Транспортные расходы в бухгалтерском учете

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортные расходы в бухгалтерском учете». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Пункты 9, 10 ФСБУ 26/2020 устанавливают, что суммы, уплаченные по доставке ОС, должны включаться в состав затрат на его приобретение или сооружение. При этом не важно как ОС получены — по договору купли-продажи, безвозмездно или построены хозяйственным способом.

Транспортные расходы на доставку основных средств

Они учитываются как затраты капитального характера и отражаются по дебету счета учёта капитальных вложений (08)

  • Дт 08 — Кт 60 — учтена стоимость ОС без НДС;
  • Дт 08 — Кт 60(76) — учтены расходы на транспортировку ОС;
  • Дт 01 — Кт 08 — объект ОС введён в эксплуатацию.

Распределение транспортных расходов в бухгалтерском учете

При его ведении товары рассматриваются как МПЗ (то есть существующие материально-производственные запасы) компании. Поэтому с ними нужно работать согласно ПБУ 5/01, ориентируясь в первую очередь на пункт № 6, а он гласит, что любые затраты на сбор и перевозку МПЗ в точку их непосредственного использования допустимо включать в реальную себестоимость продукции. В результате последнюю можно планомерно накапливать под видом заготовления и приобретения на счете 15, а при поступлении новых партий – переводить на 41й, ну или сразу формировать ее там, что достаточно удобно на практике.

Зачастую продавцы эксплуатируют одни и те же машины и для привоза выпущенных предметов на склад, и для отправки их покупателям. В подобных случаях затраты уже сложнее разделить – их целесообразно отражать на 44м счету в общем. Альтернатива – сортировка по любому важному признаку, лишь бы он был экономически обоснован, но ее же понадобится придерживаться и в других вопросах политики организации.

Расходы на обслуживание транспортных средств

К ним добавляются затраты на ГСМ, оплата штрафов, паркинга, страховых услуг, оплата услуг по восстановлению и покупка запасных деталей. Расходы на топливо считаются прочими тратами, относящимися к производству и сбыту. Во многих случаях их можно отнести к материальным затратам.

Оплата ремонта и покупка запчастей – косвенные расходы. Их можно списывать по акту выполненных работ и сметам по ремонту. Важно, чтобы затраты на ремонт транспортного средства соответствовали действительности.

Также любому транспортному средству нужна страховка. Траты по ОСАГО являются косвенными и определяются в числе прочих. Траты по КАСКО также являются прочими издержками организации. Оплата паркинга относится к косвенным. Оплату штрафа нельзя отнести к расходам.

Если компания арендует транспортные средства, арендная плата учитывается в числе прочих трат, относящихся к производству продукции. Если транспортное средство используется временно для выполнения основной деятельности, расходы относятся к прямым.

Транспортировка полуфабрикатов собственного производства

В отличие от предыдущего вида затрат, названные в заголовке расходы налоговики отнесли не к стоимости работ (услуг) производственного характера, а к затратам, связанным с приобретением материально-производственных запасов. Между тем услуги по доставке полуфабрикатов собственного производства не могут быть так квалифицированы по двум причинам. Во-первых, данные операции не являлись приобретением, поскольку не происходил переход права собственности. Во-вторых, полуфабрикаты не являются материально-производственными запасами, а относятся к незавершенному производству. Такие выводы основаны на нормах п. 101 Основных положений по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях. Применение названного документа оправданно в данном случае, поскольку понятие полуфабрикатов не определено в Налоговом кодексе.

Затраты на оплату природного газа и электроэнергии

Данные затраты отнесены налогоплательщиком к косвенным расходам и в полной сумме приняты в уменьшение налогооблагаемой прибыли. Это следует из норм Налогового кодекса. Ведь затраты на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, трансформацию и передачу энергии однозначно обособлены от затрат на приобретение сырья и материалов, выделены в специальном пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ, который не поименован в ст. 318 НК РФ, и не отнесены к прямым расходам.

Выше мы уже отметили, что для разрешения этой задачи в конфигурацию введен периодический регистр сведений «Методы определения прямых и косвенных расходов производства в налоговом учете».

Не редко можно слышать следующую фразу. Этот регистр содержит список прямых расходов. Все расходы, которые не описаны в нем являются косвенными расходами. Это не совсем так. Он содержит не список прямых расходов, а список правил (условий) определения прямых расходов. Каждая запись это условие. Если для расхода выполняется хотя бы одно описанное в регистре условие, то такой расход в программе признается прямым расходом. Для тех расходов, для которых не выполняется ни одно условие, являются косвенными расходами.

Читайте также:  Налоговый вычет за квартиру по ипотеке

Часто записи в этом регистре называют шаблонами или масками. Возможно, что пока это все не очень понятно. Поэтому давайте разбираться по порядку.

Перечень прямых расходов организация самостоятельно утверждает в своей учетной политике. Следовательно, регистрировать его лучше всего через форму регистра сведений «Учетная политика организаций». Перейдите на закладку «Налог на прибыль» и нажмите на кнопку «Указать перечень прямых расходов».

Во всех приведенных нами примерах подразумевались случаи, когда компания получает объективную финансовую выгоду от реализации изготавливаемой продукции или оказываемых услуг. Не стоит забывать, что экономический кризис в нашей стране все еще имеет место быть, в связи с чем нередки случаи, когда компании работают даже не «в ноль», а в «минус». Часто это происходит из-за того, что средства на открытие фирмы у ее руководства нашлись, а работать они в действительности не умеют. В этих случаях они сталкиваются со множеством дополнительных расходов не только на производство готовой продукции, но также и на объективно косвенные нужды. Если нет выручки, то как корректно определить налоговую базу в целях налога на прибыль? С точки зрения нашего законодательства получается так, что даже расходы на производство продукта в этом случае будут учитываться в качестве косвенных, т.к. прибыль от его реализации отсутствует. Расход, даже не принесший прибыли в данный период, также может быть обоснован, например, направлен на будущие доходы. Таким образом, нет противоречий для признания расходов в бездоходный период косвенными (письма Минфина РФ от 25.08.2010 г. № 03-03-06/1/565, от 21.05.2010 г. № 03-03-06/1/341, от 08.12.2006 г. № 03-03-04/1/821). При этом важно обратить внимание на то, что если руководству компании не удастся доказать экономическое обоснование (направленность на будущую прибыль) расхода в периоде, когда нет финансового дохода, то нельзя признавать его ни прямым, ни косвенным (письма УФНС России по г. Москва от 12.11.07 № 20-12/107022, от 26.12.06 № 20-12/115144).

Желаем Вам удачи и до новых встреч!

Что включают в себя транспортные расходы?

Суть ТР зависит от деятельности организации. К примеру, компания производит оборудование, технику, сырье, различные товары. Все единицы продукции предназначены для продажи клиентам. При заключении договора с покупателем нужно транспортировать продукцию из точки А в точку Б. Обычно это ответственность именно продавца. Также компания может приобретать сырье для производства своей продукции. Его доставка тоже потребует средств. Итак, к транспортным расходам относятся:

  • Траты на доставку покупаемых объектов (продукции, сырья, ОС).
  • Траты на доставку продукции клиентам.
  • Затраты на обслуживание собственного автопарка (к ним относятся траты на аренду авто, бензин, ремонт и диагностику машин).

Анализ прибыли отдельных направлений работы компании, с одной стороны, представляет собой процедуру, основанную на логике и требующую знаний основных финансовых закономерностей. Это процесс, который может и должен быть регламентирован на каждом предприятии. В отличие от бухгалтерских правил, положения управленческого учета разрабатываются исключительно в интересах принятия решений в конкретной компании, поэтому должны включать только ту информацию, которая требуется для управления, и отсеивать лишние и неактуальные данные. С другой стороны, оценка прибыли не может быть свободна от субъективных взглядов и представлений, то есть включает в себя элемент творчества.

Если компания ставит цель увеличить прибыль за счет снижения затрат, приоритетной задачей должно стать не столько их распределение, сколько рассмотрение абсолютных величин на предмет возможности сокращения (например, за счет смены поставщиков, усиления контроля за расходованием, перехода на аутсорсинг).

Методы распределения косвенных затрат

Существует три основных метода распределения косвенных затрат:

  • метод прямого распределения затрат;
  • пошаговый (последовательный) метод распределения затрат;
  • метод взаимного распределения затрат (двухсторонний)

База распределения косвенных затрат на весь отчетный период при этом устанавливается исходя из единственного критерия: максимальной величины соответствующих прямых расходов на изготовление изделия в предшествующий период. В подавляющем большинстве за базу распределения принимают следующие виды расходов: заработная плата основных производственных рабочих; стоимость основных материалов; сумма прямых затрат; трудоемкость изготовления изделия; число машино-часов.

Рассмотрим несколько примеров распределения косвенных расходов:

  1. Распределение косвенных расходов на примере рыбоперерабатывающего предприятия
  2. Пример распределения косвенных расходов на себестоимость страховой услуги
  3. Различия в распределении косвенных затрат по методам МСФО, РСБУ и управленческого учета на основе ABC

Расходы и затраты организации

Нужно учитывать, что налоговое законодательство позволяет каждому предприятию самостоятельно осуществлять классификацию на прямые и косвенные расходы. Этой возможностью нужно пользоваться во благо и постараться распределить все таким образом, чтобы это было наиболее экономически выгодно для компании. В дальнейшем выбранную классификацию рекомендуют закрепить в учетной политике предприятия. Ведь бухгалтеры могут меняться, а общие правила должны соблюдаться, независимо от кадровых перестановок.

Читайте также:  Какие штрафы предусмотрены за нарушение трудового законодательства

При этом нужно учитывать любопытную особенность. Она состоит в том, что при получении предприятием низкого дохода или его полном отсутствии наличие внушительного количества косвенных расходов может повлечь за собой появление убытков, что сведет на нет весь положительный экономический эффект от распределения расходов.

Учет транспортно-заготовительных расходов

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) — это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материально-производственных запасов (МПЗ), в т. ч. готовой продукции и товаров, в организацию (п. 70 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, далее — Методические указания по МПЗ).

К ТЗР, например, могут относиться:

  • оплата транспортных услуг сторонних организаций по перевозке товаров (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т. п.);
  • оплата услуг организаций по погрузке товаров в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и другие аналогичные услуги;
  • стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств;
  • плата за временное хранение грузов;
  • другие расходы.

Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 №44н, далее — ПБУ 5/01).

В фактическую себестоимость включаются также фактически произведенные затраты организации на доставку МПЗ и приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 11 ПБУ 5/01).

Согласно пункту 83 Методических указаний по МПЗ организация самостоятельно выбирает и закрепляет в учетной политике следующие способы распределения ТЗР:

  • в стоимости МПЗ (пп. «в» п. 83 Методических указаний по МПЗ);
  • на отдельных счетах (пп. «а» , «б» п. 83 Методических указаний по МПЗ). В конце месяца ТЗР списываются на затраты (расходы) пропорционально стоимости МПЗ, отпущенных в производство (проданных) в течение месяца.

Организация, которая ведет торговую деятельность, может затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, полностью включать в состав расходов на продажу (п. 13 ПБУ 5/01).

В налоговом учете по общему правилу стоимость ТЗР включается в стоимость МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ). Для торговых организаций издержки обращения, в том числе и ТЗР, формируются с учетом особенностей, изложенных в статье 320 НК РФ.

Согласно абзацу 3 статьи 320 НК РФ расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика-покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Все остальные расходы, кроме внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ), осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Для того чтобы определить сумму транспортных расходов, относящихся к остаткам нереализованных товаров, рассчитываются следующие показатели:

1. Сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце.

2. Стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца.

3. Средний процент как отношение суммы прямых расходов (п. 1 ст. 320 НК РФ) к стоимости товаров (п. 2 ст. 320 НК РФ).

4. Сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.

При расчете суммы прямых расходов, относящейся к остаткам товаров на складе, в соответствии с требованиями статьи 320 НК РФ в показатель «товары на складе» должны включаться все товары, право собственности на которые находится у налогоплательщика, в том числе товары, находящиеся в пути, право собственности на которые перешло к налогоплательщику, а также отгруженные налогоплательщиком товары до перехода права собственности к покупателям (письмо Минфина России от 03.06.2008 № 03-03-09/70).

При этом если организация реализует несколько видов товаров, то сумма транспортных расходов, которая относится к нереализованным товарам, определяется по общему остатку товаров. Распределения транспортных расходов по видам товаров статья 320 НК РФ не предусматривает (письмо Минфина России от 12.11.2009 № 03-03-06/4/98).

Таким образом, налогоплательщик вправе выбрать один из двух вариантов учета транспортных расходов и закрепить его в учетной политике для целей налогообложения прибыли:

  • включить транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, в стоимость этих товаров (п. 2 ст. 254 НК РФ). При таком варианте учета транспортные расходы списываются вместе с реализуемым товаром;
  • учитывать транспортные расходы отдельно. В этом случае транспортные расходы все равно считаются прямыми и подлежат распределению в пропорции между реализованными товарами и товарами на складе (абз. 3 ст. 320 НК РФ).

Прямые и косвенные расходы: распределение по видам продукции

Напомним, что разделение затрат прямые и косвенные расходы зависит от отраслевых особенностей, организации производства и принятого метода учета затрат (калькулирования себестоимости).

Читайте также:  Запись в трудовой книжке при заключении срочного трудового договора

На первый взгляд может показаться, что распределить прямые расходы по видам продукции совсем несложно. Главное — установить соответствие между произведенной продукцией и понесенными прямыми расходами. Однако, если в одном цехе на одном оборудовании с использованием одинаковых материалов выпускается несколько видов продукции, распределить прямые расходы не так-то просто. В этом случае прямые расходы распределяются пропорционально нормам, разработанным сотрудниками технологического и планового отделов.

Процесс распределения косвенных расходов на производстве может происходить в два этапа. На первом этапе косвенные расходы распределяются по месту их возникновения, в частности между цехами, подразделениями или отделами. На втором этапе они перераспределяются по видам продукции. Важным моментом в этом процессе является определение базы (показателя) распределения. Например, для распределения зарплаты администрации в качестве такой базы можно использовать число работников, для отопления и электроэнергии — площадь помещения, для водоснабжения — площадь помещения или число работников, для затрат на сбыт и маркетинг — прямые расходы. В любом случае распределение косвенных расходов не должно требовать больших усилий и расчетов.

Способ распределения косвенных расходов между видами продукции, работ и услуг должен быть закреплен в учетной политике организации.

Покажем, как разные способы распределения косвенных расходов могут повлиять на финансовый результат и отражение его в бухгалтерской отчетности.

Прямые и косвенные расходы: в чем налоговики не согласны с компаниями

Порядок списания общехозяйственных расходов организация также устанавливает самостоятельно и закрепляет в учетной политике. Существует два способа списания таких расходов.

В первом случае они списываются на основное производство. То есть они распределяются по видам выпускаемой продукции (работ, услуг) и включаются в их себестоимость как и общепроизводственные расходы. В результате по дебету счета 20 отражается полная производственная себестоимость продукции (работ, услуг).

Во втором случае организация может отнести всю сумму общехозяйственных расходов, произведенных за отчетный период, на реализованную продукцию (на счет 90). Об этом говорится в пункте 9 ПБУ 10/99. Тогда на счете 20 отражается сокращенная себестоимость произведенной продукции.

Полная производственная себестоимость состоит из неполной производственной себестоимости и общехозяйственных расходов.

Способ списания общехозяйственных расходов влияет на финансовый результат деятельности организации. Если общехозяйственные расходы распределяются между реализованной и нереализованной продукцией, то списываются не все произведенные общехозяйственные расходы, а только те, которые учтены в себестоимости реализованной продукции. При использовании второго способа общехозяйственные расходы списываются полностью на реализованную продукцию.

Прямые и косвенные затраты

Здесь есть ссылка «Методы определения прямых расходов производства в НУ».

Соответственно статьи расходов, которые не указаны в этом перечне, считаются косвенными. Они в НУ списываются на счет 90.08.1 «Управленческие расходы по деятельности с основной системой налогообложения».

Отдельно отмечу, что в Налоговом Учете программы отнесение того или иного расхода в состав прямых или косвенных затрат зависит исключительно от регистра «Методы определения прямых расходов производства в НУ». Обращу Ваше внимание также на то, что регистр изначально заполнен.

Необходимо, если требуется, внести изменения с учетом Вашей специфики.

Таким образом, сближая оценку прямых расходов в БУ и НУ, можно достичь положительного результата в следующих моментах:

  • свести к минимуму разницы между данными 2 учетов;
  • избежать разногласий с налоговыми органами в оценке себестоимости продаж.

Для целей сближения данных НУ и БУ следует:

  • в БУ в отношении списания расходов, собранных на счете 26, принять способ единовременного отнесения их на финрезультат;
  • в НУ перечень прямых расходов определить в составе, равнозначном с бухгалтерской производственной себестоимостью, в т. ч. и по услугам.

О том, какие затраты формируют производственную себестоимость в БУ, читайте в статье «Какие затраты включает производственная себестоимость продукции?». Итоги Состав прямых расходов в налоговом учете налогоплательщик вправе определить самостоятельно.

Затраты на электроэнергию и другие коммунальные платежи составили 187 000 рублей. Амортизация производственного здания составила 27 500 рублей.
По результатам в бухучете сформируются следующие проводки:

  1. Дт 25 ― Кт 70 ― 116 000 рублей ― зарплата управляющего персонала.
  2. Дт 25 ― Кт 69 ― 35 264 рубля ― начислены страховые взносы.
  3. Дт 25 ― Кт 60 ― 187 000 рублей ― получен счет от поставщиков коммунальных услуг.
  4. Дт 25 ― Кт 02 ― 27 500 рублей ― на общепроизводственные расходы списана амортизация здания.
  5. Дт 20 ― Кт 25 ― 365754 рубля ― списаны общепроизводственные расходы, участвующие в формировании себестоимости выпущенной продукции.

Состав расходов в налоговом учете Для подсчета прибыли берутся в расчет и прямые, и косвенные затраты, если действующая учетная политика позволяет использовать метод начисления.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *