Запрет на экспорт: что и куда нельзя вывезти из России в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Запрет на экспорт: что и куда нельзя вывезти из России в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ставки таможенной пошлины и НДС отличаются. Ставки таможенного НДС применяются к более широким товарным категориям и регулируются налоговым законодательством РФ (ст. 164 НК РФ). Ставки таможенного НДС года могут принимать три значения: 0% — освобождение от уплаты налога, 10% — льготное налогообложение, 20% — полное налогообложение.

Как рассчитать таможенные сборы

Специалисты используют определённую формулу, которая позволяет легко рассчитать размер таможенных сборов при оформлении ввозимых товаров. Для этого учитывают коды конкретной продукции, стоимость и страну, где она была произведена. Формально расчёты выглядят следующим образом: берут таможенную стоимость товара, к ней прибавляют сумму сбора за оформление, из полученного значения вычисляют НДС.

На примере рассмотрим подсчёт платежей при импорте яблочного сока из Болгарии в Россию. Исходные данные:

  • код товарной номенклатуры ВЭД: 2009719909;
  • общий объём импорта: 20 тысяч литров;
  • процент пошлины на ввоз: 8%;
  • НДС: 18%;
  • стоимость продукции: 4000 евро;
  • курс евро: 120 руб.

Как платится НДС в таможню

Физические лица не являются плательщиками НДС, кроме отдельных случаев.

Юридические лица, чтобы оплатить НДС и/или другие таможенные платежи, должны зарегистрироваться в Таможне и получить Единый Лицевой Счёт (ЕЛС). Чтобы избежать излишних расходов и задержек на таможне, деньги на счёт нужно перевести заранее в виде авансового платежа. Перевести деньги можно путём подачи Платёжного Поручения. Для заполнения Платёжного Поручения есть инструкция по заполнению. В случае переплаты в течение 30 дней можно подать заявление о возврате. НДС и другие платежи можно оплатить без авансирования в момент подачи таможенной декларации с помощью платёжной системы «Раунд» или «Таможенная карта».

Для оплаты НДС в платёжном поучении в поле 104 указывается Код Бюджетной Классификации (КБК), состоящий из 20 цифр. КБК определяет адрес и цель платежа, для оплаты пошлины, сбора и НДС, КБК принимает значение: 15311009000011000110. Поле 107 код таможенного органа, администрирующего платёж, состоящий из 8 цифр без пробелов, точек и букв, код не имеет формата даты. Для ЕЛС в 107 поле указывается значение кода: 10000010.

Нулевая ставка НДС подлежит применению только в случае оказания услуг по предоставлению:

  • железнодорожного подвижного состава;
  • контейнеров для осуществления международных перевозок.

К железнодорожному подвижному составу на основании ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» относятся локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и моторвагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.

В соответствии с Приложением B.3 «О контейнерах, поддонах, упаковках, образцах и других товарах, ввезенных в связи с коммерческой операцией» к утвержденным Приказом ФТС России от 28.12.2012 N 2675 Методическим рекомендациям при совершении таможенных операций и осуществлении таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых с применением карнетов АТА, контейнером признается транспортное средство (клетка, съемная цистерна или подобное приспособление):

  1. представляющее собой полностью или частично закрытую емкость, предназначенную для помещения в нее грузов;
  2. имеющее постоянный характер и в силу этого достаточно прочное, чтобы служить для многократного использования;
  3. специально сконструированное для облегчения перевозки грузов одним или несколькими видами транспорта без промежуточной перегрузки грузов;
  4. сконструированное таким образом, чтобы была облегчена его перегрузка, в частности с одного вида транспорта на другой;
  5. сконструированное таким образом, чтобы его можно было легко загружать и разгружать;
  6. имеющее внутренний объем не менее одного кубического метра.

Услуги по перевозке, не подпадающие под действие пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ

Нулевая ставка НДС не подлежит применению по отношению к практически любым транспортно-экспедиционным услугам, оказываемым российскими организациями при организации перевозок товаров по территории Российской Федерации на основании договора транспортной экспедиции, не предусматривающего организацию международной перевозки (См., напр.: Письма Минфина России от 20.07.2012 N 03-07-08/199, от 17.01.2011 N 03-07-08/11, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2012 по делу N А27-12452/2012). По этой причине ставка НДС в размере 18% применяется, к примеру, в отношении транспортно-экспедиционных услуг по договору транспортной экспедиции, оказываемых:

  • в отношении товаров, перемещаемых в том числе железнодорожным транспортом между двумя пунктами, расположенными на территории Российской Федерации (от места отправления, расположенного на территории Российской Федерации, до морского порта или борта иностранного судна, находящегося в российском порту или пограничной станции, через которые товары вывозятся за пределы территории Российской Федерации);
  • при перевозке товаров от российского порта до другого пункта, находящегося на территории Российской Федерации (в том числе это касается стоимости оформления документов, информационных услуг, завоза (вывоза) груза, платежно-финансовых услуг), независимо от места выпуска ввезенных товаров в свободное обращение на территории Российской Федерации;
  • при организации перевозок железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации между двумя железнодорожными станциями, одна из которых не является пограничной станцией;
  • российской организацией, не являющейся перевозчиком на железнодорожном транспорте при организации перевозки импортного груза по территории Российской Федерации в смешанном сообщении с использованием автомобильного транспорта от места прибытия груза на территорию Российской Федерации до железнодорожной станции, не являющейся пограничной, и железнодорожного транспорта от этой станции до станции назначения груза.
Читайте также:  Расчет по страховым взносам: где отражаются социальные пособия на погребение

Никель пока плывет, палладий пока летит

Отмена авиаперелетов в ЕС в конце февраля затруднила реализацию потребителям «Норникеля» платиноидов, которые перевозятся воздушным транспортом. Компания наладила альтернативные каналы поставок, говорил в начале марта глава компании Владимир Потанин.

«Если раньше «Норникель» перевозил палладий преимущественно рейсами европейских авиалиний, то сейчас работает с теми, кто летает в Россию — авиакомпаниями из Турции и стран Персидского залива. Это более затратно, но позволяет выполнять обязательства перед клиентами», — заявил источник, знакомый с организацией экспорта «Норникеля» в сложившейся ситуации.

Сложности для компании может создать решение Финляндии постепенно свернуть грузовое сообщение с Россией: по железной дороге «Норникель» отгружает файнштейн и полупродукты с Кольской ГМК на свое финское предприятие NN Harjavalta, где производится в том числе сырье для производства аккумуляторов.

Товарные никель и медь «Норникель», как правило, перевозит из Дудинки и Мурманска на собственном флоте до портов Роттердама и Гамбурга. «Пока порты принимают грузы, хотя, конечно, всегда возможны какие-то сложности», — сказал собеседник «Интерфакса».

Флот «Норникеля» включает пять контейнеровозов усиленного ледового класса, которые зарегистрированы под российским флагом. Евросоюз в рамках пятого пакета санкций с 17 апреля ввел запрет на судозаходы в порты ЕС судов под флагом РФ. При этом ограничения не распространяются на перевозку ряда грузов, в том числе, титана, алюминия, меди, никеля и палладия.

На рынке морских перевозок, который традиционно формировался на основе предложения грузовладельцев, баланс сместился в сторону интересов судовладельцев.

Судоходные компании в попытках разобраться, как работают санкции, предпочитают не рисковать с перевозкой российских грузов. Правила игры постоянно меняются, и риски в морском секторе юридически просчитать невозможно, говорят участники судоходного рынка. Кроме того, иностранные судовладельцы боятся предоставлять флот из-за опасений, что Россия может ввести ответные санкции.

По мнению российских судовладельцев, с вводом европейских санкций в отношении судов под флагом РФ ситуация складывается парадоксальная. Российские суда должны простаивать без работы, ставки фрахта подскочили, а те же европейские судовладельцы, суда которых ходят под разными удобными флагами, будут получать сверхприбыли на российском экспорте, говорят они.

Резких изменений в цепочках поставок пока не наблюдается, для разворота грузопотоков нужно время, считают участники транспортного рынка. По их словам, мартовские заявки на перевозку грузов по ж/д были согласованы еще в феврале, в марте стивидоры по инерции отрабатывали заявленные ранее объемы. При этом массовая переориентация грузов с востока на запад придется на сезон ремонтных путевых работ, который на Дальнем Востоке стартует в середине апреля, отмечают они.

Под давлением санкций транспортники ищут «окна возможностей». На судоходном рынке могут появиться «гибридные» совместные предприятия с партнерами из дружественных стран, суть которых в создании специализированных морских линий для перевозки только российских грузов. Точками трансшипмента в таком формате могли бы стать порты Турции и Марокко, полагают эксперты. В любом случае, экспортерам сначала нужно найти и выйти на новые рынки сбыта, а дальше уже выстраивать логистические схемы доставки и фрахтовать суда, считают они.

Ситуация с банковскими картами

В прошлом не было проблем с провозом наличных денег через границу. Россияне свободно пользовались международными картами, такими как Visa и MasterCard, которые широко принимались как в России, так и в других странах.

Читайте также:  Проверка газового оборудования: график, что проверяют и надо ли платить

Но в марте 2022 года Visa и MasterCard ушли с российского рынка — их карты выпускают местные банки, но за пределами России эти платежные средства не работают. С тех пор у россиян появились проблемы — как выезжать за границу, как носить с собой деньги?

Если рассматривать банковские карты, то у нас остается только два варианта:

  1. МИР. Российские карты, которые действуют в 11 странах, кроме Российской Федерации. К ним относятся Абхазия, Южная Осетия, Южная Корея, Казахстан, Беларусь, Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Армения, Турция и Вьетнам. Если вы путешествуете в эти страны, вы можете перевозить деньги за границу на банковской карте «МИР», снимать их по месту пребывания.
  2. UnionPay. Некоторые путешественники предпочитают оформить карту UnionPay на время поездки. Это китайский международный пластик, который работает в 157 странах. Однако важно отметить, что покрытие в разных странах разное, а в некоторых буквально несколько банкоматов.

Конечно, лучше не перевозить деньги за границу именно наличными, лучше перевезти их полностью или частично на банковской карте. Но если MIR не работает в этой стране и — сделать дорогой UnionPay на одну поездку — это дополнительные расходы, вам нужно иметь при себе наличные.

Заранее узнайте, работают ли российские карты в вашей стране и насколько они там распространены. Возможно, имеет смысл взять часть денег на карту, а часть — наличными. За границей обычно не возникает проблем со снятием наличных, но расплатиться российской картой проблематично.

Правила вывоза валюты из России

Процедура вывоза валюты из страны аналогична процедуре ввоза. Правила также изложены в Таможенном кодексе. Следовательно, разрешенная к вывозу сумма составляет эквивалент 10 000 долларов США.

Валюта может быть вывезена из России сверх установленного лимита только в том случае, если такая же или большая сумма была ранее ввезена по прибытии в страну. Также разрешается взять большую сумму, если она была приобретена гражданином России или иностранцем на территории России во время пребывания в России.

Стоит отметить, что факт ввоза должен быть подтвержден предварительно заполненной таможенной декларацией для сумм, превышающих $10 000. Или справку установленной формы ТС-28, которая устанавливает количество ввезенной валюты, а также дату ее вывоза из России. В остальных случаях запрещается вывозить с территории страны суммы, превышающие утвержденный лимит.

Если гражданин сделал все в рамках правил, не превысил лимит и задекларировал все, что нужно, но при вывозе допустил ошибку, ему все равно не разрешат взять с собой сумму, превышающую 10 000 долларов США. Однако он может оставить часть валюты на временное хранение на таможне Российской Федерации. В этом случае он должен заполнить квитанцию по форме ТС -21. Кроме того, он может передать необходимую сумму сопровождающим лицам. Таким образом, избыточные средства остаются внутри страны.

Согласно правилам хранения, средства могут храниться на таможне в течение двух месяцев бесплатно. Если владелец не может собрать собственные средства до окончания этого срока, он должен будет уведомить об этом таможенную службу. В этом случае срок хранения может быть продлен на дополнительный месяц. Для того чтобы вернуть деньги, гражданин должен будет предъявить ранее выданную квитанцию ТК — 21.

Решение № 130 Исполнительного комитета ЕЭК от 06.08.2019 вступает в силу с 04.02.2020. Он дополняет правила ввоза и вывоза валюты на/из территории ЕЭС. Лица, перевозящие наличные деньги в сумме более 100 000 долларов США или их эквивалент, обязаны подтвердить происхождение этих денег соответствующим документом.

Резервировать дату и время можно будет онлайн. Процедура бесплатная. После прохождения регистрации, водителю предложат свободную дату и время для проезда, которую он должен будет выбрать. Подтверждение направят на электронную почту и по СМС. Система будет записывать водителя на определённое время и передать кому-то очередь будет нельзя.

Тем, кто не сможет предоставить необходимые документы и сведения, откажут в проезде.

Правда, остаётся неизвестным, какой перечень документов необходимо предоставить. Не потребуется ли, например, военный билет водителя? И как долго будет длиться процедура подтверждения выбранной даты? Возникает также вопрос — что делать тем, кому выехать необходимо срочно?

Калькулятор таможенной пошлины

Таможенный калькулятор, который мы подготовили для простого и быстрого расчёта суммы таможенной пошлины, позволяет получить результат на основе исторических данных о курсах валют и введённых пользователем данных.

Читайте также:  муниципального образования город-герой Новороссийск

Калькулятор (пока) не учитывает весовой лимит, который не актуален для подавляющего большинства посылок, поскольку их вес не превышает 31 кг и укладывается в беспошлинную норму. Результат расчёта может незначительно отличаться от реально начисленной пошлины из-за разницы в алгоритмах расчёта нашей версии калькулятора и информационных систем ФТС и Почты России (например, они могут получить данные на следующий день после покупки и выполнить расчёт по другому курсу евро).

Для расчёта величины таможенной пошлины, начисляемой для посылки, следует указать все относящиеся к ней товары, даже если они приобретались отдельными заказами, но продавец отправил их одной посылкой. Цену товара следует указывать в валюте заказа, а не в валюте источника оплаты (банковская карта, электронный кошелёк и т.п.).

Самые свежие промокоды AliExpress и сравнение цен на смартфоны помогут сэкономить тысячи рублей.

Продление миграционной карты без выезда из РФ

Важно! Не стоит обращаться к компаниям, которые предлагают купить миграционную карту без выезда за пределы страны. Таким образом могут выдаваться только поддельные документы.

Для того, чтобы продлить срок действия карты, должны быть веские основания. Если они есть, то обратиться нужно в территориальное отделение ГУВМ МВД России. К таким основаниям относят:

  • Получение или обращение за получением РВП. В этом случае срок действия карты будет продлен до даты принятия решения по РВП.
  • Обращение за получением гражданства РФ. Срок карты также будет продлен до момента принятия решения.
  • Прошение работодателя, у которого трудится иностранец, которое официально подается в письменном виде. В этом случае срок продляется на срок действия трудового договора, на не более, чем на 12 месяцев от даты въезда в Россию.
  • Поступление в ВУЗ России. Действие карты будет продлено на срок не превышающий 1 год, после чего ее опять нужно будет продлевать.
  • Обращение с ходатайством о временном убежище в РФ;
  • Оформление разрешения на работу и патента.

Причину, по которой иностранец въезжает в Россию необходимо указать в миграционной карте. При этом следует помнить, что изменить ее невозможно, а значит изначально следует указывать действительно настоящую причину. Например, «работа» или «обучение», а не «туризм».

Стало известно о закрытии дороги к пропускному пункту на границе России и Грузии

Главное управление МЧС сделало заявление о закрытии движения для всех видов транспорта в направлении пропускного пункта Верхний Ларс, который на данный момент является единственным наземным переходом в России через границу с Грузией.

“Запрещено движение на участке город Владикавказ — населенный пункт Ларс в направлении на выезд из России с 19:15 по местному времени (совпадает с московским) 2 февраля и «до особого распоряжения»”, – сообщило МЧС. Служба объяснила сложившуюся ситуацию ухудшением погодных условий в районе Грузии.

Еще в январе министерство по чрезвычайным ситуациям республики регулярно вводило ограничения на маршруте Владикавказ-Ларс, основываясь на погоде и советах грузинских пограничников, но тогда правила действовали только для тяжелых транспортных средств.

Напомним, Россию и Грузию соединяет Военно-Грузинская дорога. На ней расположен и КПП «Верхний Ларс». С 21 сентября 2022 года, когда в РФ объявили о начале частичной мобилизации, эта дорога стала основным направлением для выезда российских граждан с территории страны.

Министерство внутренних дел Северной Осетии сообщило, что, в частности, 25–27 сентября в Грузию выехало более 20 000 человек. Очевидцы рассказывали о многокилометровых очередях на дорогах, ведущих к контрольно-пропускным пунктам.

Таможней принято считать государственный орган, который обеспечивает соблюдение установленного законодательством порядка перемещения транспортных средств, товаров и иных вещей через государственную границу. Помимо соблюдения порядка перемещения, таможня контролирует прохождение иных таможенных процедур, уплату ввозных пошлин, оформление ввозимых вещей.

На территории России данные функции исполняет Федеральная таможенная служба (ФТС). Как следует из информации на официальном сайте, в ее подчинении находится 65 таможен и свыше 400 таможенных постов.

Согласно постановлению Правительства РФ № 809 от 16.09.2013, на ФТС, в частности, возложены функции по:

  • регистрации и ведению реестров лиц, функционирующих в области таможенного дела;
  • определению правил и проведению таможенного оформления и контроля;
  • классификации ввозимых товаров, определению их происхождения и таможенной стоимости;
  • противодействию преступлениям и правонарушениям на таможне;
  • взиманию таможенных пошлин и сборов и так далее.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *