Суды стали отказывать в возмещении НДС по реальным сделкам. Как отстоять вычет

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Суды стали отказывать в возмещении НДС по реальным сделкам. Как отстоять вычет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


У ИФНС всегда возникали и будут возникать вопросы, если предъявленный к вычету НДС не корреспондируется с рассчитанной суммой налога в декларации партнера, т.е. контрагент не отразил НДС. Эти вопросы регламентированы в ст. НК РФ, согласно которой инспектор обязан направить плательщику требование представить пояснения или внести исправления в декларацию, если камеральной проверкой выявлены несоответствия или противоречия между сведениями, имеющимися в документах обеих сторон.

Что такое вычет по НДС и как регулируется его сумма

Как известно, налог на добавленную стоимость (НДС) — это косвенный налог. Собственник продает товары и оказывает услуги с определенной наценкой, часть которой в виде налога предназначена для государства. То есть, по сути, предприниматель является сборщиком налога, а покупатель — его плательщиком. Если предприниматель продает товар по 180 рублей, то из них 150 рублей он оставляет себе, а 30 рублей (НДС по ставке 20 %) передает государству.

Однако представим, что предприниматель купил этот товар по 120 рублей, из которых 100 рублей остались у поставщика, а 20 рублей поставщик уже оплатил в бюджет в качестве НДС. Вот эти 20 рублей и называются налоговыми вычетами — суммами, на которые предприниматель может уменьшить налоговые обязательства по перечислению НДС. Так что с учетом вычетов он должен будет перечислить в бюджет всего 10 рублей.

Именно поэтому в учетных программах бухгалтеры учитывают закупаемые товары по стоимости без НДС (100 рублей), отдельно накапливая так называемый входящий НДС (20 рублей). Продаваемые товары учитываются по цене без НДС (150 рублей), отдельно накапливается исходящий НДС (30 рублей).

Конечно, в теории и на простых примерах все ясно, четко и понятно, а вот в реальной жизни возникают определенные сложности. Правила расчета налоговых вычетов содержатся в Налоговом кодексе РФ, а точнее — в статье 166. А вот условия, при которых компания может рассчитывать на эти вычеты, перечислены в статье 171. Их всего три:

  • приобретенные товары (работы или услуги) были куплены для дальнейшего производства, а также других операций, которые подлежат обложению НДС, либо для дальнейшей перепродажи (как в примере выше);
  • товары должны быть обязательно оприходованы;
  • правильно оформленные документы (прежде всего счета-фактуры).

Как обжаловать отказ налоговиков

Конкретные основания отказа в возмещении НДС налоговая должна указать в отдельном решении (п. 7 ст. 101 НК РФ). Его вместе с решением по итогам камеральной проверки можно будет обжаловать сначала в региональном Управлении ФНС (УФНС), а затем в суде – если компания не будет согласна с решением вышестоящего налогового органа.

В УФНС можно подать:

  • в течение месяца – апелляционную жалобу, то есть до того, как решения вступят в силу;
  • в течение года – жалобу на вступившие в силу решения, если их не успели обжаловать в апелляционном порядке. Жалоба подается не напрямую, а через ту ИФНС, решение которой обжалуется. УФНС дается месяц на принятие решения (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Решения судов по похожим спорам

Вывод суда сделан без учета норм налогового законодательства. Налоговый кодекс РФ устанавливает закрытый перечень условий для получения налогового вычета. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику, после принятия на учет приобретенных товаров и при наличии счетов-фактур. Важен и факт приобретения товаров для операций, облагаемых НДС (ст. 169, 171, 172 НК РФ). О непременной уплате налога в бюджет в данных статьях речи не ведется. При этом налогоплательщики свободны и самостоятельны в своих действиях и не могут отвечать за действия третьих лиц. Такой подход отражен в постановлениях ФАС Московского округа от 25.10.10 № КА-А40/13657–10 и от 05.03.13 № А41-12501/12. Суд отметил, что Налоговый кодекс РФ не ставит право плательщика на вычет в зависимость от исполнения законных обязательств его контрагентами. В законе не прописана связь получения права на вычет с выполнением обязательства по уплате налога в бюджет со стороны поставщика. Поэтому возложение негативных последствий неисполнения контрагентами своих налоговых обязанностей на плательщика является неправомерным. Однако и аргументы налоговиков находили поддержку в арбитражной практике. Президиум ВАС РФ в постановлении от 27.01.09 № 9833/08 указал, что нормы Налогового кодекса РФ предполагают возможность возмещения НДС из бюджета при наличии реального осуществления хозяйственных операций и осуществлении сделок с реальными товарами. Это, в свою очередь, предполагает уплату данного налога в федеральный бюджет. Соответственно, без уплаты налога получить вычет нельзя.

Читайте также:  Перечень услуг по ОМС: что входит в обязательное медицинское страхование

Схема необоснованного возмещения НДС: как разоблачить >>>

Контрагент не заплатил НДС

Возмещение экспортного НДС! Меня зовут Евгений, я молодой юрист (2 года) на производственно-торговом предприятии.

Сейчас у меня возник вопрос по возмещению НДС при экспорте товаров в страны СНГ из России.

Несмотря на более трехлетнюю работу по экспорту-импорту, видимо нам везло или это результат недавней смены руководства инспекции, первый раз сейчас столкнулись с отказом налога в возмещении НДС.

Ниже дословно привожу формулировки на основании которых налог нам отказал:

УСТАНОВИЛ:

В соответствии с пп. 1 п.1 ст. 164 НК РФ обложение НДС по налоговой ставке 0% производится при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

В представленном пакете документов в разрезе договоров, отсутствует полная комплектность документов, необходимая для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, предусмотренных ст. 165 НК РФ:

1.По договору поставки №209 от 29.07.2005 г. с дополнительными соглашениями (поставщик-ЗАО «ИС», покупатель-ОАО «К» , БЕЛАРУСЬ):-сертификат изделия (п.2.4. договора поставки);-согласно СМС №448587 от 20.03.2006 г. и СМС №448588 от 21.03.2006 г. перевозчиком является ООО «ЛИТ», ИНН 3917018149, адрес: 238311, Калининградская обл., г. Гурьевск, ул. Ленина, 16.

По транспортно-эксплуатационным услугам Тула-Красносельский (БЕЛАРУСЬ) ЗАО «ИС» представлены документы: заявки, акты о выполнении услуг, в которых заказчик-ЗАО «ИС», исполнитель — ООО «ИЦ», счета-фактуры, в которых продавец и грузоотправитель-ООО «ИЦ», грузополучатель и покупатель-ЗАО «ИС».

Подводя заключение, хотелось бы отметить, что, приведенные цитаты ВС РФ и рассуждения в целом (за исключением градации стандартов осмотрительности) не представляют инновационных правовых подходов. Напротив, выводы Суда в большинстве своем известны практике и с необходимостью вытекают при условии «относительно-погруженного» логического осмысления действующего нормативного материала, в том числе ст. 54.1 НК РФ.

Оптимизм, с которым было воспринято рассматриваемое определение, обусловлен в первую очередь тем, что Верховный суд РФ, пожалуй, впервые за много лет продемонстрировал, что логика и право все еще могут быть реальным механизмом разрешения налоговых споров, от чего все мы, честно сказать, отвыкли.

В «идеальной правоприменительной вселенной» именно таким уровнем аргументации должны отличаться все судебные акты высшей судебной инстанции.

Однако, текущие реалии от этого еще слишком далеки. Юридическое сообщество и бизнес настолько привыкли к «доказательному беспределу» в налоговых спорах, что любой адекватно аргументированный судебный акт, ставящий под сомнение аксиому безусловной правоты налоговых органов, воспринимается как нечто экстраординарное.

Действительно – рассматриваемый пример говорит нам, что не так уж все и плохо и несмотря на формировавшуюся в течении нескольких последних лет тенденцию ужесточения механизмов налогового контроля и бесперспективность попыток оспорить доначисления отдельные попытки «найти правду» могут увенчиваться успехом.

От лица всех налогоплательщиков, хотелось бы выразить надежду, что рассматриваемое определение демонстрирует первый шаг на пути долгожданной если не либерализации, то хотя бы «адекватизации» судебных механизмов налогового преследования.

А когда заинтересуются?

Кто-то из вас сейчас начинает со мной активно спорить: «ну что Вы нам тут свои страшилки пишете, кому мы интересны, кто будет следственные действия производить, мы мелкие и никому не сдались».

Уверены? Если за 3 года вы так «сэкономили» больше 15 млн. руб. — то возникает риск уголовного преследования по ч.1 ст.199 УК. Если за 3 года набралось 45 млн. руб. — то ч.2 ст.199 УК (в ред. с 01.04.2020 г.). 15 млн на три года это всего 416 тыс. в месяц «черной оптимизации» (15000000/12 мес. в году *3 года) = 416666,66). Иными словами, если вы убираете из налогов более 400 т.р. в месяц вы уже потенциально ходите под риском уголовного преследования, а все остальное – это лишь вопрос, когда вами заинтересуются.

Я не буду говорить о том, что творится в других регионах, а возьму в пример данные официальной отчетности ФНС и приведу результативность выездных проверок по Санкт-Петербургу по состоянию на 01.10.2020. На весь город было проверено всего-то 39 выездных проверок. Доначислено при этом было 6 305 371 тыс. руб. из которых налогов 4 236 420 тыс. руб., остальное штрафы и пени. То есть в среднем выездная налоговая проверка обходится налогоплательщику в 161 млн. руб. (6305371000/39 = 161 676 179,4872). По Ленинградской области средняя сумма доначислений 41 млн руб. (1024762000/25 = 40990480). То есть, с одной стороны статистика радует, проверяют не так много организаций, а значит, на всех комиссиях чаще стращают, чем реально приходят. С другой если придут, то на уголовный состав точно будет доначислено. Возникновение состава не означает, что посадят, подробно об этом в моей статье: Оптимизация налогов или преступление?

Но в любом случае бизнесмен должен иметь возможность заплатить доначисления в бюджет и должен понимать, что он окажется под уголовным преследованием. А пока он разбирается с этими вопросами, бизнеса, скорее всего, лишится.

Читайте также:  Вступление в наследство по закону (без завещания) в 2022 году

Вышесказанное не означает, что бояться нечего, а доначислить могут только в рамках выездной проверки. Могут и практикуют доначисления в рамках камеральных проверок. Так за 9 месяцев 2021 в Санкт-Петербурге до начислено 721 млн. руб., а по области – 147 млн. руб. И если выездные проверки охватывают доначисления за 3 года, то в статистику по камеральным — попал не полный год. Если выездные проверки бывают не у всех, то камеральные проводятся в отношении каждой сданной декларации (ст. 88 НК РФ).

Если у налоговиков нет счета-фактуры, на основании которого компания заявила вычет НДС, то они не всегда вправе отказывать в праве на него

Налоговый кодекс не содержит нормы, которая бы предписывала налогоплательщику в обязательном порядке прилагать счета-фактуры к декларации по НДС при ее представлении в налоговый орган. Ведь право на вычет предъявленного продавцом налога на добавленную стоимость обусловлено не фактом подачи счета-фактуры в инспекцию, а его наличием у налогоплательщика на момент заявления своего права на соответствующий вычет в налоговой декларации.

Пленум ВАС РФ в п. 4 Постановления от 18.12.2007 N 65 «О некоторых процессуальных вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами заявлений налогоплательщиков, связанных с защитой права на возмещение налога на добавленную стоимость по операциям, облагаемым названным налогом по ставке 0 процентов» разъяснил следующее:

«<...> Поскольку нормы главы 21 НК РФ не предусматривают обязанности налогоплательщика на момент представления налоговой декларации, в которой заявлено право на возмещение налога на добавленную стоимость, приложить к ней документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов, отказ в возмещении налога на добавленную стоимость по мотиву неприложения к налоговой декларации упомянутых документов должен признаваться неправомерным».

Следовательно, налоговики вправе отказать компании в вычете НДС только в том случае, если организация не представила спорный документ по требованию.

Позицию высших арбитров учитывают и нижестоящие суды. Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 03.07.2013 N А40-95535/12-90-489 согласился с компанией, что инспекция неправомерно отказала в возмещении налога по декларации. В этом деле контролеры направили компании требование о представлении документов. Однако суд установил, что «в указанном требовании отсутствуют документы, имеющие отношение к рассматриваемому эпизоду». Кроме того, спорное требование налогоплательщик исполнил. Таким образом, суд пришел к выводу, что отказ в вычете НДС при отсутствии счета-фактуры неправомерен.

В другом споре, который рассматривал суд того же округа, налоговики также направили компании требование о представлении документов в соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ. Однако указанное требование налогоплательщик не получил. Дело в том, что инспекторы направили требование по адресу компании с неверным указанием почтового индекса, что явилось причиной для возврата корреспонденции.

Процедура обжалования результатов налоговой проверки

Процедура обжалования в результатов налоговой проверки обязательном порядке начинается с подачи т.н. административной жалобы, т.к. в настоящее время ненормативные акты налоговых органов, их действия и бездействия прежде обращения в суд должны быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (административный или досудебный порядок обжалования).

В случае обращения в суд в обход указанного порядка заявление налогоплательщика будет оставлено без рассмотрения. При этом под несоблюдением административного порядка понимается также непредставление налогоплательщиком по требованию налогового органа документов, подтверждающих налоговые вычеты в соответствии со ст. 88 НК РФ (Постановление Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 N 65).

Обжалования в результатов налоговой проверки в административном порядке предполагает соблюдение налогоплательщиком определенного срока: 1 год на подачу простой жалобы (на решения, вступившие в законную силу) и 1 месяц на подачу апелляционной жалобы (апелляционная жалоба подается до истечения срока вступления в силу акта налогового органа, который в данном случае применительно к обоим решениям составляет 1 месяц) со дня их вручения налогоплательщику.

И та и другая жалоба подается в вышестоящую ИФНС РФ, которая рассматривает жалобу без участия налогоплательщика.

Если вышестоящая ИФНС РФ примет решение об отказе в удовлетворении жалобы, то следующим шагом будет инициация процедуры признания незаконными решений налогового органа о привлечении к ответственности (отказе в этом) и об отказе в возмещении НДС (решения о частичном возмещении НДС) в судебном порядке.

Необходимо учитывать, что в суд в данном случае обжалуется не решение вышестоящего налогового органа об отказе в удовлетворении жалобы (которое в этом случае является законным, если только не были нарушены процессуальные нормы), а именно акты (решения) налоговой инспекции, рассматривавшей материалы налоговой проверки (то есть происходит обжалование результатов налоговой проверки).

Верховный Суд сказал, когда можно возместить НДС

Бывает такая ситуация: компания покупает товар (допустим, трактор) за рубежом, он ввозится в Россию через таможню. На таможне НДС сразу перечисляется в бюджет. Допустим, трактор стоит 1 млн руб, НДС — 166 666 руб.

Далее трактор уже в России перепродается по цепочке и в конце концов оказывается у фермера за 2,5 млн руб.

Читайте также:  Приставы списали деньги. Что делать?

Допустим, цепочка перепродавцов состоит из техничек, которые с реализации на территории РФ НДС в бюджет не заплатили, и на этом основании инспекция отказывает фермеру в вычете НДС с 2,5 млн руб.

Но в этом случае инспекция поступает несправедливо. У неё есть основания отказать в вычете НДС с добавленной стоимости, то есть с 1,5 млн руб из 2,5 млн руб, т.к. уплата НДС с 1 млн руб на таможне подтверждена. Верховный Суд считает так же. Он рассматривал подобную ситуацию и изложил своё мнение в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 03.10.2017 № 305-КГ17-4111 по делу № А40-189344/2014.

В данном деле суд высказал следующий принцип:

юридически значимым обстоятельством, определяющим возможность применения налоговых вычетов при приобретении товаров (работ, услуг) налогоплательщиком — покупателем, является заявление к вычету НДС не более суммы налога, предъявленной налогоплательщику его контрагентом, имея в виду, что поставщик создает в бюджете экономический источник для последующего вычета (возмещения) налога у покупателя.

Таким образом, если вы сможете доказать, что ваш поставщик уплатил все налоги со сделки, в том числе НДС, то нужно обосновать инспекции что в бюджете был сформирован экономический источник для возмещения НДС и отказ в возмещении (в праве на вычет) необоснован и приводит к двойному налогообложению. Такие действия инспекции не согласуется с принципом экономического основания налога, изложенного в пункте 3 статьи 3 НК РФ, в результате чего нарушается принцип однократности налогообложения (абз. 2 п. 1 ст. 38 НК РФ).

Письмо Федеральной налоговой службы от 12 октября 2020 г. № АБ-4-19/16709@ Об информировании налогоплательщиков о несформированных источниках для применения вычета по НДС письмами территориальных налоговых органов

ФНС России, рассмотрев обращение, сообщает следующее.

В рамках профилактики налоговых правонарушений ФНС России организован процесс информирования налогоплательщиков о несформированных источниках для применения вычета по НДС письмами территориальных налоговых органов.

Форма ответа на запрос организации на предоставление сведений в соответствии с кодами 1100 и 1400 по форме КНД 1110070 не предназначена для налогоплательщиков. Данная форма используется в рамках развития системы саморегулирования ведущими отраслевыми союзами в сфере агропромышленного комплекса России совместно с Общественной палатой Российской Федерации.

При передаче сведений, необходимых для формирования информационного ресурса, содержащего сведения об организациях, в отношении которых налоговыми органами через телекоммуникационные каналы связи передана информация о наличии несформированного источника для применения вычета по налогу на добавленную стоимость. Описание данного алгоритма содержится в сети Интернет по адресу: https:// информресурс.хартия-апк.рф.

Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования налоговых отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер.

Государственный советник РФ 3-го класса А.В. Бударин

Что нужно запомнить о возврате НДС из бюджета

  1. Если сумма вычетов по декларации за квартал превысила начисленный НДС, у бизнесмена появляется право на возврат налога из бюджета.
  2. Перед тем как принять решение о возврате, налоговики тщательно проверят декларацию, запросят подтверждающие документы и проанализируют информацию о поставщиках.
  3. Скорее всего, руководителя организации вызовут на комиссию в ИФНС и будут убеждать отказаться от вычетов. В спорных ситуациях не исключены и судебные разбирательства, результат которых предсказать сложно.
  4. Даже при отсутствии серьезных проблем от сдачи декларации до получения денег пройдет не меньше двух месяцев. А если налоговики найдут нарушения, то этот срок может затянуться до пяти месяцев. К этому моменту уже может быть начислен к уплате НДС за следующий квартал.
  5. Чтобы избежать подобных сложностей, налогоплательщик может отказаться от возврата НДС. Для этого он имеет право перенести часть вычетов на следующие налоговые периоды в течение трех лет. Но переносить можно только вычеты по приобретаемым товарам, материалам или услугам. Вычет, который возник при покупке основных средств, нематериальных активов, а также при перечислении авансов, переносить нельзя.

Основания отказа в возмещении НДС

Оснований для отказа в компенсации НДС может быть множество, но главное состоит в обнаружении необоснованной налоговой выгоде.

В каких случаях налоговая выгода может быть признана как необоснованная:

  • операции плательщика налогов не имеют реального экономического смысла;
  • операции не являются рациональными с экономической и деловой точки зрения;
  • указанные операции не могли быть реализованы на практике по времени, территориальному расположению и объему имеющихся ресурсов для производства продукции или выполнения работ (услуг);
  • в учете налогоплательщика зафиксированы только те операции, которые связаны с компенсацией налога из бюджета, хотя по смыслу необходим учет множества других хозяйственных операций;
  • компания неосмотрительно отнеслась к выбору контрагента, который не уплатил налоги и т.д.

В соответствии с 88 статьей НК РФ налоговый орган вправе потребовать недостающие документы и пояснения. Как показывает практика, инспектор при нахождении ошибок и противоречий в декларации сразу же готовят отказной вердикт без истребования дополнительных бумаг.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *