Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уведомление по НДФЛ с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По налогу на доходы физических лиц налоговый период составляет один год. Как исправить ситуацию, если, например, в июле 2021 года не удержали НДФЛ, а в сентябре этого же года заметили, при этом сотрудник работает и продолжает получать заработную плату?
Не удержали НДФЛ и заметили ошибку в текущем налоговом периоде
Решение: пересчитать НДФЛ за прошедшее время и удержать из будущих доходов сотрудника. При этом необходимо предупредить сотрудника о том, что он получит меньше денег, и при необходимости предоставить ему расчёты. Тут компания успевает доначислить и удержать налог в текущем налоговом периоде (до 1 марта 2022 года).
В данном случае (если не удержан с работника НДФЛ в июле, а нашли ошибку в сентябре) необходимо пересчитать налог за квартал и перечислить недостающую сумму до конца квартала. Также необходимо исправить форму 6-НДФЛ за этот квартал и 2-НДФЛ по сотруднику. В ФНС надо отправить корректирующий отчёт по форме 6-НДФЛ с указанием номера корректировки и верной суммы.
Что делать если не удержан НДФЛ за несколько месяцев? Бывает и такое. Например, у ИП был бухгалтер, который начислял зарплату и уплачивал налоги. Бухгалтер уволился, а ИП несколько месяцев по незнанию не начислял НДФЛ, а просто платил зарплату. В этом случае, скорее всего, придется удерживать из зарплаты сотрудника несколько раз, так как по закону нельзя забирать у работника более 50 % дохода.
Сообщение о невозможности удержать НДФЛ и начисление пеней
Так, специалисты главного налогового ведомства указали, что если налоговый агент в установленном порядке и предусмотренные сроки письменно сообщил налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ в отношении конкретного лица и сумме налога, то пени налоговому агенту не начисляются.
В случае если налоговый агент не утратил возможность удержать НДФЛ с доходов работника, а также письменно не сообщил налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога, пени могут быть начислены налоговому агенту в соответствии со ст. 75 НК РФ в установленном порядке на дату вынесения решения по итогам выездной налоговой проверки и налогоплательщику должно быть направлено требование об уплате налога согласно п. 2 ст. 70 НК РФ.
Аналогичная позиция представлена и в более позднем разъяснении ведомства – в Письме от 22.08.2014 № СА-4-7/16692.
Также в Письме № СА-4-7/16692 налоговики отметили, что после окончания налогового периода, в котором налоговым агентом выплачивается доход физическому лицу, и письменного сообщения налоговым агентом налогоплательщику и налоговому органу по месту учета о невозможности удержать НДФЛ обязанность по уплате налога возлагается на физическое лицо, а обязанность налогового агента по удержанию соответствующих сумм налога прекращается.
После сообщения налогового агента уплату налога должен произвести сам налогоплательщик при подаче в налоговый орган по месту своего учета декларации по НДФЛ.
Как налоговым агентам декларировать неудержанный ндфл?
ВажноСовет: Начисление пеней в тех случаях, когда организация не могла удержать НДФЛ, но не направила в инспекцию соответствующее уведомление, можно оспорить в суде. Если налоговый агент не имел возможности удержать НДФЛ, основания для начисления пеней отсутствуют в принципе. Такой вывод содержится в определении Верховного суда РФ от 19 марта 2020 г. № 304-
ФНС России от 19 октября 2020 г. № БС-4-11/18217. Внимание: несообщение налоговой инспекции о невозможности удержать НДФЛ является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность. Размер штрафа составит:
- 200 руб. – за каждый случай непредставления информации (т. е. за каждое сообщение, которое налоговый агент должен был направить в инспекцию, но не сделал этого) по статье 126 Налогового кодекса РФ;
- от 300 до 500 руб. – в отношении должностных лиц организации, например руководителя (ст. 15.6 КоАП РФ).
Кроме того, если в ходе выездной налоговой проверки будет обнаружено, что организация не сообщила в налоговую инспекцию о доходах, с которых не был удержан НДФЛ, помимо штрафных санкций, проверяющие могут начислить пени (письмо ФНС России от 22 ноября 2013 г. № БС-4-11/20951).
На электронных носителях сообщения о невозможности удержания НДФЛ и сумме налога налоговые агенты сдают в налоговую инспекцию лично, через представителя либо направляют в виде почтового отправления с описью вложения.
Эта информация представляет собой файл (файлы) определенного формата. Она может быть размещена на дискетах 3,5″, дисках CD, DVD, устройствах flash-памяти. Сообщения направляются с сопроводительными реестрами сведений о доходах физических лиц, которые составляются на бумажном носителе в двух экземплярах на каждый файл.
Если количество сведений в одном файле превышает 3000 документов, то необходимо сформировать несколько файлов.
Сообщения, которые прошли форматный контроль, считаются сданными. Результаты форматного контроля файла со сведениями отражаются в соответствующем протоколе.
На бумажных носителях сообщения о невозможности удержания НДФЛ и сумме налога налоговые агенты представляют в налоговую инспекцию лично, через представителя либо направляют в виде почтового отправления с описью вложения, в виде справки по форме 2-НДФЛ, действующей в соответствующем налоговом периоде, с сопроводительным реестром в двух экземплярах.
Представленными считаются сведения, прошедшие контроль заполнения. Сведения, не прошедшие данный контроль, изымаются из представленного пакета документов как ошибочные и возвращаются налоговому агенту или представителю налогового агента, из реестра вычеркиваются.
По результатам контроля заполнения оформляется соответствующий протокол.
В электронном виде по ТКС сообщения о невозможности удержания НДФЛ и сумме налога налоговый агент представляет в налоговую инспекцию, не дублируя их на бумажном или электронном носителе.
Налоговый агент направляет эти сведения через специализированного оператора связи или через интернет-сайт ФНС России.
Если количество сведений в одном файле превышает 3000 документов, то необходимо сформировать несколько файлов.
В течение 10 дней с даты отправки сообщений налоговый орган направляет агенту в электронном виде реестр и протокол приема сведений.
Представленными считаются сведения, прошедшие форматный контроль и зафиксированные в реестре, сформированном налоговым органом.
НДФЛ: новые правила декларирования доходов
Однако ее представление не освобождает налогового агента от обязанности отчитаться перед ИФНС по итогам года по форме 2-НДФЛ с признаком «1» (Письмо Минфина России от 27 октября 2011 г. N 03-04-06/8-290).
Порядок представления сообщения о невозможности удержать НДФЛ утвержден Приказом от 16 сентября 2011 г. N ММВ-7-3/576@ (далее — Порядок).
Если сообщение не представлено
Как указали представители Федеральной налоговой службы в Письме от 22 ноября 2013 г. N БС-4-11/20951, если налоговый агент в установленном порядке и в надлежащие сроки письменно сообщил налогоплательщику и налоговому органу о невозможности удержать НДФЛ и его сумме, то оснований для начисления пени у инспекторов нет. Очевидно, что в подобной ситуации нет и повода для привлечения налогового агента к ответственности по ст. 123 Налогового кодекса. Ведь с момента направления соответствующего сообщения обязанности налогового агента считаются исполненными (Письма Минфина России от 12 марта 2013 г. N 03-04-06/7337, ФНС России от 26 октября 2012 г. N ЕД-4-3/18174@).
Если требования п. 5 ст. 226 Налогового кодекса налоговым агентом не выполнены, указали эксперты ФНС России в Письме от 22 ноября 2013 г. N БС-4-11/20951, пени могут быть начислены ему в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса в установленном порядке на дату вынесения решения по итогам выездной проверки.
Вместе с тем тот факт, что налоговый агент не сообщил о невозможности удержать НДФЛ, по существу, не меняет того обстоятельства, что сделать этого он не мог. В этом смысле позиция специалистов ФНС представляется довольно спорной и тем более сомнительной, если перенести их логику на применение налоговой ответственности. В частности, ст. 123 Налогового кодекса установлен штраф лишь за неправомерное неудержание налога. Вряд ли подобным образом можно квалифицировать ситуацию, когда отсутствует сама возможность удержать налог.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Если налоговый агент не может удержать НДФЛ, например доход выдан в натуральной форме и денежных выплат физическому лицу в этом налоговом периоде больше не производилось, обязанности удержать налог не возникает (Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 (п. 10), ФАС Уральского округа от 10.06.2009 N Ф09-3923/09-С2).
Однако в таких случаях нужно письменно сообщить налоговому органу, а также налогоплательщику о невозможности удержать налог и о сумме задолженности физического лица (п. 5 ст. 226 НК РФ).
Сообщение направляется налогоплательщику и в налоговую инспекцию по месту учета не позднее одного месяца со дня окончания соответствующего налогового периода (пп. 2 п.
Налоговики разработали текст сообщения налогоплательщику о невозможности удержания налога
Затем спустя некоторое время до окончания налогового периода (календарного года) он выплатил налогоплательщику еще доход, но уже в виде денежных средств. Тогда налоговый агент обязан из этих денег удержать НДФЛ, исчисленный с дохода в натуральной форме. При этом удерживаемые суммы налога не могут превышать 50 процентов суммы выплаты.
После окончания налогового периода, когда налогоплательщику были выплачены доходы, с которых не был удержан НДФЛ, и направления ему и налоговому органу письменного сообщения о невозможности удержать налог и его сумме обязанность по уплате данного обязательного платежа возлагается на налогоплательщика. При этом обязанность налогового агента по удержанию соответствующих сумм налога прекращается. Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина России от 17 ноября 2010 г. N 03-04-08/8-258.
Согласно п. 9 ст. 226 Налогового кодекса уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается.
Налогоплательщик — получатель дохода, из которого не был удержан НДФЛ налоговым агентом, должен самостоятельно исчислить и уплатить налог на основании пп. 4 п. 1 ст. 228 Налогового кодекса.
Необходимость извещения налогоплательщика о невозможности удержать налог на доходы физических лиц и сумме этого обязательного платежа вызвана тем, что для правильного заполнения налоговой декларации он должен располагать данными как об источнике выплаты дохода, так и о размере дохода. А налоговому органу эти сведения нужны в целях осуществления налогового контроля, в первую очередь над получателем доходов.
Какую отчетность по НДФЛ организация должна представить в налоговый орган?
В рассматриваемом случае организация в отношении данного сотрудника должна сформировать две справки 2-НДФЛ: с признаком «1» (ее нужно представить не позднее 01.04.2015) и признаком «2» (справка представляется не позднее 02.02.2015).
При заполнении справки с признаком «2» в разд. 3 указывается сумма дохода, равная 5 000 руб., а в п. 5.3 разд. 5 справки проставляется исчисленная сумма налога – 650 руб., в п. 5.7 разд. 5 отражается сумма налога, не удержанная налоговым агентом, – 650 руб.
При заполнении справки с признаком «1» в разд. 3 указывается сумма дохода – 80 000 руб., в п. 5.3 – 5.5 разд. 5 справки обозначаются исчисленная сумма налога – 10 400 руб., удержанная и перечисленная сумма налога – 9 750 руб., а в п. 5.7 разд. 5 проставляется сумма налога, не удержанная налоговым агентом, равная 650 руб.
Примеры заполнения справок приведены на стр. 37 – 38.
Ответственность за непредставление сообщения о невозможности удержать НДФЛ
Непредставление сведений по форме 2-НДФЛ (независимо от основания для их направления) квалифицируется как непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, и согласно п. 1 ст. 126 НК РФ влечет наказание в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.
Более интересным вопросом в данном случае является ответственность за непредставление сведений с признаком «1» в случае, если данные сведения уже были представлены с признаком «2» и иных сведений о доходах физического лица нет. С учетом порядка заполнения справки 2-НДФЛ в таком случае данные, указываемые в справках, дублируют друг друга.
Для более четкого понимания проблемы приведем ситуацию, рассмотренную в Письме УФНС по г. Москве от 07.03.2014 №20-15/021334. Организация, являющаяся налоговым агентом по НДФЛ и не имеющая возможности удержать НДФЛ из выплат в пользу налогоплательщиков, обратилась с вопросом: необходимо ли представлять справки 2-НДФЛ с признаком «1», если за данных физических лиц организация уже представила в налоговый орган справки 2-НДФЛ с признаком «2» и никакой новой информации в справках не будет?
Столичные налоговики ответили: представление справки с признаком «2» не освобождает налогового агента от обязанности представить справку с признаком «1».
Следует отметить, что в данном вопросе налоговики и финансисты непреклонны. Так, Минфин в Письме от 29.12.2011 №03‑04‑06/6-363 указал, что обязанности налогового агента, предусмотренные ст. 230 НК РФ, возлагаются на организацию независимо от обязанностей, установленных ст. 226 НК РФ.
Таким образом, исполнение организацией обязанности по сообщению о невозможности удержать налог и сумме налога в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ не освобождает организацию от обязанности представить сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ, в том числе если выплату налогоплательщику иных доходов, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, организация не производит.
Данного мнения налоговики придерживаются и в суде. Так, в ответ на заявления налоговых агентов налоговики приводят следующие доводы:
–нормы НК РФ не предусматривают освобождение налогового агента от обязанности по представлению сведений о доходах физического лица в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ при наличии сообщения, направленного на основании п. 5 ст. 226 НК РФ, поскольку данные нормы предполагают два разных основания для контроля, который осуществляет налоговый орган (Постановление ФАС УО от 10.09.2014 №Ф09-5625/14);
–налоговый агент, представив в порядке п. 5 ст. 226 НК РФ сведения о невозможности удержания сумм налога, не исполнил предусмотренную п. 2 ст. 230 НК РФ обязанность по представлению в налоговый орган сведений о доходах тех же физических лиц и суммах начисленных, удержанных и перечисленных налогов с данных доходов (справки 2-НДФЛ с признаком «1»), в связи с чем у инспекции не было возможности осуществить мероприятия налогового контроля при отсутствии полной информации о суммах дохода, полученного физическими лицами в соответствующем налоговом периоде (Постановление ФАС УО от 23.05.2014 №Ф09-2820/14 (далее – Постановление №Ф09-2820/14));
–сроки представления справок 2-НДФЛ с признаками «1» и «2» различаются (Постановление №Ф09-2820/14);
–обязанности налогового агента по представлению указанных справок закреплены в различных нормах НК РФ (Постановление №Ф09-2820/14);
–действующее законодательство не предусматривает освобождение налогового агента от обязанности по представлению сведений о доходах физического лица в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ при наличии сообщения, направленного на основании п. 5 ст. 226 НК РФ (Постановление №Ф09-2820/14);
–состав правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, является формальным (Постановление №Ф09-2820/14).
Что же говорят судьи? Чем они мотивируют свои решения? Хорошей новостью для налоговых агентов является наличие положительной арбитражной практики по данному вопросу. При этом судьи указывают, что налоговый агент, представив в инспекцию справку 2-НДФЛ с признаком «2», которая также содержала все необходимые сведения, подлежащие указанию в справке 2-НДФЛ с признаком «1», исполнил обязанности, регламентированные п. 5 ст. 226 и п. 2 ст. 230 НК РФ, в связи с чем удовлетворяют требования налоговых агентов и признают решения инспекции недействительными. К таким выводам пришли арбитры в постановлениях ФАС ВСО от 09.04.2013 №А19-16467/2012, ФАС УО от 10.09.2014 №Ф09-5625/14, от 23.05.2014 №Ф09-2820/14, от 24.09.2013 №Ф09-9209/13. Кроме того, судьи отмечают, что данное толкование положений п. 5 ст. 226, п. 2 ст. 230, ст. 126 НК РФ согласуется также с требованиями п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Ответственность за непредставление сообщения о невозможности удержать НДФЛ
Следует отметить, что в данном вопросе налоговики и финансисты непреклонны. Так, Минфин в Письме от 29.12.2011 № 03‑04‑06/6-363 указал, что обязанности налогового агента, предусмотренные ст. 230 НК РФ, возлагаются на организацию независимо от обязанностей, установленных ст. 226 НК РФ.
Таким образом, исполнение организацией обязанности по сообщению о невозможности удержать налог и сумме налога в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ не освобождает организацию от обязанности представить сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ, в том числе если выплату налогоплательщику иных доходов, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, организация не производит.
Данного мнения налоговики придерживаются и в суде. Так, в ответ на заявления налоговых агентов налоговики приводят следующие доводы:
До конца января организациям надо успеть сообщить в налоговую инспекцию о неудержанном НДФЛ. На что обратить внимание при подготовке сообщений, читайте в статье.
Организация, выплачивающая физлицам облагаемый НДФЛ доход, является для них налоговым агентом. Следовательно, она обязана самостоятельно исчислить, удержать и уплатить налог в бюджет (п. 1 ст. 226 НК РФ). Это правило не распространяется только на доходы, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 227, 227.1 и 228 НК РФ (например, на доходы, выплаченные предпринимателям, доходы от операций с ценными бумагами и проч.).
- организация провела розыгрыш неденежных призов. Для выигравшего такой приз является доходом, полученным в натуральной форме (ст. 211 НК РФ). Однако в момент его выдачи организация не может удержать НДФЛ с его стоимости;
- компания выдала физлицу беспроцентный заем, в результате чего у него возникла материальная выгода от экономии на процентах (подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ);
- организация имела возможность удержать налог в 2013 г., но не сделала этого — по ошибке посчитала доход необлагаемым.
В случае, когда никаких денежных выплат не предвидится (к примеру, физлицо не является работником организации, либо человек работал в ней, но уволился), компания должна представить сообщение о невозможности удержания НДФЛ (письмо ФНС России от 22.11.2013 № БС-4-11/20951).
Ответственность за непредставление сообщения о невозможности удержать НДФЛ
Более интересным вопросом в данном случае является ответственность за непредставление сведений с признаком «1» в случае, если данные сведения уже были представлены с признаком «2» и иных сведений о доходах физического лица нет. С учетом порядка заполнения справки 2-НДФЛ в таком случае данные, указываемые в справках, дублируют друг друга.
Для более четкого понимания проблемы приведем ситуацию, рассмотренную в Письме УФНС по г. Москве от 07.03.2014 № 20-15/021334. Организация, являющаяся налоговым агентом по НДФЛ и не имеющая возможности удержать НДФЛ из выплат в пользу налогоплательщиков, обратилась с вопросом: необходимо ли представлять справки 2-НДФЛ с признаком «1», если за данных физических лиц организация уже представила в налоговый орган справки 2-НДФЛ с признаком «2» и никакой новой информации в справках не будет?
Столичные налоговики ответили: представление справки с признаком «2» не освобождает налогового агента от обязанности представить справку с признаком «1».
Следует отметить, что в данном вопросе налоговики и финансисты непреклонны. Так, Минфин в Письме от 29.12.2011 № 03‑04‑06/6-363 указал, что обязанности налогового агента, предусмотренные ст. 230 НК РФ, возлагаются на организацию независимо от обязанностей, установленных ст. 226 НК РФ.
Таким образом, исполнение организацией обязанности по сообщению о невозможности удержать налог и сумме налога в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ не освобождает организацию от обязанности представить сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ, в том числе если выплату налогоплательщику иных доходов, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, организация не производит.
Данного мнения налоговики придерживаются и в суде. Так, в ответ на заявления налоговых агентов налоговики приводят следующие доводы:
- нормы НК РФ не предусматривают освобождение налогового агента от обязанности по представлению сведений о доходах физического лица в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ при наличии сообщения, направленного на основании п. 5 ст. 226 НК РФ, поскольку данные нормы предполагают два разных основания для контроля, который осуществляет налоговый орган (Постановление ФАС УО от 10.09.2014 №Ф09-5625/14);
- налоговый агент, представив в порядке п. 5 ст. 226 НК РФ сведения о невозможности удержания сумм налога, не исполнил предусмотренную п. 2 ст. 230 НК РФ обязанность по представлению в налоговый орган сведений о доходах тех же физических лиц и суммах начисленных, удержанных и перечисленных налогов с данных доходов (справки 2-НДФЛ с признаком «1»), в связи с чем у инспекции не было возможности осуществить мероприятия налогового контроля при отсутствии полной информации о суммах дохода, полученного физическими лицами в соответствующем налоговом периоде (Постановление ФАС УО от 23.05.2014 №Ф09-2820/14 (далее – Постановление №Ф09-2820/14));
- сроки представления справок 2-НДФЛ с признаками «1» и «2» различаются (Постановление №Ф09-2820/14);
- обязанности налогового агента по представлению указанных справок закреплены в различных нормах НК РФ (Постановление №Ф09-2820/14);
- действующее законодательство не предусматривает освобождение налогового агента от обязанности по представлению сведений о доходах физического лица в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ при наличии сообщения, направленного на основании п. 5 ст. 226 НК РФ (Постановление №Ф09-2820/14);
- состав правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, является формальным (Постановление №Ф09-2820/14).
Что же говорят судьи? Чем они мотивируют свои решения? Хорошей новостью для налоговых агентов является наличие положительной арбитражной практики по данному вопросу. При этом судьи указывают, что налоговый агент, представив в инспекцию справку 2-НДФЛ с признаком «2», которая также содержала все необходимые сведения, подлежащие указанию в справке 2-НДФЛ с признаком «1», исполнил обязанности, регламентированные п. 5 ст. 226 и п. 2 ст. 230 НК РФ, в связи с чем удовлетворяют требования налоговых агентов и признают решения инспекции недействительными. К таким выводам пришли арбитры в постановлениях ФАС ВСО от 09.04.2013 №А19-16467/2012, ФАС УО от 10.09.2014 №Ф09-5625/14, от 23.05.2014 №Ф09-2820/14, от 24.09.2013 №Ф09-9209/13. Кроме того, судьи отмечают, что данное толкование положений п. 5 ст. 226, п. 2 ст. 230, ст. 126 НК РФ согласуется также с требованиями п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Если в отношении каких-либо доходов, выплаченных физическому лицу в 2014 году, у работодателя отсутствует возможность удержать НДФЛ, он, выступая в роли налогового агента, обязан сообщить о данном факте в налоговую инспекцию. Сообщение оформляется в виде справки по форме 2-НДФЛ и представляется в налоговую инспекцию не позднее 02.02.2015. Игнорирование данной обязанности, закрепленной п. 5 ст. 226 НК РФ, влечет для налогового агента различные санкции: начиная с начисления пеней и заканчивая начислением штрафа в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ. По мнению Минфина и ФНС, исполнение данной обязанности не освобождает от обязанности по представлению сведений в отношении этих же физических лиц в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ, даже если иных доходов у физического лица нет. Однако судьи придерживаются иного мнения по этому вопросу.
Сообщение о невозможности удержать НДФЛ
— в разделе 3 – сумма дохода, с которого не удержан налог;
— в разделе 5 — сумма исчисленного, но не удержанного налога.
Форму нужно направить:
- физлицу, с доходов которого не удержан НДФЛ;
- в налоговый орган (п. 5 ст. 226 НК РФ).
Сообщение физлицу можно отправить любым способом, которым можно подтвердить факт и дату отправки сообщения. Конкретный способ налоговым законодательством не определен.
Рекомендуем отправить ценным письмом с описью вложения либо вручить лично и получить на копии документа расписку о получении с указанием даты вручения.
Сообщение налоговому органу направляют (п. 5 ст. 226, п. 2 ст. 230, п. 1 ст. 83 НК РФ):
- организации — по месту своего нахождения, а если сообщение подается в отношении лица, работающего в ее обособленном подразделении, — по месту нахождения этого подразделения;
- индивидуальные предприниматели — в инспекцию по своему месту жительства, а в отношении работников, занятых в деятельности, облагаемой ЕНВД или ПСН, — в налоговый орган по месту учета в связи с осуществлением такой деятельности.
Сообщение можно представить в виде бумажного документа (лично или почтовым отправлением с описью вложения) либо в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (п. 3 Порядка, утвержденного Приказом ФНС РФ от 16.09.2011 № ММВ-7-3/576@).
После отправки в налоговый орган сообщения по форме 2-НДФЛ с признаком «2», по итогам года в общем порядке необходимо сдать справку 2-НДФЛ с признаком «1» (ст. 216, п. 2 ст. 230 НК РФ, пп. 1.1 п. 1 Приказа ФНС РФ от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@, раздел II Порядка заполнения справки 2-НДФЛ, письмо ФНС РФ от 30.03.2016 № БС-4-11/5443).
Если справку 2-НДФЛ будет сдавать правопреемник за реорганизованную организацию, то в соответствии с изменениями, внесенными Приказом ФНС РФ от 17.01.2018 № ММВ-7-11/19@, в поле «Признак» ему следует указать «4» (гл. II Порядка заполнения справки 2-НДФЛ).
Сообщение о невозможности удержать НДФЛ и начисление пеней
В Письме ФНС РФ от 22.11.2013 № БС-4-11/20951 рассмотрен вопрос о наступлении для налогового агента финансовых последствий в виде начисления пеней в случае, если сообщение о невозможности удержать НДФЛ не представлено.
Так, специалисты главного налогового ведомства указали, что если налоговый агент в установленном порядке и предусмотренные сроки письменно сообщил налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ в отношении конкретного лица и сумме налога, то пени налоговому агенту не начисляются.
В случае если налоговый агент не утратил возможность удержать НДФЛ с доходов работника, а также письменно не сообщил налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога, пени могут быть начислены налоговому агенту в соответствии со ст. 75 НК РФ в установленном порядке на дату вынесения решения по итогам выездной налоговой проверки и налогоплательщику должно быть направлено требование об уплате налога согласно п. 2 ст. 70 НК РФ.
Аналогичная позиция представлена и в более позднем разъяснении ведомства – в Письме от 22.08.2014 № СА-4-7/16692.
Также в Письме № СА-4-7/16692 налоговики отметили, что после окончания налогового периода, в котором налоговым агентом выплачивается доход физическому лицу, и письменного сообщения налоговым агентом налогоплательщику и налоговому органу по месту учета о невозможности удержать НДФЛ обязанность по уплате налога возлагается на физическое лицо, а обязанность налогового агента по удержанию соответствующих сумм налога прекращается.
После сообщения налогового агента уплату налога должен произвести сам налогоплательщик при подаче в налоговый орган по месту своего учета декларации по НДФЛ.
Подготовить отчетность можно на бумаге. Например, заполнив информацию от руки. Либо использовать печатные средства или компьютер.
Допускается формирование отчетности в электронном виде, с применением специализированных бухгалтерских программ. Также подготовить новые справки 2-НДФЛ можно с помощью бесплатного приложения от ИФНС.
Скачать программу “Налогоплательщик” можно на официальном сайте Инспекции.
Важно! Если в штате организации числится 25 человек и более, то подать справки на бумажном носителе нельзя. Компании, с численностью менее 25 человек, вправе подать бумажную отчетность.
Работодатели заполняют новые справки 2-НДФЛ. Помимо бланка обновился и список признаков справки. Какой указать зависит от того, удержали налог с доходов физлиц или нет. Порядок заполнения и сдачи справок различается. Признаки 1 или 2 в справке 2-НДФЛ: разберем, что это, и в каких случаях подавать.
Как заполнить новую справку о доходах: пошаговая инструкция >>>
Как сообщить в ИФНС о невозможности удержать НДФЛ
Организации создаются для того, чтобы приносить владельцам прибыль. Когда этого не происходит, они не являются и налоговыми агентами. Но и основную функцию свою не выполняют. Отправка сотрудников в неоплачиваемые отпуска или иные причины не предоставлять расчет 2-НДФЛ чаще всего возникают у компаний:
- Молодых, недавно сформированных. На «раскачку» им требуется определенное время. Поэтому первые год или два такая организация вполне может работать «в минус», не вызывая пристального внимания со стороны налоговиков.
- В кризис. Даже стабильные компании вполне могут «пережидать» неблагополучные времена именно в такой форме. Ведь выплата заработной платы сотрудникам является одной из главных статей расходов.
Вторая ситуация является угрожающей для компании. Более того, если она продолжительное время находится в таком «зависшем» состоянии, то это вызывает вопросы у налоговых служб. Последние организуют разнообразные проверки таких компаний. Ведь, возможно, таким способом организация может уклоняться от уплаты полагающихся налогов.
Расчет 2-НДФЛ в подавляющем большинстве случаев сдается один раз в год. Информация предоставляется на каждого сотрудника, который числится в организации, отдельно. Крайний срок при этом – 1 апреля. Причем если эта дата выпадает на выходной день, то «границей» становится будний день, предшествующий этой дате.
Причем интересно, что одновременно с приемом на работу сотрудника юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель автоматически соглашаются предоставлять в налоговые органы соответствующую отчетность. Вся ответственность за этот процесс лежит на руководителе компании.
Некоторые выплаты работникам не облагаются налогом, таким образом, по этим выплатам предоставлять расчет 2-НДФЛ также не нужно. К ним относятся:
- Выплаты при увольнении. Не стоит переживать, если увольнение произошло уже в начале отчетного периода. Выплаты при увольнении налогом не облагаются. Но если работнику была положена компенсация за неиспользованный отпуск, то тут уже без пополнения налоговой базы не обойтись. При расчетах, касающихся отпуска, 2-НДФЛ в отчетный период сдавать придется, даже если работник уволился.
- Командировочные расходы сотрудникам. Но они не должны превышать 700 рублей в сутки при командировках по России и 2500 рублей в сутки при отправлении сотрудника в зарубежные страны.
Собственно, письмо будет состоять всего из одной фразы. Все остальное – принятая в деловом общении «обязательная программа». К ней относятся:
- Оформление письма на специализированном бланке компании. Общение с налоговой службой необходимо вести на достойном уровне. Если официальных бланков нет под рукой либо не существует в природе, то просто в верхней части письма об отсутствии обязанности представлять расчет 2-НДФЛ перечисляются реквизиты компании отправителя. Так можно будет идентифицировать послание в общем потоке корреспонденции.
- Наименование и номер конкретного подразделения ФНС, в который направляется бумага. Очень важно, чтобы компания была зарегистрирована в сфере ответственности этого участка налоговой службы.
- Подпись руководителя организации.
- По возможности – печать.
- Дата составления письма.
- Если такая система принята, то номер отправленного сообщения.
Письмо может быть зарегистрировано в журнале исходящей корреспонденции.
Несмотря на то, что сообщение должно быть лаконичным, в нем должны быть отражены принципиально важные моменты. В представленном для скачивания образце письма, в основной его части, указано:
- Полное наименование организации отправителя, ее ИНН, КПП.
- Год, за который должен быть предоставлен расчет 2-НДФЛ.
- Велась ли организацией хозяйственно-финансовая деятельность.
- Выплачивалась ли заработная плата работникам. В письме не указывается, по какой именно причине она не выплачивалась.
- Претендуют ли работники, числящиеся за организацией, на трудовой стаж.
Организация обязана удерживать НДФЛ с выплат, в отношении которых она является (п.
1 и 2 ст. 226, ст. 226.1 НК РФ). Однако возможность удержать НДФЛ у налогового агента есть не всегда.
Например, возможность удержания ограничивается, если сотрудник получил материальную выгоду, доход в натуральной форме или стал (НДФЛ в этом случае нужно пересчитать по ставке 30 процентов).
Если сотрудник не получал других доходов в денежной форме или уволился сразу после этих событий, возможность удержания НДФЛ организацией – источником дохода исключается совсем.
Об этом сказано в письме Минфина России от 19 марта 2007 г. № 03-04-06-01/74.
Разобраться с тем, когда нужно исполнять обязанности налогового агента, помогут рекомендации:
- Кто является плательщиком НДФЛ;
- В каких случаях у гражданина возникает обязанность исчислить НДФЛ.
Ситуация: как поступить с суммой НДФЛ, которую невозможно взыскать в связи со смертью сотрудника?
Налоговую инспекцию о невозможности удержания НДФЛ в связи со смертью сотрудника не уведомляйте.
Если до смерти сотрудника НДФЛ с его доходов не был удержан, то после смерти его удерживать не нужно.
По истечении какого срока нельзя взыскать с физического лица НДФЛ?
Если так произошло, то нужно обратиться в налоговую после завершения текущего года и предоставить сообщение, содержащее информацию о неудержанном доходе рабочего. Важно понимать, что платить НДФЛ за рабочего из средств фирмы запрещено.
Если же такое случилось, то подобный акт считается произведенным ошибочно, так что вы имеете полное право вернуть эти средства при подаче специального заявления в налоговую службу.
Бланк уведомления ИФНС о невозможности удержать НДФЛ Порядок предоставления сообщений В 2011 году был принят закон о порядке предоставления уведомлений. С тех пор действуют следующие правила. Датой предоставления уведомления считается:
- если сообщение было передано непосредственно налоговым агентом, впрочем, как и его представителем – момент непосредственной передачи;
- если сообщение передали почтой – время отправления посылки;
- с помощью ТКС или специального оператора – зафиксированное сайтом или оператором время.
Куда стоит сдавать справку Существует две разные процедуры.
Ответственность за непредставление сообщения о невозможности удержать НДФЛ
Более интересным вопросом в данном случае является ответственность за непредставление сведений с признаком «1» в случае, если данные сведения уже были представлены с признаком «2» и иных сведений о доходах физического лица нет. С учетом порядка заполнения справки 2-НДФЛ в таком случае данные, указываемые в справках, дублируют друг друга.
Для более четкого понимания проблемы приведем ситуацию, рассмотренную в Письме УФНС по г. Москве от 07.03.2014 № 20-15/021334. Организация, являющаяся налоговым агентом по НДФЛ и не имеющая возможности удержать НДФЛ из выплат в пользу налогоплательщиков, обратилась с вопросом: необходимо ли представлять справки 2-НДФЛ с признаком «1», если за данных физических лиц организация уже представила в налоговый орган справки 2-НДФЛ с признаком «2» и никакой новой информации в справках не будет?
Столичные налоговики ответили: представление справки с признаком «2» не освобождает налогового агента от обязанности представить справку с признаком «1».
Следует отметить, что в данном вопросе налоговики и финансисты непреклонны. Так, Минфин в Письме от 29.12.2011 № 03‑04‑06/6-363 указал, что обязанности налогового агента, предусмотренные ст. 230 НК РФ, возлагаются на организацию независимо от обязанностей, установленных ст. 226 НК РФ.
Таким образом, исполнение организацией обязанности по сообщению о невозможности удержать налог и сумме налога в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ не освобождает организацию от обязанности представить сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ, в том числе если выплату налогоплательщику иных доходов, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, организация не производит.
Данного мнения налоговики придерживаются и в суде. Так, в ответ на заявления налоговых агентов налоговики приводят следующие доводы:
- нормы НК РФ не предусматривают освобождение налогового агента от обязанности по представлению сведений о доходах физического лица в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ при наличии сообщения, направленного на основании п. 5 ст. 226 НК РФ, поскольку данные нормы предполагают два разных основания для контроля, который осуществляет налоговый орган (Постановление ФАС УО от 10.09.2014 №Ф09-5625/14);
- налоговый агент, представив в порядке п. 5 ст. 226 НК РФ сведения о невозможности удержания сумм налога, не исполнил предусмотренную п. 2 ст. 230 НК РФ обязанность по представлению в налоговый орган сведений о доходах тех же физических лиц и суммах начисленных, удержанных и перечисленных налогов с данных доходов (справки 2-НДФЛ с признаком «1»), в связи с чем у инспекции не было возможности осуществить мероприятия налогового контроля при отсутствии полной информации о суммах дохода, полученного физическими лицами в соответствующем налоговом периоде (Постановление ФАС УО от 23.05.2014 №Ф09-2820/14 (далее – Постановление №Ф09-2820/14));
- сроки представления справок 2-НДФЛ с признаками «1» и «2» различаются (Постановление №Ф09-2820/14);
- обязанности налогового агента по представлению указанных справок закреплены в различных нормах НК РФ (Постановление №Ф09-2820/14);
- действующее законодательство не предусматривает освобождение налогового агента от обязанности по представлению сведений о доходах физического лица в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ при наличии сообщения, направленного на основании п. 5 ст. 226 НК РФ (Постановление №Ф09-2820/14);
- состав правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, является формальным (Постановление №Ф09-2820/14).
Что же говорят судьи? Чем они мотивируют свои решения? Хорошей новостью для налоговых агентов является наличие положительной арбитражной практики по данному вопросу. При этом судьи указывают, что налоговый агент, представив в инспекцию справку 2-НДФЛ с признаком «2», которая также содержала все необходимые сведения, подлежащие указанию в справке 2-НДФЛ с признаком «1», исполнил обязанности, регламентированные п. 5 ст. 226 и п. 2 ст. 230 НК РФ, в связи с чем удовлетворяют требования налоговых агентов и признают решения инспекции недействительными. К таким выводам пришли арбитры в постановлениях ФАС ВСО от 09.04.2013 №А19-16467/2012, ФАС УО от 10.09.2014 №Ф09-5625/14, от 23.05.2014 №Ф09-2820/14, от 24.09.2013 №Ф09-9209/13. Кроме того, судьи отмечают, что данное толкование положений п. 5 ст. 226, п. 2 ст. 230, ст. 126 НК РФ согласуется также с требованиями п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).