Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уклонение от налогов: за что могут заподозрить в недоплате». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.
Что делать, если налог не уплачен в срок
Если по итогам совершения одного из вышеперечисленных действий вами выявлена неуплата налога в срок, в первую очередь следует выяснить ее причину.
Если ошибка допущена вашим сотрудником или непосредственно вами, необходимо уплатить недоимку и соответствующие пени. Если же по вашим данным расчеты произведены корректно, отражены в представленной в инспекцию налоговой декларации, а налог своевременно уплачен, то в вопросе целесообразно разбираться по следующему алгоритму:
1) Телефонные переговоры с инспектором.
Тут нужно указать инспекции на выявленные расхождения и в устной форме аргументировать позицию, почему вы считаете сумму недоимки или пеней, штрафов неправомерной.
Признаки умысла неуплаты налогов
Возникает справедливый вопрос: а что такое умышленная неуплата налогов?
ФНС РФ дает ответ: это совокупность действий налогоплательщика, которые направлены на построение искусственных договорных отношений, имитация реальной экономической деятельности подставных лиц (фирмы-однодневки).
Самыми главными признаками умышленности являются имитационные. Но, так как при имитации налогоплательщики стремятся сэкономить, то полноценной имитации у них не получается. Например, в схеме «дробления бизнеса» для того, чтобы сохранить право на спецрежим (например, применение ЕНВД по площади торгового зала до 150 кв.м.), производится имитация работы нескольких ИП, ООО на ЕНВД, которые формально продают разный ассортимент товаров.
Какое наказание предусмотрено для руководителя, учредителя и главного бухгалтера за уклонение от уплаты налогов юридического лица
На практике ФНС проводит проверку в отношении организации, устанавливает недоимку по налогам и выставляет требование о доначислении обязательных платежей. Если налоговая задолженность превышает 5 000 000 руб. за три года, материал направляется в следственные органы для возбуждения уголовного дела.
Если следствие соберет достаточно доказательств, подтверждающих факт совершения преступления по статье 199 УК РФ, руководитель, учредитель или главный бухгалтер наказывается штрафом в размере от 100 000 руб. до 500 000 руб. Также они могут быть лишены права занимать свою должность на период до 3 лет. Злостные преступники лишаются свободы на период до 3 лет.
При оплате налоговой задолженности гражданин освобождается от наказания. Для закрытия уголовного дела в связи с добровольной уплатой налогов рекомендуем своевременно обратиться за помощью к квалифицированному адвокату, который специализируется на защите руководителей и владельцев бизнеса от проверок ФНС, ОЭБиПК, СК РФ и от других контролирующих структур. При грамотных действиях обвиняемого на этапе следствия дело не дойдет до суда.
Признаки уклонения от уплаты налогов
Чем же отличается уклонение от уплаты налогов от неуплаты обязательных платежей без злого умысла? Это очень важный вопрос, поскольку в первом случае речь идет о преступлении, а во втором – об административном правонарушении с намного менее строгими санкциями. Вот основные признаки, которые отличают уклонение от уплаты налогов:
- в деятельности представителей компании есть конкретные действия, направленные на минимизацию налогообложения – сразу стоит отметить, что сама по себе минимизация налогов не является преступным действием, если выполняется в рамках законодательства (например, налогоплательщик может вполне законно воспользоваться налоговыми льготами, если подпадает под необходимые критерии). Здесь речь идет о таких действиях, которые идут вразрез с требованиями закона: дробление бизнеса с целью снижения налоговой нагрузки, занижение объема прибылей и завышение расходов в отчетности, трудовые договоры и сотрудничество с ИП вместо оформления сотрудников в штат и т.д. При выявлении подобных действий и обнаружении неуплаты части налогов может быть возбуждено уголовное дело;
- размер недоплаченных налогов превышает установленный размер – уголовное преследование по статье об уклонении от уплаты налогов начинается с определённой суммы, которая составляет 5 млн рублей или свыше 25% от требуемого размера.Ниже этого порога налогоплательщик может быть привлечен только к административной ответственности;
- налоги не поступили в бюджет по злому умыслу – привлечь юридическое или физическое лицо к ответственности за неуплату налогов можно только в том случае, если обязательные платежи не вносились умышленно. Если удастся доказать, что это произошло из-за ошибки или других неумышленных действий, статья об уклонении от уплаты налогов уже не может быть применена.
При расследовании уголовных дел, связанных с уклонением от уплаты налогов, анализируется много факторов, прежде чем определяется вина конкретных лиц и степень их ответственности.
Ответственность за экономические преступления
С момента регистрации организации или предпринимателя в ИФНС у них возникают обязательства по уплате налогов и других сборов либо по перечислению единого платежа (если выбран определенный налоговый режим). В случае выявления нарушений в порядке предоставления отчетности и уплаты налоговых сборов нарушителю может грозить ответственность, предусмотренная нормами российского законодательства.
Законодательство выделяет несколько оснований для наступления ответственности:
- ИП не предоставил в обозначенные сроки декларацию или другой аналогичный документ;
- сведения, содержащиеся в отчете, искажены с целью занижения суммы начисляемого налога;
- налог не был уплачен в установленный срок.
Размер штрафа определяется на основании норм, содержащихся в ст.69 и 122 НК РФ. Для организаций ответственность за неуплату налоговых сборов прежде всего выражается в начислении пени за каждый день просрочки. Уплата начисленных пени не освобождает юридическое лицо от погашения основной суммы финансового обязательства перед налоговой инспекцией.
Ответственность для организаций наступает с учетом характерных особенностей:
- в случае выявления сведений, свидетельствующих о занижении налоговой базы, организации грозит штраф, размер которого может составлять 20% от общей суммы налога;
- если будет обнаружено, что юридическое лицо умышленно занижало налоговую базу или производило неправильный расчет, с целью уменьшения суммы налогового сбора, то ответственность наступает в виде 40% штрафа.
Аналогичная схема применения штрафных санкций предусматривается и для лиц, зарегистрированных в качестве ИП.
Как показывает практика, зачастую стремятся наказать именно за уклонение от уплаты налогов (сборов и страховых взносов) (ст. 199 УК РФ). Фигурантами дела в этом случае становятся руководители, главные бухгалтеры компаний и иные лица, которые принимали участие в преступлении (давали советы, указания и пр.) (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64). Так что, не исключено привлечение к ответственности собственников компании, контролирующих компанию лиц (бенефициаров). Сейчас налоговые и правоохранительные органы весьма успешно определяют лиц, фактически владеющих и управляющих бизнесом, поэтому зачастую «номиналы» и оффшорные структуры не мешают определить «нужное лицо» и привлечь его к уголовной ответственности.
На данный момент суды руководствуются постановлением ВС РФ 13-летней давности (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64), согласно которому способами уклонения от уплаты налогов (сборов) могут быть:
-
Действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений.
-
Бездействия, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных документов.
Общие правила ответственности за неуплату налогов и сборов.
Уголовный кодекс нам говорит, что определяющим является противоправность деяния плательщика налога — субъекта (физического или юридического лица). Причём противоправность деяния выражается как в действии, например, во введении ФНС РФ в заблуждение путем предоставления неверных (недостоверных, сфальсифицированных) сведений, включение в налоговую декларацию заведомо недостоверных сведений, уклонение от уплаты налогов, а так же бездействии, когда отчётная декларация просто не подаётся (уклонение от подачи декларации).
Например, сфальсифицированными будут являться документы, когда вы искусственно отнесли на затраты стоимость работ, которая не выполнялась, стоимость товара, который не поставлялся и т.п., при этом документы были изготовлены вами или вашими сотрудниками, либо вам было известно, что документы вам предоставляются сфальсифицированные.
Все это является преступлением.
Какая именно ответственность за неуплату налогов может быть применена?
Чтобы в принципе стал рассматриваться вопрос привлечения к уголовной ответственности, само правонарушение должно быть прописано в НК РФ. Базовые принципы расписаны в ст. 108 НК РФ. Из него, в частности, следует, что перечень правонарушений – исчерпывающий. Его нельзя трактовать расширительно. При этом фискалы должны действовать в строго определённых рамках, в противном случае их действия вполне реально опротестовать.
До 2014 года уголовная ответственность могла наступить исключительно тогда, когда уже состоялось решение ФНС РФ, причём оно должно было вступить в силу и зафиксировать конкретное правонарушение. Обычно такое решение выносилось по итогам проверки (камеральной или же выездной).
До указанного выше периода налогоплательщик вправе был обжаловать сделанные сотрудниками налоговой инспекции выводы в суде. И только в том случае, если обжаловать не удалось, а решение ФНС РФ даже после разбирательств признано законным, виновные могли быть привлечены к ответственности, в том числе и уголовной.
Каких действий можно ожидать от налоговых органов в связи с привлечением к уголовной ответственности?
- Если налоговики вышли с выездной налоговой проверкой и обнаружили, что проверяемая компания поработала с однодневкой, а сумма сэкономленных налогов превысили установленную ст. ст. 199 и 198 УК РФ, то она обязана сообщить в правоохранительные органы.
- Если налоговики не могут самостоятельно допросить или найти директоров и учредителей однодневок, то они могут обратиться за помощью в полицию.
- Если налогоплательщик не пускает на свою территорию налоговиков, то они так же могут обратиться в правоохранительные органы.
- А вообще, налоговики к любой выездной налоговой проверке готовятся заранее, до выхода на проверку. Поэтому они выходя на проверку уже «все знают», и если они полагают, что налогоплательщик может им оказать, хотя бы пассивное сопротивление, то они придут к нему уже с оперативным работником, который будет включен в число проверяющих, либо попросят, чтобы у вас на предприятии было проведено оперативными сотрудниками ОРМ с выемкой.
В целом же и в отношении физического, и в отношении юридического лица действия ФНС РФ так или иначе связаны со сбором доказательств, с проверками и с грамотным оформлением сделанных выводов.
Налоговый комплаенс как инструмент уменьшения рисков привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям
Налоговый комплаенс – это комплекс мер по оценке налоговых рисков. Он позволяет выявить ошибки при исчислении налогов и сборов, оценить вероятность назначения налоговой проверки, проконтролировать соблюдение критериев должной осмотрительности, проверить поставщиков на добросовестность и т.д. Процедуры налогового комплаенса помогут точно узнать, насколько рискованна применяемая организацией хозяйственная модель. А главное, после проведения таких процедур можно будет выработать план мероприятий для нивелирования рисков и предотвращения возможных негативных последствий, в том числе привлечения к уголовной ответственности.
Рассмотрим пример. Небольшое ООО решило проанализировать, насколько рискованна применяемая им модель хозяйственных отношений с точки зрения ст. 54.1. НК РФ («Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов»). Общество обратилось к сторонним налоговым консультантам. Они предложили провести проверку, при которой выявляются, оцениваются и нивелируются налоговые риски на предприятии. Особенность этой процедуры налогового комплаенса заключается в том, что критериев налоговых рисков по ст. 54.1 в Налоговом кодексе нет. Для определения подобных рисков используются методики, основанные в том числе на опыте сопровождения налоговых проверок и анализе арбитражной практики.
После проведения запланированной комплаенс-процедуры стало ясно, что в зоне риска оказались хозяйственные взаимоотношения организации с индивидуальными предпринимателями. В случае проверки налоговый орган мог переквалифицировать гражданско-правовые договоры с ИП в трудовые и доначислить страховые взносы и штрафы. Такой риск возник из-за ошибок в формулировках условий договоров и оформлении первичных документов.
(Налоговый орган может переквалифицировать гражданско-правовые договоры с самозанятыми в трудовые и доначислить налоги и страховые взносы, которые не выплачивались с даты заключения договоров. А если сумма неуплаченных налогов и сборов окажется крупной, то может встать вопрос и об уголовной ответственности. Почему это возможно и как этого избежать – читайте в статье «Самозанятость: нюансы нового налогового режима»).
Что изменилось после внесения поправок в Уголовно-процессуальный кодекс?
В ст. 76.1 УК РФ указано, что если налоговое преступление совершено впервые, то виновные могут быть освобождены от уголовной ответственности. Для этого нужно полностью погасить недоимку, уплатить пени и штраф. Согласно прежней редакции ст. 28.1 УПК РФ суд, а также следователь прекращает уголовное преследование, если причиненный бюджетной системе ущерб был возмещен в полном объеме до назначения судебного заседания.
Ранее полное возмещение ущерба, произведенное уже после назначения судом первой инстанции судебного заседания, признавалось судами обстоятельством, лишь смягчающим наказание4. Это ставило в неравное правовое положение тех, кто возместил ущерб в ходе судебного разбирательства до удаления суда в совещательную комнату, перед теми, кто возместил его чуть раньше, до назначения судебного заседания. К тому же такой порядок не мотивировал добровольно загладить причиненный преступлением вред.
Налоговая ответственность
Согласно статье 107 НК РФ, к ответственности за неуплату налогов могут быть привлечены как юридические, так и физические лица в возрасте от 16 лет.
Когда организация отвечает перед налоговой инспекцией за неуплату сборов, не исключается привлечение к административной или уголовной ответственности её руководителя.
Налоговая ответственность это финансовые санкции, то есть штрафы по решению налогового органа, выявившего нарушения. В то же время, существенно снизить штраф (как минимум в два раза) можно при наличии смягчающих обстоятельств: неуплата вследствие особых обстоятельств (тяжелое заболевание члена семьи, к примеру), под влиянием угрозы или вследствие служебной зависимости и т.д. И напротив, денежная санкция может быть увеличена вдвое при наличии такого отягчающего обстоятельства, как совершение подобного правонарушения повторно. Перерасчет штрафа с учетом смягчающих или отягчающих обстоятельств вправе производить или апелляционная инстанция налогового органа или суд.
Умышленное уклонение от уплаты налогов — признаки
В своих Письмах Федеральная налоговая служба приводит примеры возможных действий налогоплательщиков, которые могут стать для налоговой инспекции сигналом того, что имеет место умышленное уклонение от уплаты налогов. К таковым относятся:
- Определенные действия плательщика налогов, осуществляемые в период проведения налоговой проверки.
- Сложный и запутанный характер действий плательщика налога в рамках налоговой схемы, повторяющийся и продолжительный по времени (какой невозможен при ведении обычной хозяйственной деятельности и по неосторожности).
- Наличие обстоятельств, которые дают понять, что действия участников хозяйственной деятельности (например, директора и бухгалтера) являются согласованными.
- Обнаружение инспекторами прямых улик противоправной деятельности.
- Имитация хозяйственных связей с фирмами-однодневками (на самом же деле поставки товара не было, услуги не оказывались, и работы не выполнялись).
- Какая-либо подконтрольность контрагентов проверяемому плательщику налогов (экономическая, юридическая и т.д.).
Рассмотрим каждый из таких признаков умышленного уклонения от налогов подробнее.
Какие есть санкции за неуплату налога в срок?
Для сумм непогашения налоговых обязательств не действует общий срок исковой давности, обозначенный ст. 196 ГК РФ. Если с момента формирования задолженности прошло более трех лет, привлечь должника к ответственности не получится. Нельзя наказать предпринимателя за неуплату сборов в пенсионный фонд, по другим объектам налогообложения, если ранее по этим лицевым счетам существовала переплата.
Несмотря на невозможность взыскать долги с неплательщика, налоговая инспекция не спишет недоимки. Они будут дальше существовать в прежнем размере. Единственный вариант полного закрытия обязательств – погашение или амнистия Правительства РФ. Только тогда ИП освободится от долгового бремени.
Статья 113 НК РФ позволяет привлечь граждан или юридическое лицо к ответственности, если с момента нарушения прошло не более трех лет. Указанный период начинает течь с первого дня, после истечения срока на оплату. Исключение составляют случаи, когда неуплата была связана с неправомерными действиями налогового агента – налоговая служба будет исчислять срок с момента совершения правонарушения.