Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проведение инвентаризации и оформление ее результатов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Бытует ошибочное мнение, что ведение реестра и переписи — это прерогатива торговых точек, предприятий и заводов, которые по совместительству занимаются сбытом. На самом деле все организации, даже муниципальные или благотворительные, а также частные ИП, должны регулярно проверять весь инвентарь на наличие.
Оформление документов по инвентаризации объектов ОС
Унифицированные формы документов по оформлению инвентаризации утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н.
В целях инвентаризации объектов основных средств применяется инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) (далее – инвентаризационная опись).
В инвентаризационной описи отражается следующая информация:
Графа |
Информация, отражаемая в инвентаризационной описи по объектам основных средств |
1 |
Порядковый номер |
2 |
Наименование объекта |
3 |
Для инвентарных объектов бухгалтерского учета – инвентарный номер, для иных – номер (код), позволяющий однозначно идентифицировать объект (серия, партия, заводской номер или иная информация) |
4 |
Единица измерения |
5 |
Оценочная стоимость, которая определяется в отношении объекта: – предназначенного для реализации; |
6 |
Фактическое наличие (состояние) количества объектов |
7 |
Сумма материальных ценностей, предназначенных для реализации (определяется путем умножения показателя графы 5 на показатель графы 6) |
8 |
Информация о состоянии объекта на дату инвентаризации с учетом оценки его технического состояния и (или) степени вовлеченности в хозяйственный оборот (например, для объектов основных средств: «эксплуатация», «требует ремонта», «находится на консервации», «не соответствует требованиям эксплуатации», «не введен в эксплуатацию»)* |
9 |
Информация о возможных способах вовлечения объектов в хозяйственный оборот, использования в целях получения экономической выгоды (извлечения полезного потенциала) либо – при отсутствии возможности – о способах выбытия объекта (например, для объектов основных средств: «введение в эксплуатацию», «ремонт», «консервация объекта», «дооснащение (дооборудование)», «списание», «утилизация») |
10* |
Номер (код) счета бухгалтерского учета |
11* |
Количество объектов по данным бухгалтерского учета |
12* |
Балансовая стоимость объекта |
13 |
Количество объектов, по которым выявлена недостача по данным бухгалтерского учета |
14 |
Сумма (определяется путем умножения показателя графы 13 на результат деления показателя графы 12 на показатель графы 11) |
15 |
Количество объектов, превышающих данные бухгалтерского учета |
16 |
Сумма (определяется путем умножения показателя графы 15 на показатель графы 5) |
17 |
Количество объектов, в отношении которых инвентаризационной комиссией установлено их несоответствие условиям признания их активами |
18 |
Сумма (определяется путем умножения показателя графы 17 на результат деления показателя графы 12 на показатель графы 11) |
19 |
Информация, не нашедшая отражения в предыдущих графах (об объектах учета, в отношении которых выявлена недостача, о причинах (основаниях) изменения статуса и (или) целевой функции объекта учета с предыдущей инвентаризации и др.) |
Как списать недостачу при инвентаризации
Зачастую порча зависит от покупателей, клиентов или естественного износа, времени. В таких случаях порядок оформления следующий — нужно точно посчитать убыток, выраженный в денежных единицах, а затем выпустить приказ, согласно которому данный результат проверки должен быть внесен в категорию расходов на ведение деятельности. В таком случае стоит внимательно следить, чтобы ежемесячные суммы не превышали определенной нормы, а также имели подтверждение в виде кассовых чеков и объяснительных, в обратном случае вам может быть предъявлено обвинение в растрате.
Есть определенные заранее нормативы, они же называются — издержки обращения. К ним относятся все нехватки, которые образовались при вине покупателя. Приведем пример — в продуктовом магазине клиент нечаянно разбил товар, он не обязан за него платить. Но если объем издержек превышает норму, то нужно искать уже виновного. К примеру, если был задет весь стеллаж, то, возможно, виноват мерчендайзер, который расставил продукцию не по правилам.
И наиболее строго данные требования предъявляются в госучреждениях. В коммерческой фирме руководители часто закрывают глаза, даже когда нормативы явно превышены. А вот в госструктуре любая ценность — это часть государственного бюджета, поэтому баланс там ведется очень строго. Нехватка расценивается как нанесение прямого ущерба стране. В советские времена за такое можно было бы получить высшую меру наказания. Если руководитель отдаст приказ о списании недостачи по результатам инвентаризации на большую сумму, чем это положено, то факт будет рассматриваться как нецелевое использование госсредств и растрата. За это предусмотрена уголовная ответственность.
Счет, напрямую поименованный как имеющий отношение к недостачам, – «Недостачи и потери от порчи ценностей» (94), но используется он не всегда.
При плановой инвентаризации, если имеет место недостача, делают запись Дт 94 Кт счетов ценностей; при форс-мажорных обстоятельствах (пожарах, бедствиях природного характера) ее относят на прибыли и убытки: Дт 99 Кт счетов ценностей.
Если недостача выявлена при подсчете товаров от контрагентов, также используют схему
Дт 94 Кт счетов ценностей (в пределах объемов, зафиксированных договором). Выявленные при подсчете объемы недостачи, более крупные, нежели предусматривает договор, могут вызвать претензии. Тогда используют запись Дт 76 Кт счетов ценностей.
По счету 76 открывают субсчет «Расчеты по претензиям». Недостачу фиксируют в зависимости от вида ТМЦ: Дт 94 Кт 01, 10, 41, 50. Обнаруженную недостачу ОС фиксируют по Кт 01 по остаточной стоимости, амортизацию списывают отдельно: Дт 02 Кт 01.
Недостачу в пределах норм естественной убыли материально ответственные лица возмещать не обязаны. Она увеличивает себестоимость продукции: Дт 20, 23, 44 и др. Кт 94.
Недостача сверх норм убыли погашается из средств виновных работников: Дт 73/2 Кт 94. Если виновник не найден или имеется судебное решение в пользу материально ответственного лица о его невиновности, сверхнормативная недостача относится в счет прочих расходов фирмы:
Дт 91/2 Кт 94.
Налоговый учет недостачи при инвентаризации
В налоговом учете недостачу товаров можно отнести к материальным или внереализационных расходам. В первом случае это возможно, если недостача возникла в процессе их хранения и транспортировки (пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ). Списание недостачи происходит в соответствии с нормами естественной убыли, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 № 814. Потери сверх норм естественной убыли в материальных расходах не отражаются.
При этом недостачу товаров, по которым нет норм, либо суммы, превышающие указанные показатели, можно учесть во внереализационных расходах организации. Однако для этого необходимо выполнить ряд условий.
1. Недостача ТМЦ произошла в результате чрезвычайных ситуаций (стихийное бедствие, пожар, авария на производстве и др.). При этом имеются документы, подтверждающие чрезвычайную ситуацию. Так, например, для признания потерь от пожара должны быть оформлены справка Государственной противопожарной службы МЧС России, протокол осмотра места происшествия и акт о пожаре, в котором устанавливается причина возгорания.
Кроме того, потери должны быть подтверждены актом инвентаризации, в котором фиксируется стоимость утраченного имущества (письмо Минфина РФ от 17.10.2017 № 03-07-11/67464). Отметим, что если работодатель отказался взыскивать с работников суммы недостач, допущенных по их вине, НДФЛ он не удерживает. Расходы на компенсацию материального ущерба за счет собственных средств не облагаются также страховыми взносами, поскольку не относятся к объекту обложения ими (письмо Минфина РФ от 20.10.2017 № 03-04-06/68917).
2. Недостача возникла по вине работников или иных лиц.
В этом случае крайне важно наличие документов, подтверждающих признание виновником ущерба, или вступившее в силу решение суда о взыскании. Факт хищения можно подтвердить решением суда или, например, объяснительной запиской сотрудника. Расходы учитываются на дату признания ущерба должником или на дату вступления в силу решения суда, то есть одновременно с признанием внереализационного дохода (письмо Минфина РФ от 27.04.2020 № 03-03-06/1/34033).
Если же виновное лицо не установлено, то для подтверждения расходов необходимо постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела и др.). Данные документы выдают уполномоченные органы власти (письма Минфина РФ от 27.04.2020 № 03-03-07/34451, от 06.07.2015 № 03-03-06/1/38849).
Расходы учитываются на дату:
Обратите внимание: НДС при недостаче восстанавливать не надо (письмо ФНС РФ от 21.05.2015 № ГД-4-3/8627@).
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Суммы, поступившие в возмещение недостач и хищений объектов основных средств, нематериальных активов, некоторых материалов, подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета.
Исключение составляют средства, поступившие в возмещение задолженности по недостачам имущества по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
При перечислении оформляются следующие бухгалтерские записи:
По общему правилу для учета расчетов по суммам причиненного ущерба имуществу учреждения применяется счет 0.209.00.000 «Расчеты ущербу имуществу» (п. 220 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).
Под ущербом, причиненным имуществу учреждения, понимается в том числе уплата учреждением штрафа по вине сотрудника (письмо Роструда от 19 октября 2006 г. № 1746-6-1). Несмотря на это использовать в рассматриваемой ситуации счет 0.209.00.
000 нельзя. Объясняется это так.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: При отражении операций, связанных с недостачей материальных запасов, в 15-17 разрядах счетов 2 209 71 000 и 2 401 10 172 следует указывать статью 410 «Уменьшение стоимости основных средств».
Если следственные органы официально уведомляют учреждение о прекращении уголовного дела, учреждением может быть рассмотрен вопрос о признании образовавшейся дебиторской задолженности по возмещению ущерба нереальной ко взысканию и списании ее с баланса.
При отсутствии оснований для возобновления процедуры взыскания задолженности, предусмотренных законодательством РФ, списанная с балансового учета учреждения задолженность к забалансовому учету не принимается.
Для начала напомним, что основным нормативным документом, регламентирующим порядок обеспечения медицинских учреждений бланками листков нетрудоспособности, их учета и хранения, является Инструкция о порядке обеспечения бланками листков нетрудоспособности, их учета и хранения, утвержденная Приказом ФСС России N 18 и Минздрава России N 29 «Об утверждении Инструкции о порядке обеспечения бланками листков нетрудоспособности, их учета и хранения».
Недостача — понятие, выявление, учет, проводки, оформление и взыскание
Близится окончание текущего финансового года, а следовательно, не за горами сдача годового отчета. В преддверии отчетной поры необходимо провести инвентаризацию активов и обязательств учреждения. В консультации на практических примерах рассмотрим отражение результатов данного контрольного мероприятия – излишков и недостач.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ активы и обязательства подлежат инвентаризации с целью выявления фактического наличия соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета. Минфин вПисьме от 15.07.2014 № 02-06-10/34544 указал, что о достоверности представленной отчетности можно судить, только если проведена инвентаризация. Аналогичные разъяснения в части обязательности проведения контрольных мероприятий в конце года были представлены финансовым ведомством и в более ранних письмах – от 03.10.2013 № 02-06-10/41147, от 30.12.2013 № 02-06-010/58448.
Акцентируем внимание на основных моментах контрольного мероприятия. Общие правила его проведения регламентированы в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее – Методические указания). Отметим, что финансовым ведомством подготовлены изменения в Инструкцию № 157н (Приказ от 29.08.2014 № 89н). С учетом новых поправок порядок ведения инвентаризации следует закрепить в учетной политике учреждения и проводить контрольные мероприятия в соответствии с данным порядком, который должен быть разработан с учетом положений Методических указаний.
Перед началом инвентаризации руководитель учреждения издает приказ. В нем указываются состав инвентаризационной комиссии, срок проведения инвентаризации, имущество, подлежащее проверке.
Отдельно остановимся на составе инвентаризационной комиссии. Учитывая, что при инвентаризации проводится не только подсчет имущества (наличные денежные средства, транспортные средства, компьютеры и др.), взвешивание (продукты питания, гвозди и др.) или обмер (тканевые полотна, кабели и др.), но и иной анализ имущества и финансовых обязательств, целесообразно включить в состав комиссии работников бухгалтерии, а также других представителей учреждения, знания и квалификация которых необходимы при проведении контрольного мероприятия.
Инвентаризация может проводиться как сплошным, так и выборочным методом. При сплошном методе проверяется все имущество и все виды финансовых обязательств учреждений, при выборочном – отдельный вид имущества, например, только продукты питания или транспортные средства.
Заключительным этапом инвентаризации является сравнение фактических остатков нефинансовых активов, выявленных при проверке, с данными бухгалтерского учета. Если в ходе инвентаризации обнаружены расхождения, они указываются в ведомости расхождений.
Ниже рассмотрим отражение результатов по итогам проведения инвентаризации.
По результатам инвентаризации выявлены излишки
Как показывает практика проверок, отражение в бухгалтерском учете излишков трудностей не вызывает, поскольку оно осуществляется согласноИнструкции № 157н. В соответствии с п. 31 данного нормативного документа неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проведении проверок и (или) инвентаризаций активов, принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей рыночной стоимости, установленной для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету. Здесь следует добавить уточнения. Как было отмечено выше, в Инструкцию № 157н подготовлены поправки. Планируется, что неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проведении проверок и (или) инвентаризаций активов, учреждение должно будет принимать к бухгалтерскому учету не по их текущей рыночной стоимости, а по оценочной стоимости, установленной для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету. Оценочная стоимость определяется в соответствии с п. 25 Инструкции № 157н аналогично рыночной стоимости.
Излишки и недостачи имущества в государственных (муниципальных) учреждениях, как правило, выявляются в результате инвентаризации. Однако они могут быть обнаружены и в иных случаях (например, при безвозмездном поступлении имущества, его хищении), при которых также необходимо проводить инвентаризацию, для того чтобы оформить это имущество документально. О том, как правильно оформить и отразить результаты инвентаризации в бухгалтерском и налоговом учете казенного учреждения, мы расскажем в данной статье.
Основными нормативными документами, которыми бухгалтеру казенного учреждения следует руководствоваться при оформлении и отражении в учете результатов инвентаризации, являются:
- Методические указания по инвентаризации (за исключением учреждений силовых министерств и ведомств );
- Приказ Минфина России N 173н ;
- Инструкция N 157н ;
- Инструкция N 162н .
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.
В учреждениях силовых министерств и ведомств применяется Приказ Министра обороны РФ от 16.10.2010 N 1365 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств в Вооруженных силах Российской Федерации».
Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению».
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
Основанием для отражения в учете излишков и недостач имущества, выявленных при проведении инвентаризации, являются первичные учетные документы, составленные на основании результатов инвентаризации, содержащихся в соответствующих регистрах бухгалтерского учета.
Отметим, что согласно п. 6 Инструкции N 157н порядок проведения инвентаризации закрепляется в учетной политике казенного учреждения. Как правило, такой порядок устанавливается в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации. Если в учреждении не предусмотрено каких-либо особенностей, то в учетной политике можно просто сделать ссылку на указанный нормативный акт.
При этом следует учитывать, что отдельные документы по оформлению инвентаризации в казенных учреждениях отличаются от тех форм, которые указаны в Методических указаниях по инвентаризации, так как в государственных (муниципальных) учреждениях применяются формы, утвержденные Приказом Минфина России N 173н.
В таблице представлены основные документы, в которых отражаются результаты инвентаризации нефинансовых активов, их предназначение и порядок составления:
Наименование | Предназначение | Порядок составления |
Регистр бухгалтерского учета | ||
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) |
Применяется для сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета, на основании чего выявляются расхождения |
Составляется комиссией учреждения по материально ответственным лицам с указанием места проведения инвентаризации, распиской материально ответственного лица и отражает: наименование и код объекта учета, инвентарный номер, единицу измерения; сведения о фактическом наличии объекта учета (цена, количество); сведения по данным бухгалтерского учета (количество, сумма); сведения о результатах инвентаризации (по недостаче и по излишкам — количество и сумма) |
Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) |
Является основанием для составления Акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835) |
Составляется бухгалтерией, подписывается исполнителем и главным бухгалтером, в форме фиксируются установленные расхождения с данными бухгалтерского учета: недостачи или излишки по каждому объекту учета в количественном и стоимостном выражении (по рыночной стоимости) |
Первичный учетный документ бухгалтерского учета | ||
Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835) |
Является основанием для оформления необходимых актов по принятию к учету излишков либо списанию недостач |
Составляется комиссией, назначенной приказом (распоряжением) руководителя учреждения, подписывается членами комиссии и утверждается руководителем учреждения, в акте указываются обобщенные результаты инвентаризации |
Далее рассмотрим последовательность оформления этих документов.
Инвентаризационные описи (сличительные ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087). В них заносятся данные бюджетного учета и фактического наличия имущества раздельно по недвижимому и движимому имуществу в разрезе аналитических счетов учета. В случае расхождения данных выявляются излишки и (или) недостачи имущества, которые отражаются в соответствующей описи (ведомости) как в количественном, так и в суммовом выражении (по рыночной стоимости).
На момент выявления излишков или недостач инвентаризационная комиссия может внести в инвентаризационную опись только наименование объекта и количество, а сумма (стоимость), по которой будет оценено данное имущество, указывается после проведения соответствующих мероприятий по определению рыночной стоимости в установленном порядке (рассмотрен далее). Причем это относится как к излишкам, так и к недостачам.
Расчеты по ущербу и иным доходам
А как показывает практика, работники, ссылаясь на занятость по служебным делам, часто игнорируют необходимость присутствовать в комиссии.
В частности, уменьшение суммы ущерба, выявленного в связи с недостачей нефинансовых активов, по сравнению с их балансовой стоимостью могло произойти в результате снижения рыночных цен на аналогичные товары. В такой ситуации учреждению необходимо обосновать причины снижения текущей восстановительной (текущей оценочной) стоимости материальных ценностей.
В 2021 году в Инструкцию № 157н внесены изменения приказом Минфина России от 28.12.2021 № 298н (далее – Приказ № 298н). Инструкции N 157н выбытие материальных запасов по основанию их списания в результате хищений, недостач, потерь производится с отражением стоимости материальных ценностей на уменьшение финансового результата текущего финансового года с одновременным предъявлением к виновным лицам сумм причиненных ущербов.
В условиях повышенной опасности распространения коронавирусной инфекции провести обязательную инвентаризацию перед годовой отчетностью не так просто. Ведь Россия и мир в целом впервые сталкиваются с такой ситуацией. Со стороны Минфина комментариев о том, как действовать бухгалтеру и комиссии учреждения в сложившихся условиях, не поступало. Поэтому нужно обеспечить максимальную безопасность и минимизировать риски заражения сотрудников.
Чтобы подготовиться, составьте план-график инвентаризации объектов учета. Он позволит определить объем работы и выявить потребность в трудовых ресурсах.
Возможные основания для дифференциации:
- Документальная инвентаризация (например, патенты или земельные участки) или инвентаризация очная с пересчетом объектов (касса, материалы на складе, основные средства, имущество в аренде и пр.).
- Сроки проведения. Например, инвентаризация основных средств — процесс трудозатратный, поэтому проводить ее лучше в ноябре или декабре. Кассу можно проверить за несколько часов и проинвентаризировать ее можно в последний рабочий день отчетного года или в первый рабочий день 2021 года, считая это событием после отчетной даты.
Если хотя бы один член комиссии отсутствует, результаты инвентаризации могут признать недействительными (абзц. 4 п. 2.3 указаний, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49). Поэтому необходимо следить, чтобы все члены комиссии присутствовали на проверке (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 № 09АП-14783/2018, 09АП-18865/2018 по делу № А40-168374/17). А как показывает практика, работники, ссылаясь на занятость по служебным делам, часто игнорируют необходимость присутствовать в комиссии.
Чтобы быстрее провести инвентаризацию:
- сформируйте рабочие комиссии в большом количестве: несколько рабочих комиссий быстрее проведут инвентаризацию, чем одна постоянно действующая;
- оптимизируйте численность комиссий: минимальный состав — три человека (председатель и два члена). Законодательство этот вопрос не регламентирует, поэтому учреждение решает самостоятельно, сколько человек будут входить в комиссию.
Задача годовой инвентаризации — подтвердить остатки на счетах учета в бухгалтерской отчетности.
Проанализируйте баланс (ф. 0503130 или ф. 0503730) и установите, какие счета и объекты учета есть в наличии у учреждения или могут быть потенциально, но работники не сообщили о произошедших фактах:
- например, работник подал иск на учреждение, но не проинформировал об этом, а следовательно, бухгалтерия не отразила резерв в учете. Чтобы не допустить ошибки, направьте во все отделы учреждения служебную записку и сообщите, что в бухгалтерию нужно подать информацию о фактах хозяйственной жизни с подтверждающими документами. Пример такой записки вы можете скачать в этой статье.
Как оприходовать излишки при инвентаризации
Кроме того, инвентаризация новых объектов учета, установление результатов обесценения не только повлияют на сроки подведения итогов инвентаризации, но и потребуют дополнительного времени для отражения результатов инвентаризации в учете. Ведь бухгалтерам понадобится время на анализ полученных результатов инвентаризации и освоение новых учетных записей, а также последующее отражение их в отчетности.
Обращаем внимание, что в соответствии с п. 10 ФСБУ «Обесценение активов» в случае выявления любого из признаков обесценения актива, которые ранее не являлись основанием для признания его обесценения, принимается решение о необходимости определения справедливой стоимости актива. Очевидно, что такое решение должно приниматься комиссией по поступлению и выбытию нефинансовых активов. Одновременно с решением об определении справедливой стоимости данная комиссия оценивает необходимость корректировки оставшегося срока полезного использования актива. Примерный алгоритм выявления признаков обесценения в ходе инвентаризации представлен в виде схемы.
- выявление объектов ОС, не соответствующих критериям актива.
- выявление объектов, подлежащих согласно стандарту отражению в бюджетном учете на соответствующих балансовых счетах, ранее не признававшихся в составе основных средств и (или) отражавшихся на забалансовом учете;
При этом в отношении объектов недвижимости права оперативного управления должны быть подтверждены в случаях, предусмотренных законодательством РФ, документами о государственной регистрации права; материальные ценности находятся в пользовании субъекта учета в рамках отношений по финансовой аренде (согласно договору лизинга, договору аренды с правом выкупа, в бессрочном безвозмездном пользовании и т.п.) с учетом квалификации объектов финансовой аренды, установленных СГС «Аренда»; субъект учета осуществляет в отношении материальных ценностей контроль в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, в частности, при передаче объектов ОС в пользование иным правообладателям в рамках отношений по операционной аренде (срочных договоров аренды (договоров безвозмездного пользования), предусматривающих возврат объектов аренды (переданных материальных ценностей) субъекту учета для дальнейшего их использования в целях извлечения субъектом учета их полезного потенциала (получения экономических выгод); материальные ценности обладают полезным потенциалом или способностью обеспечивать поступление экономических выгод.
Стоит отметить, что Минфин России планирует внести изменения в Указания № 49. В результате данных изменений Указания № 49 больше не будут применяться для учреждений госсектора. Однако данный факт не повлияет на порядок проведения инвентаризации и отражение ее результатов в учете, поскольку порядок проведения инвентаризации устанавливается учетной политикой учреждения.
В то же время, учреждения вправе самостоятельно разработать форму первичного учетного документа и регистра бухгалтерского учета для отражения результатов инвентаризации или дополнить унифицированные. Главным условием в таком случае является наличие обязательных реквизитов первичного документа (регистра), установленных п. 7 Инструкции № 157н и п. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ.
Что делать, если обнаружилась недостача?
Итак, выявлен факт недостачи. В Ведомости расхождений (сличительной ведомости) фиксируют её тип. Это может являться:
- недостачей обусловленной пределами норм естественной убыли;
- недостачей товара или материальных ценностей по вине поставщика;
- недостачей по вине работников (хищение);
- недостачей при отсутствии виновного лица.
Пошаговая инструкция выглядит следующим образом:
Этапы инвентаризации |
Выявление несоответствий, заполнение документации |
Составление сотрудником или другим виновным объяснительного документа о причинах, которые привели к недостаче |
Создание работодателем распоряжения о компенсации ущерба (в размере недостачи) виновным по средствам высчета суммы из заработной платы (в течении не более 14 дней с момента проведения проверки) |
Сообщение виновному об удержании (не может превышать размер одной среднемесячной заработной платы) из зарплаты |
Совершение удержания зарплаты не позже 10 дней после уведомления об этом сотрудника |
Когда нужно проводить инвентаризацию?
Случаи, когда организация обязана провести инвентаризацию, перечислены в ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
В частности, учреждения здравоохранения должны проводить «крупномасштабные» инвентаризации как минимум ежегодно — перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Причем, как следует из норм п. 1.5. Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, далее — Методические указания N 49), начинать проводить инвентаризацию, необходимую для составления годовой отчетности за 2009 г., нужно уже с 1 октября 2009 г. Так что необходимо спланировать работы по проведению инвентаризации на весь четвертый квартал, а не тянуть с этим вопросом до последних чисел декабря.
Впрочем, при разработке графика годовой инвентаризации нужно учесть указания вышестоящих органов. Например, в соответствии с Приказом Департамента здравоохранения Правительства Москвы от 14.08.2009 N 1000 «О проведении инвентаризации имущества, финансовых активов и обязательств» руководителям и главным бухгалтерам Управлений здравоохранения административных округов, учреждений, государственных унитарных предприятий, подведомственных данному Департаменту, необходимо провести инвентаризацию в следующие сроки:
Сроки |
Объекты инвентаризации: |
|
в учреждениях |
в государственных |
|
не ранее 1 октября |
материальные запасы |
- незавершенное |
не ранее 1 ноября |
основные средства |
основные средства |
не ранее 1 декабря |
незавершенное |
капитальные вложения |
по состоянию |
- продукты питания; |
- незавершенный капитальный |
Примечание. При составлении графика нужно учесть, что копии инвентарных ведомостей с перечнем неиспользуемого медицинского оборудования должны быть представлены в отдел материально-технического обеспечения Департамента здравоохранения до 15 декабря 2009 г.
Помимо годовой инвентаризации всем учреждениям приходится проводить обязательные инвентаризации при смене материально ответственных лиц. Например, когда лицо, с которым был заключен договор о полной материальной ответственности (кассир, заведующий складом и т.д.), увольняется. Такая инвентаризация проводится на дату сдачи-приемки дел, при этом проверка наличия имущества производится инвентаризационной комиссией в присутствии обоих материально ответственных лиц — как уходящего (сдающего ценности), так и вновь пришедшего (принимающего ценности). Соответственно, на инвентаризационных документах должны присутствовать все подписи — как членов комиссии, так и обоих материально ответственных лиц.
Также учреждение может столкнуться с необходимостью проведения внеплановой инвентаризации в случае выявления фактов хищения, злоупотребления, порчи имущества, стихийных бедствий, пожаров и иных чрезвычайных ситуаций.
Излишки — это хорошо или плохо?
Основная цель инвентаризации — сравнение фактического наличия ее объектов с учетными данными. Отклонения могут быть как в сторону уменьшения (недостача), так и в сторону увеличения (излишки).
С недостачей все понятно — ее наличие однозначно является отрицательным сигналом.
С излишками сложнее. Казалось бы, обнаружен дополнительный актив, это плюс для компании, нужно радоваться. На самом деле это не так. Отклонение фактических данных от учетных в любую сторону говорит о недостатках организации работы с материальными ценностями.
Излишки могут появиться, например, если ТМЦ были неверно оприходованы либо списаны в производство или покупателю фактически отгрузили меньше товара, чем провели по документам. В любом случае речь идет об ошибках в организации учета или логистики.
То есть с точки зрения оценки функционирования бизнес-процессов наличие излишков ничем не лучше выявления недостачи.
Но если уж они выявлены — следует отразить этот факт в учете и тем самым повысить его достоверность (для этого, собственно, и нужна инвентаризация).
Как организовать учет выявленных при инвентаризации излишков имущества, рассмотрим в следующих разделах.
Готовим и проводим инвентаризацию
Обязанность проводить ежегодную инвентаризацию имущества и финансовых обязательств установлена Положением по ведению бух.учета, утвержденным Минфином 29.07.1998г. №34н. Правила и порядок проведения данной процедуры установлен Методическими указаниями (приказ МинФина №49 от 13.06.1995г), в них перечислены состав имущества и обязательств, подлежащих ревизии, и формы документов, которыми можно оформить результаты.
Основные этапы проведения инвентаризации приведены в таблице:
Этап | Документ | Пояснение |
Подготовка | Приказ руководителя о проведении инвентаризации | В приказе указываются: сроки проведения, причина инвентаризации, перечень инвентаризируемого имущества, перечень материально ответственных лиц и состав комиссии |
Проведение | Инвентаризационная опись | Члены комиссии ведут опись (подсчет) имущества и его состояния |
Сопоставление данных | Сличительная ведомость | Сверка данных, представленных в описи, с данными в бух.учете. Составление сличительных ведомостей на предмет выявления расхождений. |
Оформление и утверждение результатов | Бух.справка | Приведение в соответствие данных бух.учета фактическому наличию. Списание недостачи или оприходывание излишков |
Как оформить и учесть недостачи
Фактическое отсутствие товарно-материальных ценностей оформляется на основании приказа директора компании. Результаты работы комиссии по отсутствующим товарам, материалам оформите в протоколе, к нему приложите объяснения причин отсутствия и вынесите предложения директору по списанию утраченных ценностей. Также отсутствие ТМЦ имеет смысл заактировать, оформив документ в форме, утвержденной учетной политикой.
Например, проводка, отражающая недостачу готовой продукции при инвентаризации, следующая:
- Дт 94 Кт 43 — выявлено отсутствие готовой продукции на складе;
- Дт 91 «Прочие расходы» Кт 94 — списаны потери ТМЦ сверх норм естественной убыли