Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Для чего создаются комиссии по трудовым спорам?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Инициируют ее образование как сами работники, так и их представители либо работодатель (ИП, компания). Во многих случаях она формируется по предложению профсоюза. Ведь этот способ — самый доступный при устранении возникших разногласий.
Комментарий к ст. 384 ТК РФ
1. Согласно ст. ст. 308, 348 ТК индивидуальные трудовые споры, не урегулированные работником и работодателем — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, и религиозной организацией как работодателем самостоятельно, рассматриваются в суде.
Таким образом, КТС не образуется, если работодателем является физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, религиозная организация.
2. Статья 384 не содержит положения об обязательном создании КТС в организации.
Проявить инициативу в создании КТС могут как работники (представительный орган работников), так и работодатель (организация, индивидуальный предприниматель). О представительном органе работников см. коммент. к ст. ст. 29 — 31.
Предложение о создании КТС должно иметь письменную форму. Устная форма обращения не влечет правовых последствий.
Возложение на сторону, получившую предложение о создании КТС, обязанности направить своих представителей означает, что сторона должна не только их определить (назначить, избрать), но и сообщить об этом другой стороне.
Неисполнение работодателем обязанности направить в 10-дневный срок своих представителей в КТС со дня получения предложения свидетельствует о нарушении им трудового законодательства.
3. Трудовой кодекс предусматривает образование КТС на паритетных началах: из равного числа представителей работников и работодателя.
Представители работников избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции).
Общее собрание коллектива организации правомочно избирать членов КТС, если на его заседании присутствует более половины от общего числа работников данной организации (подразделении).
Конференция работников проводится в тех случаях, когда в организации сложно провести общее собрание, что обусловлено большим количеством работающих, производственным процессом, режимом работы, территориальной разобщенностью структурных подразделений и другими причинами. Делегаты на конференцию избираются по нормам и в порядке, которые определяются работниками организации. Конференция правомочна, если на ней присутствует не менее 2/3 делегатов конференции.
Общее собрание и конференция работников принимают решения большинством голосов присутствующих на собрании и конференции.
4. КТС формируется из представителей работодателя. Таким образом, руководитель организации, индивидуальный предприниматель не могут войти в ее состав. Это исключает их участие в оценке своей же деятельности, с которой не согласен работник, и создает условие объективности принимаемых КТС решений.
При назначении представителей работодателя руководителю организации, индивидуальному предпринимателю следует получить согласие работников на участие в работе комиссии. Выполнение этой обязанности основано на добровольном волеизъявлении работников. Назначение работников в состав КТС оформляется приказом, распоряжением работодателя.
5. К компетенции общего собрания работников относится решение о создании КТС в структурных подразделениях организации. Формирование КТС в структурных подразделениях осуществляется аналогичным образом, как и образование КТС в организации.
В КТС структурных подразделений организации рассматриваются споры, возникающие в пределах полномочий этих подразделений, например об оплате сверхурочных работ, о неправомерном перемещении работника в пределах подразделения. Спор о перемещении работника в другое структурное подразделение будет предметом рассмотрения КТС организации.
6. Работникам, избранным в состав КТС, предоставляются гарантии. Они освобождаются от выполнения трудовых обязанностей для участия в работе комиссии. За этот период им сохраняется средний заработок (см. коммент. к ст. 171). Принимая во внимание условия производственной деятельности, характер и многосменный режим работы и другие основания, заседание КТС может иметь место и в свободное для члена КТС время. Вопрос о предоставлении работникам компенсаций в этом случае может решаться на локальном уровне.
7. Работодатель обязан обеспечить организационно-техническую деятельность комиссии: предоставить помещение и создать условия для работы. КТС должна иметь свою печать. Средства на ее изготовление выделяются работодателем.
8. Председатель КТС, его заместитель, секретарь избираются членами КТС. Они могут быть представителями работодателя или представителями работников. Законодательством не установлено требований к их составу и порядку избрания.
9. Законодательством не установлен срок, на который создается КТС. Поэтому КТС может быть создана как на срок определенный, неопределенный, так и для рассмотрения единичного индивидуального трудового спора.
10. При увольнении работника, являющегося членом КТС, принцип паритетности, лежащий в основе ее образования, нарушается. В связи с этим представители работников, работодатель избирают или назначают нового работника в состав КТС.
Что собой представляет комиссия по трудовым спорам
Первый по популярности и простоте метод решения трудовых споров – это переговоры с работодателем. Второй – это обращение к комиссии по трудовым спорам. Это специальная структура, служащая для решения конфликтов внутри компании. Позволяет решить конфликт без обращения к сторонним инстанциям. Комиссия включает в себя обе стороны конфликта.
Эта структура может формироваться по инициативе как сотрудников, так и работодателей. Решения комиссий должны соответствовать нормативным актам. Никто не имеет право оказывать давление на участников структуры.
Создание трудовой комиссии сопровождается формированием специального положения.
Оно включает в себя порядок создания органа, число участников, порядок принятия коллегиальных решений, сроки.
Споры – это не редкость
Время от времени работодатели (организации и индивидуальные предприниматели) становятся участниками трудовых споров: конфликтов по вопросам применения законов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовую сферу. В большинстве случаев возникшее недопонимание удается решить путем прямых переговоров работника и администрации. Однако бывает, что по-хорошему договориться не удалось. В этом случае работник может обратиться в суд.
Однако трудовое законодательство предусматривает еще один способ урегулирования конфликта – рассмотрение спора комиссией по трудовым спорам (КТС). Ведь такая комиссия, как и суды общей юрисдикции, является органом, обладающим государственно-властными полномочиями по рассмотрению трудовых споров (ст. 382 ТК РФ). Таким образом, комиссия по трудовым спорам (КТС) создается для решения конфликтных ситуаций на предприятии.
Плюсы создания комиссии
Зачастую трудовой инцидент возникает на почве недостаточного знания законодательства со стороны работников. Здесь достаточно лишь грамотно объяснить ему ситуацию и ее правовую основу.
Для работодателя создание КТС имеет ряд преимуществ:
- Возможность не выносить спор за пределы компании и урегулировать конфликт в досудебном порядке.
- Повышается доверие коллектива к работодателю. Выстраивание положительных взаимоотношений с работниками является непростой задачей администрации организации. Создавая комиссию, работодатель может гарантировать своему коллективу возможность обсудить возникшие конфликты, снизить риск нарушения их трудовых прав.
- Возможность качественно подготовиться к отстаиванию интересов в суде в вопросах, которые должны решаться в судебном порядке, или не решены в порядке досудебного урегулирования.
Работник, подавший в КТС жалобу, может остаться недовольным ее решением. Тогда он вправе искать правду в суде. Все документы по делу уже будут собраны комиссией.
Согласно нормам ТК РФ, можно выделить 2 основных вида трудовых споров:
- индивидуальные (ст. 381 ТК РФ), возникающие из разногласий, связанных с правоотношениями конкретного работника и работодателя (например, о переводе на другую должность, о повышении или понижении квалификационного разряда, об увольнении и др.);
- коллективные (ст. 398 ТК РФ), возникающие между профсоюзом (или трудовым коллективом) и работодателем. В них оспариваются и защищаются права, полномочия и интересы коллектива в целом или его части, права профсоюза как представителя работников по вопросам работы, быта, культуры.
В соответствии со ст. 60 ТК РФ индивидуальные споры рассматриваются трудовыми комиссиями, инспекциями или в процессе судебного заседания.
Срок подачи жалобы в трудовую комиссию или суд составляет 3 месяца с момента нарушения прав работника. Сроки обращения в инспекцию законодательством не регламентированы.
Большинство таких конфликтов рассматривается трудовыми комиссиями. Исключение составляют следующие дела (они рассматриваются только в суде):
- восстановление в должности после увольнения;
- изменение числа и повода увольнения;
- незаконный перевод с одного места работы на другое;
- разногласия в сумме заработной платы;
- оплата вынужденного прогула;
- нарушение правил ипользования личных данных работника;
- взыскание материального ущерба в пользу работодателя;
- необоснованный отказ в предоставлении соискателю рабочего места;
- любые проявления дискриминации;
- если работодатель является физическим лицом;
- если работодателем выступает религиозная организация.
Коллективные трудовые споры рассматриваются примирительной комиссией с участием посредника или в трудовом арбитраже (ст. 61 ТК РФ). Порядок их рассмотрения описан в ст. 402 — 404 ТК РФ.
В первую очередь работникам необходимо направить руководителю организации свои требования в письменном виде. В течение 3 дней после их получения последний обязан сформировать примирительную комиссию, состоящую из представителей сторон (в равных долях).
Если согласия таким образом достичь не удалось, спор будет рассмотрен с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
В первом случае коллективный конфликт рассматривается в течение 7 рабочих дней с момента приглашения посредника. Процедура должна завершиться выработкой компромиссного решения (оно оформляется в письменном виде) либо составлением протокола разногласий, если такое решение принять не удалось.
Формирование трудового арбитража (его состав, регламент и полномочия) оформляется решением работодателя, представителей работников и уполномоченного государственного органа. В данном случае спор должен быть рассмотрен в течение 5 рабочих дней с момента создания трудового арбитража.
Трудовой арбитраж принимает решение по существу спора. На этом этапе его работа заканчивается.
Как документально фиксируется?
Основанием для начала рассмотрения является письменное обращение стороны-заявители.
Справка! Общепринятого бланка не разработано, а учитывая безграмотность большинства сотрудников в решении правовых вопросов, на каждом предприятии должна быть разработана хотя бы приблизительная форма заявления.
- Составляется приказ о начале процесса регулировки конфликта, в котором указываются:
- ФИО председателя состава.
- ФИО членов КТС и секретаря.
- Суть вопроса (чего конкретно хочет заявитель).
- Обязательно подписи всех участников процесса.
Конкретной формы данного приказа не разработано, поэтому, как правило, при его составлении пользуются положениями, разработанными на конкретном предприятии и учитывающие все нюансы.
- Все документы должны быть составлены в письменном виде лично и заверены подписями и печатями, которые имеются у председателя комиссии.
- Данные документы регистрируются в специальном журнале в обязательном порядке.
- Сам процесс фиксируется секретарем в протоколе рассмотрения. По окончанию заседания документ подписывает председатель или его заместитель.
- Далее составляется документ о принятых решениях КТС. В связи с тем, что он является процессуальным документом, на основании которого, в случае необходимости, заявление будет направлено для дальнейшего рассмотрения в суд, к составлению его подходят особенно тщательно и учитывают все нормативные акты.
Распорядительная часть включает в себя четкие указания, соответствующие юридическим нормам, и ссылки на правовые акты, на которые опирались члены КТС при вынесении решения.
Процесс создания комиссии по трудовым спорам занимает несколько этапов. Для того чтобы его запустить, работнику необходимо письменно обратиться к своему руководителю, соблюдая требования 384 статьи Трудового кодекса (ТК РФ).
После этого происходит формирование состава комиссии. Кандидаты на должности её членов могут быть как поддержаны работниками организации, так и опровергнуты. Членство в комиссии — добровольное дело. Невозможно заставить работника выполнять эту общественную функцию против его желания.
Дальше происходит документальная фиксация создания нового органа управления. Для этого создают приказ о создании комиссии по трудовым спорам. Выполняется он на специальном бланке, а при его отсутствии — на листе формата А4 по утверждённому образцу.
Обязательными реквизитами приказа являются:
- герб государства (для государственных учреждений) или эмблема компании;
- порядковый номер регистрации в журнале;
- причина создания;
- дата создания документа;
- дата подписания руководителем предприятия;
- точное название предприятия.
Из ч. 1 ст. 384 ТК РФ следует, что юрисдикционный орган формируется на паритетной основе из числа следующих субъектов:
- Представителей руководителя.
- Представителей сотрудников предприятия (при этом четко не определен вопрос относительно того, являются ли представители сотрудниками данного конкретного предприятия или могут привлекаться сторонние лица).
Общая структура комиссии выглядит следующим образом:
- Председатель – ключевая фигура в КТС, назначается на основе голосования. Решение спора выносится после одобрения вердикта председателем КТС.
- Заместитель – перенимает частично обязанности председателя при его присутствии, а во время его отсутствия берет на себя полную ответственность за происходящее.
- Секретарь – фиксирует информацию о спорах в письменном виде, в полном объеме отвечает за сохранность документации и ее достоверность.
- Представители работодателя – отстаивают позицию работодателя, помогают ему с ее аргументацией и общей поддержкой.
Процесс формирования не представляет особой сложности. Согласно ч. 1 ст. 384 ТК РФ специализированный орган создается по инициативе сотрудников предприятия и (или) руководителя (для чего создается такая комиссия?). Для формирования достаточно заявления любого участника конфликта.
Воля сотрудников отражается в протоколе общего собрания или в решении профсоюзной организации, защищающей интересы большей части сотрудников конкретного предприятия. Воля руководства отражается в его распоряжении, приказе. Основа формирования комиссии является добровольно-принудительной и соответствует принципу равенства сторон.
Процедура создания добровольна для ее инициатора и императивна для оппонента. Субъектом конфликта в течение десяти дней, получивший предложение о формировании юрисдикционного органа, предоставляются свои представители, для участия в совместном расширенном собрании предприятия, на котором оппоненты будут договариваться о всех организационных вопросах создания и деятельности специализированного органа.
После окончательного утверждения численного и качественного состава членов специализированного органа из его состава следует избрать председателя, его заместителя и секретаря. Данные лица будут обеспечивать дальнейшую организационную деятельность юрисдикционного органа.
СПРАВКА. Специализированный орган (комиссия) может быть сформирован не только в самой организации, но и в ее структурном подразделении.
Предварительный просмотр:
1. Органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются:
а) примирительная комиссия;
б) суд общей юрисдикции;
г) комиссия по трудовым спорам;
д) арбитражный суд.
2. Имеет ли право работник, минуя комиссию по трудовым спорам (КТС), обратиться за защитой своих прав в суде:
в) да, но только после письменного уведомления об этом работодателя.
3. За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам:
а) в 3-месячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права;
б) в 6-месячный срок;
в) в течение 1 года;
г) в месячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
4. В течение какого времени можно обжаловать решение комиссии по трудовым спорам:
а) в течение 7 дней;
б) в течение 1 месяца;
в) в течение 10 дней;
г) в течение 1 года.
5. Какие виды трудовых споров рассматриваются непосредственно в судах:
а) о переводе на другую работу;
б) о наложении на работника дисциплинарных взысканий;
в) об оплате труда;
г) отсутствие КТС в организации;
д) возмещение материального ущерба работнику;
е) незаконное увольнение;
ж) отказ в приеме на работу.
6. Этапами рассмотрения коллективного трудового спора являются:
а) рассмотрение вышестоящей профсоюзной организацией;
б) рассмотрение примирительной комиссией;
в) рассмотрение трехсторонней комиссией по урегулированию споров;
г) рассмотрение с участием посредника;
д) рассмотрение комиссией по трудовым спорам;
е) рассмотрение в арбитражном суде;
ж) рассмотрение трудовым арбитражем.
7. Из кого формируется примирительная комиссия:
а) из представителей работодателя;
б) из представителей профсоюзных органов;
в) из представителей работников и работодателя на равноправной основе.
8. Сроки рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника:
а) в течение 3-х рабочих дней;
б) в течение 10 рабочих дней;
в) в течение 7 рабочих дней.
9. Примирительна комиссия рассматривает коллективный трудовой спор в срок:
а) до 3-х рабочих дней;
б) до 5 рабочих дней;
в) до 7 рабочих дней.
10. Посредник при рассмотрении коллективного трудового спора:
а) единолично принимает решение по спору;
б) помогает сторонам спора выработать согласованную позицию и тем самым разрешить спор, но сам решение не принимает;
в) принимает решение в соответствии и с рекомендациями государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров.
Сроки обращения и давности, рассмотрения
Сроками исковой давности называют определенный период, в течение которого гражданин может обратиться в суд для восстановления или защиты своих прав. Так, ст. 196 ГК РФ, устанавливает срок в 3 года с момента обнаружения нарушений прав. Однако в действующем трудовом законодательстве нет понятия искового срока, а применяется определение «срок обращения в суд».
Согласно ТК РФ, для индивидуальных трудовых споров срок обращения в суд составляет 3 месяца с момента выявления нарушения прав. Существуют исключения:
- месяц дается на обращение по поводу увольнения, срок отсчитывается с даты выдачи трудовой книжки или копии приказа об увольнении;
- год на разрешение спора по вопросам удержанной зарплаты, расчетных и иных видов денежных выплат;
- год по конфликтам, связанным с причиненным предприятию ущербом работником, сроки отсчитываются с даты обнаружения ущерба.
Восстановление сроков по трудовым спорам возможно только на основании решения суда и лишь в случае, если они были пропущены по уважительным причинам.
Срок обжалования решения по трудовому спору составляет месяц с момента его вынесения. При этом нужно учитывать, что суд готовит решение в срок до двух недель, а потому есть риск не успеть подать апелляционную жалобу. Чтобы избежать этого, рекомендуется заявлять о несогласии с решением суда сразу с момента его вынесения, а письменную жалобу отправлять в момент получения оформленного судебного решения.
Что касается сроков обращения за защитой по поводу коллективных трудовых споров, тут все будет зависеть от способа урегулирования конфликта:
- примирительная комиссия должна рассмотреть спор за 5 дней;
- посреднику дается не более семи дней, на его привлечение может уйти не более трех дней;
- трудовой арбитраж будет рассматривать спор не более пяти дней.
Если коллективный трудовой спор будет рассматриваться Федеральной службой по труду и занятости, срок рассмотрения не будет превышать одного месяца.
Комитет по трудовым спорам
Департамент или комитет по трудовым спорам правильно называется «Государственная инспекция труда» или «Роструд». Для каждого региона есть свой сайт организации, на котором указаны контактные телефоны, адреса приемных и другая необходимая информация.
В сферу ее компетенции, в соответствии со ст. 356 ТК РФ, входит:
- контроль за соблюдением работодателями ТК РФ;
- предъявление работодателю распоряжений о восстановлении им трудовых прав сотрудников;
- отстранение от работы лиц, не ознакомленных с техникой безопасности или не имеющих знаний по этому вопросу;
- расследование причин и обстоятельств несчастных случаев на работе;
- привлечение к административной ответственности виновных в нарушении ТК РФ лиц.
Кроме того, Роструд может приостановить деятельность предприятия в случае несоблюдения его руководством действующего законодательства, повлекшее нарушение прав работников.
Отдельный работник может написать письмо в Роструд для отстаивания своих прав. В некоторых случаях результат будет получен даже быстрее, чем при решении проблемы в судебном порядке Проконсультируйтесь с нашим юристом, целесообразно ли в вашей ситуации обращаться в Государственную инспекцию труда или есть другой, более эффективный способ решения проблемы.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Порядок формирования комиссии
Создавать инспекции на предприятии можно по инициативе трудящихся, профсоюза или администрации компании. Независимо от того, кто пожелал сформировать комиссию, ею принимаются решения, выполнение которых обязательно для всех участников спорной ситуации.
Вам может быть интересно: Порядок проведения специальной оценки труда
Этапы формирования:
Стадия | Особенности |
Подтверждение оснований | Для этого необходимо получение заявления от заинтересованной стороны. В ходатайстве описывается причина созыва инспекции и основные требования пострадавшего лица. |
Формирование состава | Каждый из участников разногласия может делегировать своего представителя в члены комиссии или предложить голосование за конкретных кандидатов. Граждане, желающие войти в состав инспекции, могут подавать предложения на рассмотрения своей кандидатуры. |
Издание соответствующего приказа | Должен содержать печать предприятия и присвоенный номер регистрации. |
Утверждение состава | Перечисляются все участники. |
Организация деятельности инспекции | Предоставление отдельного помещения и технических средств для ведения деятельности. |