Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Зачем нужна диагностическая карта для ОСАГО?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как рассказали в РСА, пострадавший в ДТП получает выплату по ОСАГО вне зависимости от состояния транспортного средства его и виновника. По закону об ОСАГО страховая компания может предъявить регрессное требование к виновнику ДТП, автомобиль которого был неисправен, только если страховая компания докажет, что причиной ДТП явилась именно техническая неисправность автомобиля виновника аварии.
Смогут ли страховые компании предъявить регресс, если на машину нет техосмотра
«На практике такие случаи, когда причиной ДТП стала исключительно техническая неисправность автомобиля, крайне редки», — сказали в РСА.
После перевода техосмотра на добровольную основу страховщики при разборе ДТП будут ориентироваться на техническую исправность автомобилей. При этом, как подчеркнули в РСА, если на момент ДТП у виновника была действующая диагностическая карта, то по закону об ОСАГО, предъявить ему регресс по причине неисправности транспортного средства не получится.
Изменения в проведении ТО в 2021 году
С 2012 года ДК выдавалась как физически, так и в виде электронном. Однако в итоге систему решили модернизировать. Начиная с 1 марта 2021 года выдаваться будут только виртуальные варианты документа. Бумажную же версию с печатью и подписью теперь выйдет получить только по отдельному запросу.
К тому же меняется и формат самого документа. Теперь, помимо прочего, в нём обязательно должно быть фото автомобиля во время осмотра, а также координаты место проведения ТО. Вся эта информация будет заноситься в единый реестр и храниться там минимум пять лет.
Все диагностические карты, заведённые до 1 марта 2021 года без заезда машины на осмотр, будут аннулированы. Кроме того, оформление карты без проверки самого авто теперь будет караться законом.
Зачем нужна диагностическая карта ОСАГО в 2022 году
Получать диагностическую карту обязаны все водители, планирующие приобрести полис. Порядок оформления ОСАГО утвердило Правительство постановлением от 7 мая 2003 года. В нем указаны правила страхования ТС, особенности продажи и продления полисов.
При покупке ОСАГО водителю потребуется предъявить актуальную диагностическую карту с пометками о регистрации. В случае сомнений в ее подлинности возможна дополнительная проверка. Провести процедуру помогает программа, работающая с единой базой ЕАИСТО. Если после прохождения проверки станет известно о несостоятельности бланка, в продаже страховки будет отказано. При этом возможно снижение рейтинга покупателя либо полный отказ от дальнейшего сотрудничества.
Если пройти проверку удалось без проблем, страховщик переходит к расчету ОСАГО. При этом он использует актуальные тарифы, обращает внимание на КБМ (участие клиента в ДТП, наличие штрафов), категорию транспорта, мощность силового агрегата. Действия выполняются на специальном калькуляторе. Он быстро обрабатывает информацию, позволяет легко узнать стоимость страхования.
Произвести личный расчет ОСАГО, не прибегая к помощи специалиста, помогут программы на сайтах страховщиков. Принцип их работы аналогичен калькулятору эксперта. Приложения находятся в свободном доступе. Для их эксплуатации не нужно проходить регистрацию, оставлять электронную почту или телефон.
Деятельность страховых компаний контролируется Российским Союзом Автостраховщиков (РСА). Организация не позволяет продавать ОСАГО слишком дорого, оказывает помощь в обработке заявок с запросами о проверке подлинности.
Как изменилась процедура прохождения техосмотра?
Многие говорят про новые правила проведения техосмотра, но в реальности сама процедура не изменилась никак. Те автовладельцы, которые должны или хотят по собственной инициативе проходить техосмотр, проходят его точно так же, как раньше.
Напомним, что там тоже есть определенные нюансы: в частности, необходимо сфотографировать автомобиль в пункте осмотра (с привязкой к месту, сразу, как только приехали) и зарегистрировать фотографию в автоматизированной системе ЕАИС ТО, за которую отвечает МВД. На фото фиксируется время и место проведения техосмотра. Первый снимок делают после заезда автомобиля на первый пост, второй – в конце процедуры перед выдачей диагностической карты. В кадре должен быть автомобиль целиком, причем таким образом, чтобы читались номера.
На первом этапе автомобиль осматривают снизу, на втором проверяют салон, системы и зеркала, на третьем – тормоза и фары. Четвертый этап предполагает визуальный общий осмотр. Только после проведения всех этих действий специалист может выдать диагностическую карту. Все недочеты заносятся в систему, и во время последующих визитов в автосервис специалисты могут посмотреть состояние автомобиля, не перепроверяя самостоятельно. Исправить все на месте и сразу получить новую карту нельзя, придется повторить процедуру после того, как все недочеты окажутся устранены. После нового ТО будет выдана новая диагностическая карта.
Когда и зачем нужна диагностическая карта
С 2003 г. нельзя эксплуатировать транспортное средство на дорогах общего пользования без полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Но, чтобы оформить договор автострахования, владельцу необходимо сначала сделать диагностическую карту на автомобиль. Номер ДК заносится в базу РСА и открывает доступ страховым компаниям для оформления полиса. Таким образом, страховщик предоставляет услуги ОСАГО на технически исправное транспортное средство, и в случае ДТП покроет убытки.
Если виновник ДТП совершил происшествие с действующим полисом ОСАГО, но истекшим техосмотром, то страховая компания возместит ущерб потерпевшей стороне, а понесенные расходы взыщет с виновника в регрессном порядке, через суд.
Срок действия технической карты для ОСАГО
Диагностическая карта выдается владельцам легковых автомобилей на 1–2 года. Срок зависит от возраста ТС. Законом не предусмотрен период, в который автовладелец обязан застраховать машину. Например, собственник ТС прошел ТО, а затем улетел на 6 месяцев в командировку. По возвращении он может оформить ОСАГО по диагностической карте, которую получил полгода назад.
В таком случае, если купить полис на 12 месяцев, то через 6 месяцев придется пройти ТО. Ездить с действующим ОСАГО, но без действующего техосмотра, все равно что управлять незастрахованным автомобилем. В случае ДТП и признания водителя виновником страховая взыщет понесенные расходы в регрессном порядке через суд. Поэтому лучше сделать диагностическую карту для ОСАГО непосредственно перед оформлением полиса.
Сколько стоит техосмотр машины в 2023 году
Стоимость техосмотра в 2023 году зависит не только от типа транспортного средства, но и от региона (субъекта федерации), где проводится процедура осмотра.
Например, цена техосмотра легкового автомобиля находится в пределах 300 — 700 рублей, стоимость техосмотра грузовиков 600 — 1000 рублей.
Эта сумма уплачивается непосредственно организации, проводящей осмотр автомобиля. Платить дополнительную госпошлину за техосмотр в 2023 году не требуется.
Поэтому чтобы узнать, сколько стоит техосмотр на территории Вашего региона, рекомендую обратиться к выбранному оператору технического осмотра (позвонить по телефону).
Оплатить техосмотр можно в отделении банка или через специальные платежные терминалы. Для этого нужно выбрать пункт, в котором Вы будете проходить технический осмотр, и узнать его реквизиты для оплаты. Также можно заплатить и в кассе организации.
Что подтверждает подлинность
Многие водители транспортных средств сталкиваются с необходимостью определения подлинности диагностической карты. Это происходит при покупке автомобилей, или участии в ДТП, когда собственник рассчитывает на получение компенсации ущерба. Подлинность ДК в подобных ситуациях является очень важным фактором. Поскольку документ печатается на обыкновенном листе бумаги формата А4, без каких-либо защитных эмблем, бланк легко подделать, воспользовавшись образцом из интернета.
Проверить диагностическую карту можно в сети, набрав в строке поиска «Онлайн-проверка ДК». Здесь же необходимо указать наименование станции техобслуживания, дилерского центра, страховой компании, которые проводили диагностику транспортного средства и заполняли карту. Но самым действенным способом проверки ДК является профессиональная сверка кода ЕАИСТО. Это могут сделать только сотрудники СТО, где проводился техосмотр и где был присвоен индивидуальный код.
Что такое номер ЕАИСТО? Это федеральная база, расшифровывающаяся как Единая Автоматизированная Информационная Система Технического Осмотра.
Часто задаваемые вопросы
Чтобы изучить нюансы диагностической карты, следует рассмотреть вопросы, которые наиболее часто задаются водителями.
Нужно грамотно действовать в ситуации, когда сотрудник ГИБДД требует этот документ у водителя, поскольку такие действия будут неправомерными, и об этом тоже нужно узнать подробнее.
Для водителя важно не попасть в руки мошенников, которые часто встречаются на рынке техосмотров, предлагая услугу продажи карты, при этом выдавая подделку за оригинал. Все чаще встречается и ситуация, в которой ТО проводится неквалифицированным или невнимательным сотрудником, не замечающим серьезные дефекты. Если из-за этого произошла авария, то тоже нужно знать, как в таких случаях может действовать страховая компания и кто будет платить за подобный ущерб, спровоцированный человеческим фактором.
Диагностическая карта автомобиля для страховки оформляется в виде листа формата А4. Информация в ней размещена тоже с двух сторон несколькими блоками. Никакой защиты этот документ не имеет, кроме печати и подписи эксперта. А как же проверить подлинность документа? Для этого сегодня существует специальная электронная база данных ЕАИСТО, в которой и можно сверить индивидуальный номер, состоящий из 15 и 21 цифры. Карта содержит таблицу, отражающую сведения обо всех проверенных механизмах и системах транспортного средства. В документе представлено 65 пунктов, содержащих информацию о тормозной системе машины, рулевом управлении, состоянии и марке колес, приборах освещения, пробеге и др. Кроме того, документ содержит сведения о ПТС, фамилию оператора, который проводил проверку, и дату следующего технического осмотра. Далее в диагностической карте делается вывод о том, соответствует или не соответствует автомобиль требованиям и нормам безопасности. В карте отражается срок ее действия, по истечении которого автовладелец должен вновь пройти техосмотр.
Восстановление: как получить дубликат, если вся техническая процедура пройдена?
По факту диагностическая карта бывает нужна среднестатистическому водителю не чаще раза в год – когда приходит пора переоформлять полис автостраховки. И иногда оказывается, что этот важный документ теряется или приходит в негодность.
Справка! Проходить техосмотр заново нет необходимости. Если вы потеряли или утратили иным путем диагностическую карту, вам нужно получать дубликат. Получить дубликат можно и в ГИБДД и на той станции техобслуживания, на которой вы проходили техосмотр.
Достаточно найти по карте любого оператора, аккредитованного на проведение техосмотров и имеющего санкционированный доступ к базе ЕАИСТО. Там вам распечатают дубликат с интернет-версии, которая содержит всю информацию об осмотрах вашей машины также, как и оригинальная бумажная.
Дубликат требуется заверить подписью и печатью, как и оригинал. Это тоже можно сделать на той же станции техобслуживания, что и распечатку.
Эта услуга платная. В России ее стоимость составляет 300 рублей. Если с вас пытаются требовать больше – не соглашайтесь. Это незаконно.
До 2012 года утеря талона техосмотра грозила водителям крупными штрафами. С тех пор законодательство стало гуманнее. Возить с собой диагностическую карту не нужно. Сотрудники ГИБДД не имеют права требовать ее предъявления на дороге.
Однако случается, что этот документ теряют или утрачивают. При этом часто возникают опасения, что уникальная информация о техническом состоянии автомобиля, содержащаяся в карте, будет безвозвратно утеряна. Но бояться нечего.
На станции техобслуживания, диагностическая карта заполняется в двух бумажных экземплярах. Один выдается на руки владельцу автомобиля, другой – хранится в организации, проводящей экспертизу. Более того, все сведения в течение одного рабочего дня обязательны к занесению в единую электронную всероссийскую базу – ЕАИСТО, где они хранятся бессрочно.
Таким образом восстановление диагностической карты техосмотра не составляет особого труда.
Срок действия диагностической карты
Диагностическая карта имеет определенный срок действия, он указан в самой карте. Если ТС нет 3 лет, то оформлять ДК не придется, а впервые сделать диагностику необходимо после достижения автомобилем трехлетнего возраста. Второй раз повторить процедуру рекомендуется еще через два года. Когда машине будет 7 лет, следует проверить техническое состояние вновь, а по достижении машиной восьмилетнего возраста проверки нужно будет проводить ежегодно.
Возраст автомобиля | Наличие бланка |
---|---|
2 года или менее | ДК не требуется |
От 2 до 3 лет | технический осмотр не требуется |
Машине 4 года | Обязательно пройти осмотр |
Что такое ТО и диагностическая карта?
Технический осмотр (ТО, техосмотр) – это процедура проверки транспортного средства на безопасность его эксплуатации для водителя, пассажиров и прочих участников движения. ТО проводится на специальных пунктах, имеющих государственную аккредитацию, и сводится к проверке работоспособности основных агрегатов и систем, а также комплектности автомашины.
Для водителя / владельца ТС результатом техосмотра является получение диагностической карты – документа, подтверждающего прохождение ТО, исправность автомобиля и допуск его к эксплуатации на дорогах Российской Федерации. Карта должна быть внесена в государственный реестр – Единую автоматизированную информационную систему технических осмотров (ЕАИСТО). С марта 2021 года должны вступить в силу нововведения, устанавливающие, что диагностическая карта – это прежде всего электронный документ, и только в отдельных случаях подразумевается наличие бумажного носителя.
Основным нормативным актом, к которому мы будем прибегать в данном материале, является Федеральный закон №170 «О техосмотре…», не только устанавливающий правила ТО, но и корректирующий другие связанные НПА.
Цена диагностической карты формируется из трех составляющих:
- регион;
- тип транспортного средства;
- расценки организации.
Максимальную цену за прохождение ТО устанавливает региональная власть. Тарифы формируются по определенным правилам, ознакомиться с которыми можно в главе 3 статьи 16 Федерального закона №170. На основании максимальной цены, пункты техосмотра уже сами устанавливают свои окончательные цены.
Вид транспорта |
Цена, рублей |
|
---|---|---|
Москва | Санкт-Петербург | |
Легковой | 720 | 881 |
Грузовой (грузопдъемность более 12 т.) | 240 | 273 |
Мотоцикл | 1630 | 1997 |
В других регионах цены несколько ниже и составляют от 300 до 700 рублей для легковых автомобилей и 600 — 1000 для грузовиков. Более точную цену надо узнавать на станции прохождения техосмотра.
Цена за прохождение платится напрямую организации, которая проводит осмотр, по банковским реквизитам. Оплачивать дополнительную пошлину не требуется.
Получить действительную диагностическую карту можно только на лицензированных станциях технического осмотра. Полный перечень таких СТО находится на официальном сайте РСА. Особенностью лицензированных станций является наличие полного списка требуемого электрооборудования, для того, чтобы осматривать машину, в том числе: смотровые ямы и подъёмники, стоянка для всех типов транспортных средств и асфальтированный подъезд к СТО. Также сам персонал обязан быть квалифицирован для проведения работ.
Проходить осмотр разрешено в любой точке России, оформление данного документа никак не привязано к месту жительства владельца или регистрации самого транспортного средства.
К документам, которые потребуются при прохождении диагностирования, относятся следующие:
- паспорт или свидетельство о регистрации транспортного средства;
- документ, удостоверяющий личность клиента – владельца автомобиля;
- если проверку контролирует доверенное лицо, то официальный документ, подтверждающий его право на проведение ТО с данной машиной.
Таким образом, для получения карты диагностики не требуется большого перечня документации. Достаточно базовых материалов техобслуживания и самого автомобиля.