Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нарушения бюджетного законодательства и ответственность за них». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Неэффективное использование бюджетных средств определяется Федеральным казначейством, исходя из статей 34, 162 БК РФ, как достаточно субъективная, оценочная категория. Неэффективным считается использование бюджетных средств с превышением объема, установленного при их предоставлении (достаточного для достижения цели, результата), или недостижение результата, установленного при предоставлении бюджетных средств, с использованием определенного при предоставлении объема бюджетных средств.
В пункте 23 постановления Пленума ВАС РФ от 26 февраля 2009 года № 17 указывались случаи, когда конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств. О неэффективном расходовании можно говорить, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата. Казалось бы, к бюджетным и автономным учреждениям, не относящимся к участникам бюджетного процесса в силу определений, данных в статье 152 БК РФ, применить этот принцип нельзя, тем более что средства субсидий, которые получили эти учреждения, уже не являются бюджетными.
Виды нецелевых затрат бюджета.
Наказание за нецелевое использование бюджетных средств применяется, если:
- Финансы направлены на неоговоренные расходы в соответствии с планированием на отчетный период;
- Совершен неправомерный денежный перевод с одной статьи классификации бюджета на другую с целью покрытия расходов;
- Осуществлены оплаты из бюджетов другого уровня;
- Произведены платежи из бюджета, хотя по плану должны задействоваться внебюджетные фонды;
- Оплачены работы, товары, услуги, не имеющие отношение к деятельности и специфике учреждения;
- Покрываются расходы другого юридического лица;
- Финансируются строящиеся объекты не из перечня, а также те, по которым оно не запланировано;
- Нарушены условия использования и предоставления субвенций, субсидий;
- Произошло замещение бюджетных разделов и целей;
- Полученная прибыль от хозяйственной деятельности используется вопреки плану.
Комментарий к Ст. 285.1 УК РФ
1. Комментируемой статьей установлена ответственность за нарушение деятельности публичного аппарата власти и управления в сфере бюджетных отношений.
Предметом преступления являются бюджетные средства (бюджетные ассигнования) — средства бюджетов различных уровней, за исключением средств государственных внебюджетных фондов.
2. Понятия, используемые в комментируемой статье, раскрываются законодателем в БК.
Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 БК). Бюджетная же роспись предназначена для его практического исполнения и представляет собой документ о распределении доходов и расходов бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств.
Получателем бюджетных средств являются орган государственной власти, орган местного самоуправления, а также находящееся в ведении главного распорядителя (или распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета. Бюджетным учреждением при этом признается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Показатели бюджетной росписи доводятся до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств в форме специального документа — уведомления о бюджетных ассигнованиях (т.е. о количестве выделенных бюджетных средств). Имея такую информацию, бюджетное учреждение составляет смету доходов и расходов, которая затем утверждается вышестоящим распорядителем бюджетных средств. Смета доходов и расходов представляет собой финансовый документ, содержащий информацию об образовании и расходовании денежных средств. В ней должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения: получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Бюджетное учреждение обязано использовать бюджетные средства строго в соответствии с утвержденной сметой.
3. Объективная сторона рассматриваемого состава преступления выражается в действии — расходовании (трате) бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения этих бюджетных средств, совершенном в крупном размере. Указанные условия при этом определяются утвержденными: бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.
Важно помнить, что состав преступления, предусмотренный комментируемой статьей, будет иметь место при нецелевом расходовании средств, поступивших получателю лишь из бюджета соответствующего уровня (федерального, регионального или местного), но не из иных источников финансирования.
Для наступления уголовной ответственности необходимым условием является крупный размер нецелевого расходования бюджетных средств. В соответствии с примечанием к комментируемой статье крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая 1 млн. 500 тыс. руб.
4. По конструкции объективной стороны состав преступления формальный. Преступление окончено с момента направления бюджетных средств на цели, не предусмотренные соответствующим документом, т.е. с момента списания их с лицевого счета бюджетного учреждения.
5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновное лицо осознает, что расходует выделенные бюджетные средства на цели, не соответствующие условиям их получения, и желает совершения этих действий. Мотивы действий не имеют значения для квалификации деяния. Это могут быть личная заинтересованность, ложно понятые интересы службы и др. Однако если нецелевое расходование средств осуществляется в целях предотвращения наступления более существенного вреда, действия виновного следует рассматривать с учетом правил ст. 39 УК (крайняя необходимость), например, в преддверии скорой зимы лицо направляет средства для обеспечения отопительного сезона вместо строительства участка дороги.
6. Субъект преступления специальный — должностное лицо получателя бюджетных средств, обладающее правом подписи соответствующих расходных документов.
7. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает более строгую ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств, совершенное группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК) либо в особо крупном размере (в соответствии с примечанием к комментируемой статье — в сумме, превышающей 7 млн. 500 тыс. руб.).
При квалификации совершенных городским округом финансово-хозяйственных операций в качестве нецелевого (неэффективного) использования средств субсидии на нужды ЖКХ необходимо исходить из соблюдения положений актов, регламентирующих порядок, цели и условия предоставления субсидии, а также соглашения (договора) о ее выделении.
Конкретная расходная операция (в том числе направление средств субсидии на приобретение техники для нужд ЖКХ) может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Судебная практика по статье 15.14 КоАП РФ:
Решение Верховного суда: Постановление N 304-АД16-12502 от 07.10.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Постановление N 7-АД16-2 от 21.10.2016 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 304-АД16-12506 от 07.10.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Постановление N 304-АД16-12507 от 07.10.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Постановление N 304-АД16-12486 от 07.10.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Постановление N 304-АД16-12484 от 07.10.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Постановление N 304-АД16-12510 от 07.10.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Постановление N 304-АД16-12512 от 07.10.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Постановление N 304-АД16-12514 от 07.10.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Постановление N 304-АД16-12485 от 07.10.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
- Первая
- «
- Последняя
- Балябин В.Н. Незаконное получение кредитов: гражданско-правовой и уголовно-правовой аспекты: Учебное пособие. М.: Московский университет МВД России, 2005.
- Балябин В.Н. Уголовная ответственность за незаконное получение кредита // Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М.: Московский университет МВД России, 2006.
- Демидов Ю.Н. Основы борьбы с преступлениями в социально-бюджетной сфере: криминологические и уголовно-правовые аспекты: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М.: ВНИИ МВД России, 2002.
- Иванов Н.Г. Уголовное право России. Общая и Особенная части: Учебник для вузов. М.: Экзамен, 2003.
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Ю.В. Грачева, Л.Д. Ермакова и др. / Отв. ред. А.И. Рарог. М.: ТК Велби; изд-во «Проспект», 2004.
- Курс уголовного права. В пяти томах. Том 4. Особенная часть: Учебник для вузов / Под ред. Г.Н. Борзенкова и В.С. Комиссарова. М.: ИКД «Зерцало-М», 2002.
- Уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. Л.Д. Гаухмана и С.В. Максимова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Эксмо (Российское юридическое образование), 2005.
Административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств
В соответствии с п. 1 ст. 28.3 КоАП протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 КоАП, в пределах компетенции соответствующего органа.
Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (п. 1 ст. 29.6 КоАП).
Органом, ответственным за исполнение федерального бюджета, является Минфин России (ст. 164 БК РФ). Следовательно, рассматривать дела об административных правонарушениях по результатам ревизий бюджетных учреждений вправе руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, ответственного за исполнение федерального бюджета, их заместители (пп. 3 п. 2 ст. 23.7 КоАП). А в соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП при длящемся административном правонарушении срок вынесения постановления по делу об административном правонарушении настоящей статьи начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Длящимся следует признать то правонарушение, при котором противоправное деяние совершается непрерывно в течение более или менее продолжительного периода времени.
Длящееся правонарушение характеризуется длительностью противоправного поведения (состояния), которое продолжается в течение всего времени с начала правонарушения и до его прекращения и связано с тем, что возложенная на лицо обязанность в течение определенного (зачастую достаточно длительного) периода времени не исполняется. При таких раскладах вас могут разве что уволить, но и это еще вопрос, поскольку может стать предметом обжалования в суде, а юридически пока что ваша вина не установлена. Вам необходимо подать письменное заявление в котором в хронологическом порядке изложите ситуацию а так же все доводы вашей непричастности и правоты в сложившейся ситуации с приложением копий всех документов которые могут подтвердить ваши доводы и правоту. Данное заявление подайте в двух. экз. один из которых с входящим номеров храните у себя. В случае если на вас всетаки наложат взыскание подавайте заявление в суд. Интересен другой пример неприменения судами ст.
Соотношение мер уголовной, административной и бюджетной ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств
«Идея ответственности за нарушения бюджетного законодательства для России не является новой. Исторически такая ответственность рассматривалась как уголовная и наступала за должностное преступление — казнокрадство. Легальное закрепление подобной ответственности встречается уже в период царствования Петра I — в Артикуле Воинском (арт. 194) и Морском уставе (кн. V, гл. XVII, ст. 130). В XIX веке нормы об ответственности за казнокрадство появляются в Своде законов уголовных 1832 г. (гл. 4, ст. 292), а затем — в Уголовном уложении 1845 г. (гл. III, гл. XI, ст. ст. 485 — 486)».
«Субъектами бюджетной ответственности согласно ст. 306.1 БК РФ являются коллективные субъекты — участники бюджетного процесса, наделенные статусом финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета. Участники бюджетного процесса обладают усеченной правосубъектностью, это институциональные единицы государственного управления, части единого механизма».
«При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений руководитель органа государственного финансового контроля не позднее 30 календарных дней после даты окончания проверки (ревизии) направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу. Бюджетные меры принуждения подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом указанного уведомления».»До принятия Федерального закона от 23 июля 2013 г. № в КоАП содержалось четыре состава правонарушений в сфере бюджета: два состава нецелевого использования бюджетных средств (ст. 15.14 КоАП старой редакции) и два состава, связанных с нарушением порядка возврата бюджетных кредитов и платы за пользование такими кредитами (ст. 15.15, 15.16 КоАП старой редакции). БК РФ по-прежнему не содержит понятие «бюджетное правонарушение». Вместо него используется понятие «бюджетное нарушение».
Нецелевое использование бюджетных средств является бюджетным нарушением. Разъяснения приведены в части 1 ст. 306.4 БК. Согласно положениям статьи, нецелевым признается направление бюджетных поступлений и оплата обязательств в целях, которые полностью либо частично не соответствуют тем, что определены в решении (законе) о бюджете, сметой, росписью, договором или другим документом, выступающим как основание предоставления данных средств. Нарушением по ст. 306.1, ч. 1 БК признается неисполнение требований Кодекса, законодательных и иных нормативных актов, регулирующих финансовые правоотношения, соглашений и других актов, действующих в данной сфере. Им также считается бездействие/действие главного распорядителя, администратора источников финансирования, уполномоченного органа, получателя средств. За совершение указанных нарушений в гл. 30 БК предусматривается применение соответствующих мер принуждения.
Особенности понятия нецелевого применения средств
Распределение государственных средств находится в ведении Бюджетного кодекса РФ.
Ст. 38 данного кодекса говорит о том, что направление средств из бюджета любого уровня не может происходить без точного указания цели финансирования. А ч. 1 ст. 306.4 БК РФ точно определяет нецелевое применение средств из бюджета – направление их и оплата ими обязательств в полностью или частью иных целях, нежели указано в документе, определяющем ассигнование:
- законе о бюджете;
- сводной бюджетной росписи;
- бюджетной смете;
- договоре о предоставлении субсидии;
- соглашении;
- в другом правомочном документе.
Таким образом, само нарушение состоит в действии либо бездействии распорядителя бюджетных денег и получателя средств, которое повлекло за собой несоответствие целей затрат вышеуказанным нормативным актам.
Административная и уголовная ответственность
За нецелевое использование бюджетных средств предусмотрена ответственность по КоАП и УК РФ. Административная ответственность наступает по статье 15.14 КоАП РФ. Возможны следующие меры пресечения:
- штраф в размере 20-50 тысяч рублей (для физлиц);
- обязанность возместить от 5 до 25% от суммы, полученной из госбюджета неправомерным путем (для юрлиц).
В качестве дополнительного наказания применяется лишение возможности занимать определенные должности сроком до трех лет.
Уголовная ответственность за нецелевое расходование средств наступает по статье 285.1 УК РФ. Здесь возможны следующие меры пресечения:
- штраф в размере 100-300 тысяч рублей;
- штраф в размере дохода осужденного за период до 24 месяцев;
- до двух лет принудительных работ;
- до полугода ареста;
- до трех лет лишения свободы.
В большинстве случаев проворовавшегося чиновника снимают с должности. Затем ему назначается сумма штрафа, зависящая от нанесенного ущерба.
Статья 306.4 БК РФ. Нецелевое использование бюджетных средств (действующая редакция)
Комментируемая статья устанавливает первый из пяти составов бюджетных нарушений — нецелевое использование бюджетных средств.
В силу статьи 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Внимание!
В отношении единого толкования нецелевого использования бюджетных средств Минфин России в письме от 21.01.2014 N 02-10-11/1763 сообщил, что определение данного понятия содержится в БК РФ. Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
При этом для определения нарушения бюджетного законодательства, в том числе нецелевого использования бюджетных средств, в каждой конкретной ситуации необходимо выявить несоответствие факта осуществления финансово-хозяйственной операции конкретным положениям нормативных правовых актов и иных документов, повлекшее данное нарушение, и привести полные доводы в подтверждение выводов о нарушении. Анализируются все несоответствия, которые можно отнести к доказательствам допущения нарушения бюджетного законодательства, а также условия проведения неправомерной операции, первичная документация, подтверждающая ее состав. На основании указанных данных по конкретной ситуации лицами, осуществляющими контрольные мероприятия, определяются конкретные нарушения бюджетного законодательства.
Таким образом, определение нецелевого использования бюджетных средств, представленное в статье 306.4 БК РФ, по мнению Минфина России, является достаточным.
Как пояснено в письме Минфина России от 11.03.2014 N 02-10-10/10495, анализ правоприменительной практики, сложившейся к настоящему времени, показывает, что выявляемые органами государственного (муниципального) финансового контроля случаи нецелевого использования бюджетных средств обусловлены неправомерными действиями в процессе принятия и (или) исполнения бюджетных обязательств.
При однократном совершении нецелевого использования бюджетных средств, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, назначение уполномоченного по бюджету является излишним.
Вместе с тем при повторном совершении указанного нарушения санкции, предусмотренные КоАП РФ в отношении виновного лица, должны быть ужесточены.
Учитывая изложенное, Минфином России подготовлены поправки к Кодексу о признании утратившей силу части 2 статьи 306.4 Кодекса, а также предложения по внесению изменений в КоАП, предусматривающие отдельный состав административного правонарушения в виде повторного в течение года совершения нецелевого использования бюджетных средств и устанавливающих административную ответственность за него в виде дисквалификации должностных лиц на срок от двух до трех лет.
Официальная позиция.
В письме от 10.06.2014 N 02-10-11/27990 Минфин России разъяснил, что главные распорядители (распорядители) бюджетных средств исходя из полномочий, предусмотренных статьей 158 БК РФ, составляют, утверждают и ведут бюджетную роспись, распределяют бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняют соответствующую часть бюджета, обеспечивают соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В связи с этим главные распорядители (распорядители) бюджетных средств могут допустить только нарушение процедур, установленных в целях реализации указанных полномочий, за неисполнение которых предусматривается административная ответственность статьями 15.15.3 — 15.15.6, 15.15.9, 15.15.11, 15.15.14, 15.15.15 КоАП РФ и (или) выносится предписание о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Таким образом, в ходе реализации должностными лицами полномочий главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств нецелевое использование бюджетных средств не допускается.
Минфином России ведется работа по внесению поправок в проект Федерального закона N 529548-6 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», предусматривающих применение положений пункта 1 статьи 306.4 БК РФ только к получателям бюджетных средств.
Судебная практика.
Поскольку глава 30 БК РФ введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ вместо главы 28 и действует сравнительно недавно, судебная практика относительно ее применения еще не наработана.
В связи с этим при применении статьи 306.4 БК РФ необходимо учитывать подходы судов, сформировавшиеся относительно применения статьи 289 БК РФ, посвященной нецелевому использованию бюджетных средств до вступления в силу Закона N 252-ФЗ.
Нецелевое использование средств является одним из основных нарушений бюджетного законодательства. Согласно ст. 289 БК РФ нецелевое использование представляет собой направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Данное положение подтверждает ст. 38 БК РФ, в которой говорится о принципе адресности и целевого характера бюджетных средств. То есть бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств должны доводиться до конкретных получателей с указанием цели их использования.
В соответствии с Инструкцией о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 26.04.2001 N 35н, признается использование средств федерального бюджета:
— на цели, не предусмотренные бюджетной росписью федерального бюджета и лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год;
— на цели, не предусмотренные в утвержденных сметах доходов и расходов на соответствующий финансовый год;
— на цели, не предусмотренные договором (соглашением) на получение бюджетных кредитов или бюджетных ссуд;
— полученных в виде субсидий или субвенций, на цели, не предусмотренные условиями их предоставления;
— в иных случаях, установленных бюджетным законодательством.
Определение факта нецелевого использования бюджетных средств влечет применение к нарушителям мер бюджетной, административной и уголовной ответственности. Рассмотрим особенности каждой из них в отдельности.
Нецелевое использование денежных средств: статья, ответственность
Нецелевое использование денежных средств – это их расходование на цели, не соответствующие основаниям и условиям получения, которые установлены нормативно-правовым актом, уставом юридического лица, бюджетом, сметой, договором или иным документом обязательного характера действия.
Виды ответственности за нецелевое использование денежных средств:
- Гражданско-правовая – если речь, например, идет о нарушении условий договора (контракта, соглашения), и (или) ответственность вытекает из причинения вреда (материального ущерба).
- Административная – при наличии состава правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, например, ст. 15.14 (нецелевое использование бюджетных средств).
- Уголовная ответственность – например, по ст. 285.1 УК РФ (нецелевое расходование бюджетных средств) или ст. 285.2 (нецелевое расходование средств ПФР, ФФОМС, ФСС РФ).
- Дисциплинарная – если речь идет о проступке, который связан с исполнением трудовых функций.
Наиболее серьезная (уголовная) ответственность предусмотрена за нецелевое использование бюджетных денег в крупном размере (от 1,5 млн рублей). Однако любое нецелевое расходование средств может повлечь уголовную ответственность, если является, например, хищением, серьезным злоупотреблением полномочиями, их превышением или сопряжено с подделкой документов.
В судебной практике наиболее часто встречаются две категории нецелевых трат:
- Расходование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.
- Нецелевое использование денежных средств управляющей компанией, ТСЖ, СНТ и другими подобными организациями.
Рассмотрим эти две ситуации подробнее.
Бюджетная ответственность
На сегодняшний день бюджетные нарушения не являются правонарушениями. Отношения, связанные с привлечением к ответственности за нарушения бюджетного законодательства (иначе – охранительные отношения, связанные с применением бюджетных мер принуждения), не отнесены БК РФ к бюджетным правоотношениям. Таким образом, юридическая ответственность бюджетным законодательством устанавливаться не может. В то же время существует пример налоговых правонарушений, понятие и состав которых установлены НК РФ. Налоговая ответственность выступает как самостоятельный вид юридической ответственности, наряду с административной и уголовной, в силу прямого указания в законе. Однако в налоговом законодательстве, как и в бюджетном, разделяются налоговые правонарушения и нарушения законодательства о налогах и сборах.
Самое заметное отличие бюджетных нарушений от правонарушений в сфере публичных финансов, установленных уголовным, административным и гражданским законодательством, состоит в том, что правонарушения совершаются субъектами, которые не являются участниками бюджетного процесса, а бюджетные нарушения совершаются исключительно участниками бюджетного процесса (финансовым органом, ГРБС, РБС, получателем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета или источников финансирования дефицита бюджета)804.
Следует остановиться подробнее на вопросе о природе бюджетных нарушений. Согласно отечественной правовой доктрине правонарушение является нарушением нормы права, это акт, противный закону.
Кто может выступать в качестве получателя?
В ст. 6 указанного выше документа отмечено, что это могут быть:
— государственные структуры;
— управления фондов внебюджетного типа;
— органы управления на местном уровне;
— казенные организации;
— администрации муниципального характера.
Все они имеют возможность принятия и исполнения финансовых обязательств от официального представителя публично-правовой инстанции за счет конкретного фонда. При этом в роли получателя они не выступают, так что действие нормативов закона – ч. 1 ст. 306 – на него не распространяются. Но нужно принять во внимание вторую часть, в которой есть упоминание о рассматриваемом действии. Ответственность согласно ей наступает за отсутствие принятия мер или неверное действие, приводящее к игнорированию законодательных норм, обеспечивающих регламентирование финансовых отношений.
Что касается мер принуждения, в данной ситуации они могут применяться по отношению к субъектам, которые не выступают в качестве участников действий. По этим причинам нецелевое пользование бюджетными деньгами со стороны казенной организации есть нарушение закона.