Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Будут ли еще повышать пенсионный возраст?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы обеспечить госбюджет финансами для уплаты пенсий и пособий по нетрудоспособности, на протяжении всей трудовой деятельности с зарплаты каждого человека удерживают 1% в белорусский пенсионный фонд. Кроме того, само предприятие отчисляет определенный процент в фонд социальной защиты.
Уровень пенсионных выплат поддерживают периодические перерасчеты.
Минтруда и соцзащиты гарантирует, что в 2023 г. трудовые пенсии будут повышены как минимум один раз. Прогноз главы государства оптимистичнее: на совещании 23 декабря он утверждал, что в следующем году трудовые пенсии могут поднять трижды.
По законодательству перерасчет осуществляется:
– трудовых пенсий – в связи с ростом средней заработной платы работников в республике на основании указов Президента не реже 1 раза в год в пределах средств ФСЗН;
– минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к пенсиям, доплат к пенсиям лицам в возрасте старше 75 лет – в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ). БПМ обновляют 4 раза в год – 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября. Соответственно, социальные пенсии и доплаты, будем надеяться, пересмотрят четырежды.
Во сколько лет белорусы выходят на пенсию?
Как показала практика, этих отчислений недостаточно из-за постоянно растущего в государстве количества людей, возраст которых достигает пенсии. Тем более что многие граждане для начисления пенсии в Беларуси не утрачивали своей трудоспособности и продолжали работать дальше. Чтобы поддержать пенсионный фонд, было принято решение увеличить возраст населения Беларуси для начисления пенсий.
Чтобы каждый гражданин самостоятельно смог разобраться и рассчитать свой уход на отдых по возрасту, была предложена специальная таблица, расписанная по годам с учетом даты рождения. Согласно реформе, возраст выхода белорусского населения на пенсию с 01.01. 2017 года до 31.12. 2022 года с каждым годом увеличивается на 6 месяцев.
Перераспределение взносов, о, покупка стажа. Какие еще есть предложения по пенсиям
Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».
— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.
Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.
— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.
Что говорили власти о пересмотре страховых взносов В 2021 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.
Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».
— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.
Особенности пенсионной системы в Беларуси
В отличие от граждан России, пенсионные отчисления белорусов не разделены на страховые и накопительные. Каждый работающий в Белоруссии ежемесячно делает взносы в ФСЗН. Из этих средств государство выплачивает пенсии, пособия и иные социальные выплаты нетрудоспособным лицам.
До 1 января 2017 года пенсионерами считались мужчины, достигшие 60 лет, женщины – 55 лет. Они получали право на трудовую пенсию. Для ее оформления необходимо «наработать» определенное количество лет стажа с обязательными отчислениями. В случае недостаточного периода работы человек получает социальную выплату, равную половине прожиточного минимума.
Такая система существовала в Белоруссии со времен Советского Союза. Однако современный уровень жизни, улучшение качества медицины, увеличение продолжительности жизни уже не позволяют относить нынешних мужчин и женщин, достигших 60 и 55 лет соответственно, к пожилым и не способным продолжать трудовую деятельность. Кроме того, при падающем уровне рождаемости появляется риск дефицита трудоспособного населения.
Число пенсионеров растет, государству необходимо принимать меры по их обеспечению. Следуя международной практике, правительство Белоруссии выбрало наиболее демократичный и гуманный вариант – повысить пенсионный возраст. Программа предусматривает ежегодное увеличение возраста выхода на заслуженный отдых на 6 месяцев до 2022 года.
Полугодовые увеличения относятся не только к возрасту. В таком же порядке повышается минимальный трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии. В 2017 году он составлял 15 лет.
В связи с пенсионной реформой по увеличению пенсионного возраста порядок назначения и выплаты пенсии в Белоруссии уже в 2018 году кардинально изменился. И теперь ежегодно он претерпевает установленные законом корректировки.
Размер пенсии в 2023 году и даты индексирования выплат
В прошлом году трудовые пенсии пересматривались каждый квартал: в марте на 7%, в августе на 10%, в декабре на 5%. В итоге средняя пенсия составляла 670 рублей. Изменения затронули все виды выплат: по возрасту, за выслугу лет, по потере кормильца и инвалидности.
Средний показатель пенсии в 2023 году составить 693 рубля. Белорусские власти еще до конца не определились, когда будет следующая индексация выплат. Но при этом заверили, что повышения будут. Если говорить об абсолютных цифрах — это 1,6 млрд белорусских рублей, они уже заложены в бюджет страны для выплаты пенсий. По плану 1,4 млрд приходятся на повышение пенсий в марте и августе.
Если выплаты будут увеличиваться равномерно в течение всего года примерно на 46 рублей, то рост составит 6,9%. Это существенно меньше, чем в предыдущем году. Но расчетное увеличение пенсий в 2023 году соответствует уровню инфляции. Именно обесцениванием денег и объясняется сокращение темпов роста пенсий.
Повышение пенсионного возраста
Государственные службы планируют меры, которые позволят уменьшить бремя финансовых выплат ФСЗН, связанных с увеличением числа стареющих граждан. Подсчеты экономистов утверждают, что молодые белорусы 30-35 лет получают гарантию социальных выплат при условии реформирования пенсионной системы и увеличения возраста выхода на заслуженный отдых.
Новости от BBQcash: Совет Республики рассматривает увеличение сроков выхода на пенсию для женщин. В период с 2023 по 2032 предлагают пенсионный возраст для женщин уравнять с мужчинами – 63 года.
Считают, что это спасет ФСЗН от увеличения дефицита и сохранит выплаты на прежнем уровне, который составляет 40 % среднемесячной оплаты труда. Такой мерой предотвращают и рост суммы взносов фонду.
Женщины в Беларуси живут дольше мужчин на 10 лет. Поэтому повышение пенсионного возраста для них практически неизбежно.
Специалисты приводят статистические данные, что по сегодняшний день в республике Беларусь мужчины, отправившись отдыхать, живут всего 7 лет. Условия жизни, нестабильность приводят к такому плачевному результату. Это лишает смысла дальнейшее увеличение возраста выхода на пенсию.
Эксперты совета республики рекомендуют использование накопительной формы пенсионной системы. Стимулирование ее развития может стать выходом из сложившейся трудной ситуации. Это станет возможным лишь при условиях макроэкономической стабильности. Уверенность граждан в сохранности своих денежных средств реализуется добровольными пенсионными взносами.
В 2017 году государственные служащие в республике Беларусь могут покидать свой пост и получать льготную пенсию:
- в 50 лет — женщины;
- в 55 — мужчины.
До момента достижения общеустановленного для всех обычных граждан пенсионного возраста (55 и 60 лет соответственно), они смогут получать только половину назначенных выплат. Такое ограничение не распространяется только на имеющим инвалидность 1 и 2 группы служащих.
Данную категорию работающих граждан также затронет постепенное поднятие пенсионного возраста — со второй части 2023 года они будут получать льготные выплаты:
- с 53 лет — женщины;
- с 58 — мужчины,
а полную сумму они смогут получать лишь по достижению:
- мужчинами — 63 годов;
- женщинами — 58.
Нетрудоспособные граждане республики Беларусь не имеют прав на получение трудовой пенсии, им начисляются только льготные выплаты.
Единый налог с повышенной налоговой ставкой
Министерство налогов и сборов напомнило, что новые плоские налоги будут применяться с февраля 2023 года. Они увеличились в 1,5-3 раза, в зависимости от вида предпринимательской деятельности.
Например, самозанятые торговцы, продающие овощи в Минске, должны будут платить 708 рублей, а в областных центрах — 532 рублей. Единый налог для физических лиц, реализующих плодоовощную продукцию, семена и саженцы, составит 155 рублей в столице и 143 рубля в региональных центрах. Инструкторам в Минске за легальную работу придется платить 164 рублей, а в вобластных центрах — 152 рублей.
Фактически, единый налог для самозанятых и самозанятых работников был увеличен с января 2023 года, когда было объявлено о внесении изменений в Налоговый кодекс, но новые налоговые ставки вступят в силу только с 1 февраля.
Как изменяется пенсионный возраст согласно реформе
Пенсионный возраст в Беларуси в 2017 году подвергся реформированию, до этого времени он составлял 60 лет у мужчин и 55 у женщин. После старта изменений пенсионный возраст Беларусь планирует поднять до 63 лет мужчинам и 58 лет — женщинам. Переходный период предусматривает поэтапный рост на полгода каждый год. График выхода на пенсию в РБ представлен в виде таблицы.
Год | Пенсионный возраст в Белоруссии для женщин, лет | Пенсионный возраст в Белоруссии для мужчин, лет |
2017 | 55,5 | 60,5 |
2018 | 56 | 61 |
2019 | 56,5 | 61,5 |
2020 | 57 | 62 |
2021 | 57,5 | 62,5 |
2022 | 58 | 63 |
Пенсионный возраст в Беларуси в 2019 году составляет 61,5 года у сильной половины, 56,5 — у слабой.
К 2022 году пенсионный возраст для мужчин и женщин Белоруссии увеличится до 63 и 58 лет соответственно. Отдельные возрастные ограничения устанавливаются для тех, кто не отработал минимальный стаж, они смогут получить социальную пенсию в 65 лет — мужчины и в 60 лет — женщины.
В соответствии с пенсионной реформой, стартовавшей в Белоруссии в 2017 году, возраст выхода на пенсию будет повышаться ежегодно на 6 месяцев вплоть до 2023-го. Преобразования касаются и будущих пенсионеров, и будущих пенсионерок.
На 2020-й выход на пенсию в Беларуси:
- Для граждан — 62 года.
- Для гражданок — 57 лет.
Белорусское правительство считает, что введенная им система ступенчатого повышения пенсионного возраста приносит и гражданам, и государству одну только пользу:
- Ежегодное увеличение пособий пожилым людям, уже вышедшим на пенсию.
- Стабилизация экономического положения пенсионного фонда — в частности, препятствование уменьшению его доходных статей.
- Смягчение дефицита рабочей силы на внутренних рынках труда.
Особенности пенсионной системы в Беларуси
В отличие от граждан России, пенсионные отчисления белорусов не разделены на страховые и накопительные. Каждый работающий в Белоруссии ежемесячно делает взносы в ФСЗН. Из этих средств государство выплачивает пенсии, пособия и иные социальные выплаты нетрудоспособным лицам.
До 1 января 2017 года пенсионерами считались мужчины, достигшие 60 лет, женщины – 55 лет. Они получали право на трудовую пенсию. Для ее оформления необходимо «наработать» определенное количество лет стажа с обязательными отчислениями. В случае недостаточного периода работы человек получает социальную выплату, равную половине прожиточного минимума.
Такая система существовала в Белоруссии со времен Советского Союза. Однако современный уровень жизни, улучшение качества медицины, увеличение продолжительности жизни уже не позволяют относить нынешних мужчин и женщин, достигших 60 и 55 лет соответственно, к пожилым и не способным продолжать трудовую деятельность. Кроме того, при падающем уровне рождаемости появляется риск дефицита трудоспособного населения.
Число пенсионеров растет, государству необходимо принимать меры по их обеспечению. Следуя международной практике, правительство Белоруссии выбрало наиболее демократичный и гуманный вариант – повысить пенсионный возраст. Программа предусматривает ежегодное увеличение возраста выхода на заслуженный отдых на 6 месяцев до 2022 года.
Полугодовые увеличения относятся не только к возрасту. В таком же порядке повышается минимальный трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии. В 2017 году он составлял 15 лет.
В связи с пенсионной реформой по увеличению пенсионного возраста порядок назначения и выплаты пенсии в Белоруссии уже в 2018 году кардинально изменился. И теперь ежегодно он претерпевает установленные законом корректировки.
Таблица выхода на пенсию по годам рождения
Предлагаем «разложить все по полочкам» относительно возрастной градации «предпенсионеров», у которых введение ФЗ № 350 пришлось на последние годы перед пенсией.
Итак, рожденные в 1958 мужчины и в 1963 женщины ушли на пенсию до окончания 2018 года, то есть до вступления ФЗ № 350 в силу. Трудоспособный возраст мужчин 1963 и женщин 1968 года рождения будет продлен на полные 5 лет. В переходной категории остались мужчины 1959-1962 и женщины 1964-1967 годов рождения. Их пенсионный возраст уже не 55/60, но и не 60/65, а где-то посередине. Он каждый год поэтапно увеличивается.
В нижеследующей таблице мы покажем, каким образом это происходит
Мужчины |
Женщины |
Год наступления пенсионного возраста |
|||
Год рождения |
Пенсионный возраст по новому закону |
Год рождения |
Пенсионный возраст по новому закону |
Согласно прежнему законодательству |
Согласно новому закону |
1959(январь-июнь) |
60,5 |
1964(январь-июнь) |
55,5 |
2019(январь-июнь) |
2019(июль-декабрь) |
1959(июль-декабрь) |
60,5 |
1964(июль-декабрь) |
55.5 |
2019(июль-декабрь) |
2020(январь-июнь) |
1960(январь-июнь) |
61,5 |
1965(январь-июнь) |
56,5 |
2020(январь-июнь) |
2021(июль-декабрь) |
1960(июль-декабрь) |
61,5 |
1965(июль-декабрь) |
56,5 |
2020(июль-декабрь) |
2022(январь-июнь) |
1961 |
63 |
1966 |
58 |
2021 |
2024 |
1962 |
64 |
1967 |
59 |
2022 |
2026 |
1963 |
65 |
1968 |
60 |
2023 |
2028 |
Как учитывается заработок в другой валюте
Прежде всего, напомним, что заработок и страховые взносы, уплаченные в других странах, могут учитываться только до 1 января 2002 года, когда в России заработал Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях». Согласно нему с 2002 года на размер пенсии влияют только страховые взносы в Пенсионный фонд России.
Поэтому взносы, которые перечислялись в Пенсионные фонды стран СНГ после 2002 года, не учитываются при расчете российской пенсии. Расчет пенсионных прав на конец 2001 года по заработку за 2000-2001 годы тоже может проводиться только на основе данных персонифицированного учета на территории России.
Следовательно, учесть можно только данные о зарплате из справки, содержащей информацию о заработке заявителя за любые 60 месяцев подряд.