ОТЛИЧИЯ ИНВАЛИД ДЕТСТВА И ИНВАЛИД С ДЕТСТВА И РЕБЁНОК-ИНВАЛИД.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОТЛИЧИЯ ИНВАЛИД ДЕТСТВА И ИНВАЛИД С ДЕТСТВА И РЕБЁНОК-ИНВАЛИД.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Гражданин, который по каким-либо причинам получил травму, что привело к отклонениям в функционирование организма, становится инвалидом. В отличие от взрослых, причины, по которой была получена травма, не важны. Приобрести расстройства можно как в процессе жизнедеятельности, так и до рождения.

Что ждет ребенка-инвалида после 18 лет? Взрослая жизнь или череда новых проблем

Далеко не для всех наступление совершеннолетия ассоциируется с началом взрослой жизни и открывающимися горизонтами впереди. Для детей-инвалидов и их родителей 18-летие — это рубеж, за которым их ожидает масса новых трудностей. С чем они связаны?

До совершеннолетия все дети с инвалидностью находятся в одинаковом положении. У них нет, как у взрослых, разделения на группы. Есть одна общая категория, которая дает равные права на выплаты, льготы и реабилитацию.

Детская категория автоматически приравнивается к 1 группе инвалидности. Соответственно, до 18 лет ребенку положена пенсия максимального размера, а родителям, в качестве вспомогательного инструмента, назначается пособие ЛОУ. А что потом?

Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница? // Администрация Беловского городского округа

Пояснение и разграничение понятий «дети с ОВЗ» и «дети-инвалиды» имеет экономическое и правовое значение. Бюрократическая коллизия приводит к путанице понятий и их отождествлению (многие считают термин ОВЗ толерантным синонимом понятия инвалидности).

Даже в докладе о выполнении Конвенции ООН под количеством детей с инвалидностью подразумевалось число несовершеннолетних с ОВЗ. Немногие знают, чем отличаются дети с ОВЗ от детей-инвалидов, не понимают, что это взаимопересекающиеся группы, а вопрос об их разграничении является дискуссионным на всех уровнях власти.

  • Предложен следующий вариант разграничения понятий:
  • · Ребенок с ОВЗ — физлицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.
  • · Ребенок-инвалид — физлицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и потребности в социальной защите.
  • Дети с ОВЗ и инвалиды: различие понятий

В законе «Об образовании» представлена только категория детей с ограниченными возможностями здоровья, что, как считают эксперты, ограничивает права инвалидов, не всегда попадающих в категорию ОВЗ. Именно поэтому отдельные специалисты настаивают на внесении изменений в законодательную базу и разделении спорных понятий.

Согласно статистике, около 40 тыс. российских детей-инвалидов не относятся к группе несовершеннолетних с ОВЗ, тогда как последних в системе образования зафиксировано в два раза больше.

Понимать, в чем отличие ОВЗ и инвалидов критично важно для исправления несовершенства образовательной системы, согласно которой дошкольники с ограниченными возможностями здоровья обучаются в специальных коррекционных группах в ДОУ, а дети с инвалидностью — преимущественно в рядовых детских садах и группах либо же предпочитают надомное обучение.

При этом санитарными нормами закреплена пониженная наполняемость групп в детских садах, осуществляющих инклюзивное образование. Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13, в младших группах должно быть не более 10 детей, трое из которых имеют ограниченные возможности здоровья, а средних и старших группах не более 15 детей, где с ограниченными возможностями может быть только четверо.

Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница

Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями травм, согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г.

№ 95, федеральным госучреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) не получил группу по инвалидности, он является ребенком с ОВЗ.

Следовательно, дети с ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут быть причислены к категории детей с ОВЗ. Следовательно, нельзя утверждать, то дети с ОВЗ и дети-инвалиды — это одно и тоже.

В 2016 году Минтруда и соцзащиты издал приказ №1024н определил семь основных категорий жизнедеятельности, которые служат критерием оценки группы инвалидности.

К ним относят способность к общению, обучению, передвижению, самообслуживанию, ориентированию в пространстве и времени, труду и контролю над своим поведением, каждый из которых имеет три степени выраженности.

Инвалидность устанавливается, если функциональные нарушения организма выражены второй и третьей степенью выраженности в диапазоне 40-100%.

Детская инвалидность

Чтобы разобраться в вопросе, следует обратиться к положениям Семейного кодекса РФ. В ст. 54 документа четко обозначено, что дети-инвалиды имеют дефекты, заболевания или последствия травм, спровоцировавшие ограничение жизнедеятельности и потерю социальных ориентиров:

· полной или частичной потере возможности обслуживать себя самостоятельно;

Читайте также:  Как получить единовременную выплату из пенсионных накоплений, пояснили в ПФР

· утрате возможности передвигаться, контролировать свое поведение, обучаться.

То, в какой мере нарушены функции организма, влияет на присвоение малышу той или иной группы инвалидности.

I группа Потребность в социальной защите и резко выраженное ограничение любого вида жизнедеятельности в силу стойкого нарушения здоровья — ключевой критерий отнесения ребенка к первой группе инвалидности. Несовершеннолетний причисляется к I группе, когда не способен к:
  • обслуживанию себя и полностью зависит от других;
  • самостоятельному передвижению;
  • ориентации в пространстве;
  • общению или контролю своего поведения.
II группа Ограничение одного или нескольких видов жизнедеятельности, социальная недостаточность, зависимость от других из-за расстройства функций организма — факторы отнесения ребенка ко II группе инвалидности. Показаниями является способность с помощью вспомогательных средств или других людей к:
  • самостоятельному обслуживанию;
  • самостоятельному передвижению в пространстве;
  • общению и контролю над своим поведением;
  • ориентированию в пространстве и времени.

Неспособность к:

  • обучению или обучение по спецпрограммам или в спецзаведениях;
  • трудовой деятельности.
III группа Умеренно выраженные ограничения жизнедеятельности и потребность в социальной помощи, спровоцированные травмами, дефектами и заболеваниями. III группа инвалидности устанавливается, если с использованием вспомогательных средств ребенок способен:
  • обслуживать себя;
  • передвигаться самостоятельно, делая это более дробно и медленнее, чем другие люди;
  • соблюдая специальный режим, обучаться в образовательных учреждениях;
  • ориентироваться в пространстве и времени;
  • общаться медленнее, чем другие, усваивать, передавать и получать меньший объем информации.

Медико-социальное заключение об инвалидности оформляют по рекомендации медицинских учреждений федерального, регионального или городского значения.

Заключение составляется в двух экземплярах, один из которых остается в выдавшем его учреждении, а второй передается в местный отдел соцзащиты населения по месту жительства ребенка.

В заключении указывается не только рекомендуемая группа инвалидности, но рекомендации по уходу за ребенком-инвалидом.

Реабилитация инвалидов

Для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации.

Реабилитация инвалидов — это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:

восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

Правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ

1. К обучающимся с ОВЗ с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости запрещено применять меры дисциплинарного взыскания.

2. Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.

3. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ определяются уполномоченными органами власти (Министерство просвещения РФ совместно с Минтрудом РФ).

4. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

5. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают получение профобучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим школьного образования.

6. При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).

7. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Источники:

Конституция Российской Федерации (ст. 43, 55)

Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ (ст. 24);

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 (в частности, статья 79);

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в частности, статья 19);

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 года N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Доступная среда“ на 2011-2020 годы»;

«Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на период до 2020 года», утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 7 февраля 2018 г. № 987п-П8;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;

Приказ Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями».

Читайте также:  С 1 февраля 2023 года московские школьники начали изучать только предметы ЕГЭ

Изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий

По российскому законодательству дети-инвалиды имеют право на бесплатное протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов, протезов, включая эндопротезы и ортезы, а также ремонт технических средств реабилитации (ТСР), протезно-ортопедические изделия в том числе.
Предоставление техсредства осуществляется в рамках ИПР.

Для того, чтобы получить ТСР, родителям ребенка-инвалида необходимо обратиться в региональное отделение Фонда социального страхования РФ по месту жительства или орган соцзащиты. К заявлению о предоставлении ТСР прилагаются свидетельство о рождении и паспорт законного представителя (другой документ, удостоверяющий личность) и ИПР.
В случае невозможности предоставления ТСР, его ремонта или самостоятельного приобретения ТСР, родители имеют право на компенсацию в размере потраченных средств, но не более стоимости соответствующего ТСР или услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №240.

Бесплатно ремонт ТСР можно сделать на основании заключения медико-технической экспертизы, подав заявление в уполномоченный орган.

Что положено от государства?

Для этого слоя граждан пенсии обязательны. Предусмотрены льготы для инвалидов детства:

  • Скидки родителям, ухаживающим за больным ребенком;
  • Послабления в системе налогообложения;
  • Скидки на проезд;
  • Жилищные привилегии;
  • При оказании медицинских и реабилитационных услуг.

Любая помощь от Правительства направлена на обеспечение больных детей и их опекунов, родителей всем необходимым. Действия направлены на создание возможностей, которые бы соответствовали возможностям здоровых слоев населения.

Компенсации на детей осуществляются через Пенсионные фонды или специальные МФЦ. Каждая система требует индивидуального самостоятельного оформления с предоставлением определенного пакета документов.

Перерасчет пенсий проводится ежегодно. На 2019 год сумма пенсии составила 11900 рублей на одного ребенка – инвалида.

  • Предусмотрена ежемесячная выплата (ЕДВ) в размере 2678,31 рублей. На размер ежемесячной выплаты влияет неполный или полный отказ от предоставляемых услуг. Если они полностью сохранены, то сумма ЕДВ равна 1478 рублей. Разница в тысячу рублей без предоставления помощи в натуральной форме. Для оформления ЕДВ необходимо подать заявление в аналогичную организацию, что и при оформлении пенсий.
  • Частью ежемесячных пособий является набор услуг:
  1. Снабжение лекарственными препаратами, медицинской продукцией, лечебным питанием;
  2. Путевки в здравницу;
  3. Оплата проезда до санатория и обратно (проезд по железной дороге).

В чем разница статусов?

Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.

Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).

Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).

В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.

Для разведения терминов «ОВЗ» и «инвалидность» в настоящее время разрабатывается проект внесения изменений в ФЗ-273. Законопроект включает категорию инвалидов (детей-инвалидов) в категорию обучающихся с ОВЗ при наличии у них заключения ПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования.

ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально, с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся и индивидуальной ситуации развития. В заключении отражаются следующие данные:

— наличие/отсутствие необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (нуждается ли ребенок в сопровождении специалистов психолого-педагогического профиля, наблюдении врачей);

— рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка на базе образовательной организации (определение образовательной программы, потребности в архитектурной доступности, необходимости сопровождения ассистентом (помощником), потребности в сопровождении тьютором, особые условия прохождения ГИА, а также рекомендации о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы специалистов и срок повторного прохождения ПМПК).

Существуют разные классификации инвалидности в зависимости от тех или иных критериев:

В зависимости от возраста человека
  • дети-инвалиды;
  • взрослые инвалиды.
В зависимости от причины (см. выше)
  • инвалиды войны;
  • инвалиды труда;
  • инвалиды с детства;
  • инвалиды по общему заболеванию.
В зависимости от степени утраты трудоспособности
  • I группа – полностью утратившие трудоспособность;
  • II группа – частично либо временно утратившие трудоспособность;
  • III группа – трудоспособные, но нуждаются в щадящих условиях труда.
В зависимости от степени утраты способности к передвижению
  • мобильные;
  • маломобильные;
  • неподвижные.
В зависимости от вида нарушенной функции
  • расстройства двигательной сферы;
  • расстройства со стороны сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, выделения, органов внутренней секреции, обмена веществ;
  • расстройства со стороны органов чувств: слуха, зрения, обоняния, осязания;
  • психические расстройства, нарушения памяти, внимания, восприятия, воли, эмоций, речи.
Читайте также:  Статья 20 УК РФ. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

Особенности оформления пенсии родителям ребенка-инвалида

К категории наиболее социально уязвимых относятся семьи, в которых воспитываются дети-инвалиды. Наличие такого ребенка налагает дополнительную ответственность и ограничения на его родителей или опекунов.

Кроме этого, заботы о ребенке-инвалиде не позволяют полноценно осуществлять трудовую деятельность, копить стаж и баллы, которые необходимы для формирования достойного материального обеспечения в старости.

В этой связи государство предоставляет родителям и опекунам ребенка с инвалидностью различного рода льготы, среди которых: признание времени ухода за ним периодом, входящим в страховой стаж (при определенных условиях), а также право на досрочный выход на пенсию. Об аспектах и тонкостях последнего подробно в этой статье далее.

В каких случаях определяется инвалидность: критерии инвалидности ребенка

Если у взрослых инвалидность определяется по группам, в зависимости от степени физической дисфункции, то инвалидность детям до 18 лет не имеет градации. Т.е. всем детям, имеющим разную степень проблем со здоровьем присуждается статус “инвалид детства” и лишь по достижении совершеннолетия, данный статус либо отменяется (если ребенок лишился проблем), либо присваивается “взрослая” классификация (1-3 группа инвалидности).

Постановление правительства №95 (20.02.06) (далее — “Постановление”), определяет перечень условий, при котором ребенок может претендовать на социальный статус инвалида. К ним относятся:

  1. Явные нарушения функционирования организма. Они могут быть вызваны как врожденными дефектами, так и дефектами, приобретенными вследствие болезней или полученных травм (например: ДЦП)
  2. Нарушение у ребенка возможности социализации. При этом, выделяется как полное, так и частичное нарушение. Т.е. оценивается способность ребенка к общению, ориентации, самообслуживанию, передвижению и т.д. (например, как при пороке сердца, малыши с синдромом дауна, умственная отсталость, аутисты или при осложнениях дети диабетики)
  3. Необходимость реабилитационных мер
  4. Необходимость в социальном обеспечении

ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально, с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся и индивидуальной ситуации развития. В заключении отражаются следующие данные:

— наличие/отсутствие необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (нуждается ли ребенок в сопровождении специалистов психолого-педагогического профиля, наблюдении врачей);

— рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка на базе образовательной организации (определение образовательной программы, потребности в архитектурной доступности, необходимости сопровождения ассистентом (помощником), потребности в сопровождении тьютором, особые условия прохождения ГИА, а также рекомендации о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы специалистов и срок повторного прохождения ПМПК).

Многие путают существующие понятия инвалидности. Давайте подробно разберемся, что из них представляет каждая:

  1. Ребенок – инвалид. Под ним понимается человек, которые еще не достиг совершеннолетия и по определенным причинам получил инвалидность. Здесь не имеет значения, когда она была получена и каким способом. Потому что приобрести дисфункцию можно в процессе своей жизнедеятельности либо еще до рождения. Самым важным фактом здесь является, что человеку установлен данный статус. Его продолжительность определяется врачами в зависимости от возможных прогнозов развития болезни. Если утраченная дисфункция восстановлению не подлежит, то инвалидность будет установлена до исполнения 18 лет человеку. Но если есть шанс, что дисфункция уменьшится или полностью излечится, то действие статуса будет ограничено одним или двумя годами. И ребенку придется каждый раз подтверждать свое состояние.
  2. Инвалид. К ним относятся взрослые совершеннолетние люди, которые получили определенную дисфункцию в случае травмы или болезни. В зависимости от состояния здоровья, взрослым людям обязательно устанавливается одна из трех групп. Данное состояние также необходимо подтверждать ежегодно, а для представителей первой группы это требуется делать каждые 2 года. Но с текущего года был определен перечень заболеваний, которые дают возможность установить группу бессрочно, то есть ее не требуется подтверждать в дальнейшем. Эта группа имеет более широкое понятие, так как сюда относятся не только те, кто получил дисфункцию в совершеннолетнем возрасте. Сюда также входят и те, кто стали инвалидами в детстве. Они выросли, достигли совершеннолетия, и им была установлена определенная группа.
  3. Инвалиды с детства. К данной категории относятся только совершеннолетние люди, которые имеют определенные дисфункции, полученные ими еще в детстве или до рождения. Они получили свой статус до 18 лет, а после наступления совершеннолетия они его подтвердили еще раз и получили определенную группу. Важно не путать получение инвалидности с ОВЗ. Некоторые дети имеют определенные ограниченные возможности, но им не ставят статус инвалида, пока они не вырастут. Хотя потом после достижения 18 лет они могут получить этот статус, но они уже не будут считаться инвалидами с детства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *