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами» Кредит 1 401 10 172 «Доходы от операций с активами»
Согласно пункту 26 Инструкции № 162н списание металлолома при реализации перерабатывающей организации отражается следующими бухгалтерскими записями:
Дебет 1 401 10 172 «Доходы от операций с активами» Кредит 1 105 00 000 «Материальные запасы» (010531440 — 010536440)
При реализации металлолома организации-переработчику оформляется Накладная на отпуск материалов на сторону (ф. 0504205) (Приложение № 5 к Приказу № 52н). Средства за металлолом покупатель должен перечислить в доход бюджета (п. 3 ст. 41, п. 1 ст. 51, ст. 57, ст. 62, п. 3 ст. 161 БК РФ), для этого учреждение передает покупателю реквизиты, включая код доходов по бюджетной классификации.
Списание основных средств в бюджетном учреждении
Например, когда объект большой, и демонтирована его часть, впоследствии она не заменена и функции остались неизменными, то можно говорить о частичной ликвидации. В результате уменьшается не только стоимость имущества, но и норма износа.
Для того чтобы правильно идентифицировать металлом, потребуется помощь нормативных документов, в частности, закона «Об отходах производства и потребления».
Кроме того, для предъявления инспекторам понадобятся следующие бумаги:
- контракт с покупателем; если сумма договора поставки будет больше пятьдесят тысяч долларов, понадобится и паспорт сделки;
- учредительные документы;
- инвойс или счет-фактура;
- транспортные накладные — потребуется ТТН, CMR или коносамент в зависимости от выбранного типа перевозки;
- подтверждение классификационного кода по ТН ВЭД;
- упаковочный лист;
- платежные документы об оплате товара;
- чеки, подтверждающие оплату таможенных сборов;
- в случае наличия льгот также потребуется их подтверждение.
Кэк Сдача Лома В 2020 Году
Обоснование вывода: Применяемая в настоящее время методология бухгалтерского учета предусматривает учет доходов с применением счетов 205 00 «Расчеты по доходам», 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п.п. 197, 199, 220, 221 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2020 N 157н, далее — Инструкция N 157н). В ряде случаев реализация имущества на основании договоров согласно положениям Уставов организаций госсектора является одним из видов приносящей доход деятельности этих учреждений. При таких обстоятельствах допустимо использование для учета соответствующих расчетов счета 205 70 «Расчеты по доходам от операций с активами» (п. 197 Инструкции N 157н). В иных ситуациях расчеты по реализации имущества могут учитываться на счете 209 83 «Расчеты по иным доходам» (п. 220 Инструкции N 157н). В частности, абзацем седьмым п. 178 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2020 N 183н (далее — Инструкции N 183н), прямо предусмотрено, что начисление доходов от реализации основных средств, нематериальных активов, материальных запасов отражается по кредиту счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» и дебету счета 0 209 83 000 «Расчеты по иным доходам». Согласно положениям п. 34 Инструкции N 183н металлолом учитывается в составе материальных запасов. Доходы от выбытия материальных запасов отражаются по статье аналитической группы подвида доходов бюджетов 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов», статье 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» КОСГУ (пп. 4.1.1 п. 4.1 раздела II, п. 3 раздела V Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н). На основании изложенного рассматриваемая ситуация может быть отражена в бухгалтерском учете следующим образом: 1. Дебет 2 209 83 560 Кредит 2 401 10 172 — отражено начисление дохода от реализации металлолома на основании паспорта-расчета; 2. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 83 660, с одновременным увеличением забалансового счета 17 (440 АнКВД, 440 КОСГУ) — отражено поступление денежных средств на лицевой счет бюджетного учреждения. Порядок заполнения отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) регламентирован положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н (далее — Инструкция N 33н). Поступление доходов, полученных автономным учреждением от сторонней организации за сданный металлолом, отражается в графе 5 раздела I Отчета (ф. 0503737) по аналитическому виду доходов 440.
В самом верху необходимо оставить место для визы руководителя. Только с его подписью и по возможности с печатью организации бумага будет иметь юридическую силу.
Поэтому в правом верхнем углу акта располагаются графы со следующими сведениями:
- Должность руководителя.
- Фамилия и инициалы того, кто заверяет акт.
- Дата подписания.
Кроме того, для формирования подобной документации всегда созывается специализированная комиссия. Поэтому сразу после полного наименования документа располагается список членов комиссии во главе с председателем, если он был выбран.
После вводной части акт должен содержать конкретную информацию:
- В результате каких действий образовался металлолом для оприходования. Это может быть демонтаж чего-либо, производственная деятельность за определенный период, раскопки, находки, покупка металлолома, преобразование какого-либо товара в том и пр.
- Место проведения указанных работ.
Бюджетный учет металлолома: особенности и требования
Бюджетный учет – разновидность бухгалтерского учета, необходимая для анализа состояния бюджетов субъектов федерации, муниципальных образований и организаций, финансируемых за счет государственных средств.
Вести такой бухучет обязаны не все юридические лица, а лишь некоторые учреждения: государственные (ГБУ), муниципальные (МБУ), государственные и муниципальные образовательные (ГБОУ и МБОУ) и др. Такие организации не занимаются скупкой, заготовкой и реализацией металлолома. Но они также обязаны вести учет лома черных и цветных металлов, который может образоваться в результате списания старой производственной техники, автомобилей, оборудования, а также при ремонте и в результате демонтажа строительных конструкций.
Старые стальные двери, радиаторы, сейфы – металлолом, который нужно принимать на учет и можно реализовывать.
Важно лишь знать, как правильно вести бюджетный учет металлолома.
Пояснение Министерства Финансов Министерство Финансов РФ рассмотрело вопрос о реализации металлического лома и получении доходов от его продажи бюджетными организациями в 2012 году.
Разъяснения об особенностях учета металлолома в бюджетных учреждениях содержатся в Письме № 02-04-10/1305.
Начисление и оплата за услуги организации-переработчика по утилизации НФА
Согласно Указаниям № 65н услуги по переработке нефинансовых активов сторонней организацией отражаются по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд», статье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
В соответствии с пунктом 102 Инструкции № 162н суммы оказанных услуг отражаются:
1. Начисление согласно Договору и Акту выполненных работ (услуг):
Дебет 1 401 20 226 «Расходы текущего финансового года на прочие работы, услуги», 1 109 00 226 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» Кредит 1 302 26 730 «Расчеты Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам».
2. Перечисление:
Дебет 1 302 26 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам» Кредит 1 304 05 226 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам».
Порядком кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, утв. приказом Казначейства России от 10.10.2008 № 8н, получатели средств федерального бюджета и администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета для оплаты денежных обязательств представляют в обслуживающий орган Федерального казначейства один из следующих документов:
- Заявка на кассовый расход (ф. 0531801);
- Заявка на кассовый расход (сокращенная) (ф. 0531851);
- Платежное поручение (ф. 0401060).
Учет металлолома – от поступления до реализации
Следовательно, комиссия должна передать акт в бухгалтерию для отражения в учете списания объекта основных средств.
Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались (п. 1 ст. 4 Закона № 89-ФЗ). На основании п. 2 ст. 299 ГК РФ металлолом и иные отходы, поступающие в связи со списанием объектов, принадлежат учреждению на праве оперативного управления.
Однако это не означает, что все полученные детали подлежат балансовому учету.
Оприходовать можно лишь те из них, которые соответствуют критериям отнесения к нефинансовым активам, т. е. пригодны для использования в деятельности учреждения и способны приносить выгоду. Это следует из экономического смысла понятия «актив».
Таким образом, составные части, которые могут рассматриваться в качестве нефинансовых активов, учитываются в составе материальных запасов (пп. 22, 98 Инструкции № 157н). Иные составные части считаются отходами и балансовому учету не подлежат.
В то же время они могут стать причиной возникновения определенных расходов – учреждение обязано обеспечить их вывоз и утилизацию в соответствии с требованиями законодательства. Вывод из эксплуатации. Учреждение может предусмотреть передачу объекта основных средств без первичной разборки (демонтажа).
Имущество, выбывшее из эксплуатации в результате принятия в отношении него решения о списании, до момента его ликвидации, уничтожения либо иного исполнения решения (о реализации или безвозмездной передаче) исключается из состава основных средств (письмо Минфина России от 19.12.2013 № 02-06-010/56211). В целях обеспечения сохранности оно учитывается на специальном забалансовом счете, предусмотренном учетной политикой, до момента уничтожения (передачи, реализации). Изложенный подход не согласуется с положениями пп.
51, 52 Инструкции № 157н. Однако его применение позволяет отразить реальное имущественное положение учреждения, поскольку